У р о к № 2
Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
Произведение: роман «Отцы и дети»
Вид урока: урок получения новых знаний и умений
Тип урока: вступительное занятие перед изучением крупного
эпического произведени.
Тема урока: «Отцы и дети» как социально-психологический
роман (проблематика произведения, смысл
названия, идейно-художественное своеобразие,
особенности композиции.
Цели урока:
1. Обучающие: - подготовить учащихся к осмыслению произведения в
процессе предстоящего анализа, пробудить в них интерес к
его изучению;
- раскрыть жизненные истоки проблематики романа, широ-
кий обобщающий смысл заглавия, идейно - художественное
своеобразие произведения;
- выделить особенности композиции;
- сформулировать определение социально-психологического
романа;
2. Развивающие: - развивать устную речь учащихся, расширять их словарный
запас;
- развивать умение анализировать и делать выводы;
- совершенствовать навыки работы с текстом художествен-
ного произведения.
3. Воспитательные: - воспитание внимательного отношения к слову, воспитание
вдумчивого читателя.
Оборудование урока: - портрет И.С.Тургенева,
- запись схемы «Этапы работы Тургенева над романом
«Отцы и дети».
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивационное начало урока (обращение к личному опыту учащихся):
- Ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.
Вдумайтесь в название романа Тургенева.
«Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?
Союз и соединяет или противопоставляет понятия?
Какие отношения подразумеваются - родственные или возрастные?
Объясните знакомое «клише» - конфликт отцов и детей (конфликт поколений, идущих на смену друг другу).
*Заполняется левая колонка схемы.
* По мере рассуждений на доске и в тетрадях появляется схема
„Смысл названия романа“
Прямое значение | Переносное значение |
| |
семейный конфликт поколений (психологическое звучание) | Общественный (социальный) конфликт |
| |
отцы дети | «отцы» - «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в., дворяне-либералы | «дети» - «молодое поколение» 60х гг. 19 в., разночинцы-демократы |
| | |
| [политическое звучание] |
III. Этап самостоятельного добывания знаний путём наблюдений и размышлений.
- Но только ли семейные взаимоотношения подразумевал Тургенев, давая роману такое название? – Конечно, нет.
- На какой ещё конфликт поколений указывает заголовок романа?
* Поможет ответить на этот вопрос рассмотрение схемы «Этапы работы Тургенева над романом «Отцы и дети», которая заранее записана на доске:
Замысел | Работа над романом | Публикация |
| | |
июль 1860 г. о.Уайт | осень-зима 1860-61 гг. – июль 1861 г. Париж – Спасское-Лутовиново | февраль 1862 г. ж. «Русский вестник» |
Время действия в романе: 20 мая 1859 г. – зима 1860 г.
+ устное сообщение «Творческая история романа «Отцы и дети» (опрос по д/з)
Дополнительные вопросы:
- Зачем Тургенев применяет точную датировку событий в романе?
(он хочет вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке,
в которой происходит действие романа).
- 1859-60 гг. Что это за время для России?
(*опрос по д/з: устное сообщение на тему «Эпоха, отражённая в романе».
Основные положения ответа:
- это период подготовки крестьянской реформы,
- время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-
демократами,
- время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную
роль, а разночинцы становятся реальной силой,
- происходит рождение нового героя эпохи.)
- Итак, каков же второй смысл названия романа?
(заполняется правая колонка схемы)
- Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным
в произведении?
(- конечно, социальный.
В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова, разно-чинца - демократа, шестидесятника, с миром Кирсановых, либеральных дворян, аристократов, людей 40-х гг.)
- Можно ли выделить в романе главного героя? – да, безусловно.
- Почему именно Базаров становится им?
(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)
- Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов
определил и особенности композиции романа. В чём они заключаются?
1) Схема «Система образов романа»
Пояснения
Образ Базарова занимает центральное место в романе (из 28 глав произведения он не появляется лишь в двух). Все остальные персонажи группиру-
ются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотноше-ниях с ним, отчётливее оттеняют его облик, незаурядность его натуры.
Николай Петрович Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Фенечка
Ситников, Кукшина
родители Базарова
героям романа.
2
Пояснения
Композицию романа можно назвать кольцевой, т.к. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино–Никольское - дом родите-лей. Это позволяет писателю пока-зать эволюцию героя, путь его ду-ховного перерождения: к тем же людям во второй половине романа приходит новый Базаров, познав-ший сомнение, мучительно стараю-щийся сохранить свою теорию, спрятаться за неё от нарастающей сложности реального мира.
)
Схема «Кольцевая композиция романа» (через неё показана эволюция героя, путь его духовных исканий)
Марьино
(усадьба Кирсановых)
Никольское
(имение Одинцовой)
родители Базарова
(небольшой домик мелкопоместных дворян)
Дополнения учителя:
* Ещё одной особенностью композиции романа можно назвать то, что писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь самые важные, узловые моменты его биографии.
- Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить,
что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной
психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения
души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».
Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.
* Запись в тетрадь:
Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»:
точная многозначительная деталь;
портрет: одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;
диалог, речь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);
пейзаж, на фоне которого происходит то или иное событие.
* Записи делаются по мере выявления средств.
- Откройте I главу романа. Чему посвящена большая её часть? – Это рассказ о
жизни Николая Петровича Кирсанова.
- Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его
открыто? – Нет.
- Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о
личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.
- Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович?
(добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)
- Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия
именно такой, а не какой-либо другой?
(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае
Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
отбор фактов биографии.)
Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.
- Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появле-
ния. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?
(обнажённая красная рука Базарова)
- Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?
(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам -
помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает
нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском
быту.)
- Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).
Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев? –
Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.
Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.
Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная
характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения
психологии».
- Скажите, какая речь - монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?
(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся
мыслями.)
Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их
характера, личности.
- А какое место занимает пейзаж в романе?
(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровожда-
ются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое
состояние героя в данный момент)
IV. Этап подведения итогов урока.
- Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, дайте определение понятию
«социально-психологический роман» и докажите, что произведение Тургенева
«Отцы и дети» можно назвать таковым.
- Ответы учащихся
*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения.
V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Учить записи в тетрадях.
Подготовиться к викторине по содержанию глав I - ХI.
Выписать из текста глав I – ХI высказывания Базарова о любви, искусстве, природе, воспитании.