СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе на тему "Отцы и дети" как социально-психологический роман"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой разработку первого урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе на тему "Отцы и дети" как социально-психологический роман"»


У р о к № 2


Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)


Произведение: роман «Отцы и дети»


Вид урока: урок получения новых знаний и умений


Тип урока: вступительное занятие перед изучением крупного

эпического произведени.


Тема урока: «Отцы и дети» как социально-психологический

роман (проблематика произведения, смысл

названия, идейно-художественное своеобразие,

особенности композиции.


Цели урока:


1. Обучающие: - подготовить учащихся к осмыслению произведения в

процессе предстоящего анализа, пробудить в них интерес к

его изучению;

- раскрыть жизненные истоки проблематики романа, широ-

кий обобщающий смысл заглавия, идейно - художественное

своеобразие произведения;

- выделить особенности композиции;

- сформулировать определение социально-психологического

романа;

2. Развивающие: - развивать устную речь учащихся, расширять их словарный

запас;

- развивать умение анализировать и делать выводы;

- совершенствовать навыки работы с текстом художествен-

ного произведения.

3. Воспитательные: - воспитание внимательного отношения к слову, воспитание

вдумчивого читателя.

Оборудование урока: - портрет И.С.Тургенева,

- запись схемы «Этапы работы Тургенева над романом

«Отцы и дети».


Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивационное начало урока (обращение к личному опыту учащихся):


- Ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.

Вдумайтесь в название романа Тургенева.

«Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?

Союз и соединяет или противопоставляет понятия?

Какие отношения подразумеваются - родственные или возрастные?

Объясните знакомое «клише» - конфликт отцов и детей (конфликт поколений, идущих на смену друг другу).


*Заполняется левая колонка схемы.

* По мере рассуждений на доске и в тетрадях появляется схема


Смысл названия романа“


Прямое значение

Переносное значение



семейный конфликт поколений (психологическое звучание)

Общественный (социальный) конфликт




отцы дети

«отцы» - «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в.,

дворяне-либералы

«дети» - «молодое поколение»

60х гг. 19 в.,

разночинцы-демократы





[политическое звучание]


III. Этап самостоятельного добывания знаний путём наблюдений и размышлений.



- Но только ли семейные взаимоотношения подразумевал Тургенев, давая роману такое название? – Конечно, нет.


- На какой ещё конфликт поколений указывает заголовок романа?

* Поможет ответить на этот вопрос рассмотрение схемы «Этапы работы Тургенева над романом «Отцы и дети», которая заранее записана на доске:




Замысел



Работа над романом



Публикация




июль 1860 г.

о.Уайт

осень-зима 1860-61 гг. –

июль 1861 г.

Париж – Спасское-Лутовиново

февраль 1862 г.

ж. «Русский вестник»


Время действия в романе: 20 мая 1859 г. – зима 1860 г.

+ устное сообщение «Творческая история романа «Отцы и дети» (опрос по д/з)

Дополнительные вопросы:

- Зачем Тургенев применяет точную датировку событий в романе?

(он хочет вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке,

в которой происходит действие романа).

- 1859-60 гг. Что это за время для России?

(*опрос по д/з: устное сообщение на тему «Эпоха, отражённая в романе».

Основные положения ответа:

- это период подготовки крестьянской реформы,

- время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-

демократами,

- время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную

роль, а разночинцы становятся реальной силой,

- происходит рождение нового героя эпохи.)

- Итак, каков же второй смысл названия романа?

(заполняется правая колонка схемы)

- Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным

в произведении?

(- конечно, социальный.

В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова, разно-чинца - демократа, шестидесятника, с миром Кирсановых, либеральных дворян, аристократов, людей 40-х гг.)


- Можно ли выделить в романе главного героя? – да, безусловно.

- Почему именно Базаров становится им?

(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)


- Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов

определил и особенности композиции романа. В чём они заключаются?


1) Схема «Система образов романа»

Пояснения

Образ Базарова занимает центральное место в романе (из 28 глав произведения он не появляется лишь в двух). Все остальные персонажи группиру-

ются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотноше-ниях с ним, отчётливее оттеняют его облик, незаурядность его натуры.


Николай Петрович Кирсанов


Павел Петрович Кирсанов


Аркадий Кирсанов

Анна Сергеевна Одинцова

Фенечка

Ситников, Кукшина

родители Базарова

  • Базаров резко противопоставлен всем остальным

героям романа.


2

Пояснения

Композицию романа можно назвать кольцевой, т.к. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино–Никольское - дом родите-лей. Это позволяет писателю пока-зать эволюцию героя, путь его ду-ховного перерождения: к тем же людям во второй половине романа приходит новый Базаров, познав-ший сомнение, мучительно стараю-щийся сохранить свою теорию, спрятаться за неё от нарастающей сложности реального мира.

) Схема «Кольцевая композиция романа»

(через неё показана эволюция героя, путь его духовных исканий)

Марьино

(усадьба Кирсановых)



Никольское

(имение Одинцовой)




родители Базарова

(небольшой домик мелкопоместных дворян)





Дополнения учителя:

* Ещё одной особенностью композиции романа можно назвать то, что писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь самые важные, узловые моменты его биографии.


- Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить,

что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной

психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения

души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».

Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.


* Запись в тетрадь:

Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»:

  1. точная многозначительная деталь;

  2. портрет: одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;

  3. диалог, речь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);

  4. пейзаж, на фоне которого происходит то или иное событие.


* Записи делаются по мере выявления средств.


- Откройте I главу романа. Чему посвящена большая её часть? – Это рассказ о

жизни Николая Петровича Кирсанова.

- Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его

открыто? – Нет.

- Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о

личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.

- Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович?

(добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)

- Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия

именно такой, а не какой-либо другой?

(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае

Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

отбор фактов биографии.)

Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.


- Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появле-

ния. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?

(обнажённая красная рука Базарова)

- Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?

(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам -

помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает

нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском

быту.)


- Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).

Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев? –

Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.

Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.


Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная

характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения

психологии».


- Скажите, какая речь - монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?

(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся

мыслями.)


Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их

характера, личности.

- А какое место занимает пейзаж в романе?

(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровожда-

ются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое

состояние героя в данный момент)


IV. Этап подведения итогов урока.


- Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, дайте определение понятию

«социально-психологический роман» и докажите, что произведение Тургенева

«Отцы и дети» можно назвать таковым.

- Ответы учащихся

*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения.

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.


  1. Учить записи в тетрадях.

  2. Подготовиться к викторине по содержанию глав I - ХI.

  3. Выписать из текста глав I – ХI высказывания Базарова о любви, искусстве, природе, воспитании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!