•1.а) Назовите тропы, которые могут быть использованы в художественном тексте.
•б)Какие из этих средств использует Фет? Какова их функция в тексте?
•2.Как объяснить выбор слова « лобзания»?
•Какова функция лексических повторов “свет ночной, ночные тени», « и заря ,заря»?
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе.«Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А. Фета.Отчёт 4 группы. Презентация.»
Урок литературы в 10 классе
Тема урока:
«Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А. Фета
«Шепот, робкое дыханье…»
Анализ стихотворения поэта
Урок подготовила учитель литературы
ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Аимбетова Татьяна Александровна
Лексический уровень
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Презентацию подготовила
ученица 10 класса ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Татарова Аида
Задание и вопросы :
- 1.а) Назовите тропы, которые могут быть использованы в художественном тексте.
- б)Какие из этих средств использует Фет? Какова их функция в тексте?
- 2.Как объяснить выбор слова « лобзания»?
- Какова функция лексических повторов “свет ночной, ночные тени», « и заря ,заря»?
о твет
К тропам мы относим эпитет, олицетворение, метафору, метонимию, синекдоху, перифразу, гиперболу, сравнение, иронию, литоту, аллегорию,.
Фет для создания удивит картины летней ночи и выражения эмоционального отношения к происходящему использует:
а)эпитеты « робкое дыхание», «волшебные изменения милого лица», «дымные тучки»;
б)олицетворение( олицетворённый эпитет) «сонный ручей»;
в)метафоры « пурпур розы», « отблеск янтаря», «серебро ручья»
Светлые чувства лирических героев как бы растворяются, и между ними и природой царит гармония. Тропы подчёркивают это ощущение, в этом и заключается их роль.
Автор использует очень высокое слово «лобзания»,тем самым возводит любовь в ранг святости. Лексические повторы не только заостряют наше внимание на ключевых словах, но и подчёркивают разное значение слова «заря»: ведь это и начало нового дня, и начало любви!
Ответ
- Заря — символ начала, пробуждения чего-то сильно ожидаемого. Движение в стихотворении приводит к образу зари, в равной мере связанной и с природой, и со сферой человеческих чувств(психологический параллелизм).
- Слова, являющиеся ключевыми, на первый взгляд кажутся несхожими («шёпот», «трели», « серебро», « пурпур», «слёзы», «заря»).
- Однако все эти образы сочетаются так, что образуемая ими поэтическая картина кажется выдержанной в одной тональности. В стихотворении важны не только образы, но и мелодичная интонация. Слово Фета поётся, звучит, и тот, кто читает вслух стихотворение, как бы слышит и “робкое дыханье”, и «соловьиные трели».
Вывод
- Мы убедились в том , что анализ лексического уровня стихотворения подтвердил выдвинутую гипотезу темы и идеи стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье..»
- Тема: а) тема волнующей картины летней ночи, тема природы;
- б)тема любви, для которой природа-храм и фон,
- роскошная декорация идейного содержания стихотворения.
- Идея: а)гимн красоте летней ночи, переходящей в
- летнее утро;
- б)гимн красоте человеческих чувств, «вечному событию», которое случается между влюблёнными .
И сточники
- https://filin-book.ru/files/books/ITD000000000828028.jpg
https://snoska.ru/images/covers/14/d6/14d627cf-f5c7-5365-a5b3-09e89ef0541e.jpg
http://www.char.ru/books/8618340_SHepot_robkoe_dyhane.jpg