СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе "Анализ стихотворения С.А.Есенина "Отговорила роща золотая" .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая», определение места этого стихотворения в лирике поэта. Обучение лингвистическому анализу поэтического текста, обогатить  понятие о поэтических средствах художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры), их роли в речи; - развитие умения исследования текста, творческого воображения; - помочь учащимся почувствовать красоту слова, понять секрет обаяния С.Есенина; привить любовь к Родине и русской природе; -обратить внимание учащихся на пейзаж, цвет; -развивать монологическую речь.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Анализ стихотворения С.А.Есенина "Отговорила роща золотая" .»

Тема: Анализ стихотворения С.А.Есенина "Отговорила роща золотая".

Урок литературы в 11 классе.






Автор: Асламурзаева Зоя Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: г. Владикавказ

Цель: анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая», определение места этого стихотворения в лирике поэта.

Задачи: - обучение лингвистическому анализу поэтического текста, обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры), их роли в речи;

- развитие умения исследования текста, творческого воображения;

- помочь учащимся почувствовать красоту слова, понять секрет обаяния С.Есенина;

-привить любовь к Родине и русской природе;

-обратить внимание учащихся на пейзаж, цвет;

-развивать монологическую речь.

Тип урока - исследование.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы работы:  беседа, выразительное чтение, лингвистический анализ текста, творческое задание.

Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, диск с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы.


Подготовка к уроку. Заранее классу были даны коллективные задания исследовательского характера. 1.Группе из 12 человек было предложено подготовить ответ на вопрос: « В чём художественный смысл и назначение есенинской цветописи? Как многозначен цвет у Есенина?» Каждому участнику группы было дано 1-2 стихотворения, где они проанализировали образ цвета.

Рассматривались следующие стихотворения: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Чёрная, потом пропахшая выть!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», «Разбуди меня завтра рано…», «Сойди, явись нам, красный конь», «О красном вечере задумалась дорога…», «Осень», «Вот оно глупое счастье…», «Закружилась листва золотая…», «Заметался пожар голубой…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Снежная равнина. Белая луна…» и др.

2. Группе из 7 человек было задано найти в стихах С.Есенина образы дерева и подумать, как они связаны с образом лирического героя. Каждый получил названия стихотворений: «Зелёная причёска…», «Я покинул родимый дом…», «Хорошо под осеннюю свежесть…», «По-осеннему кычет сова…», «Клён ты мой опавший…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Этой грусти теперь не рассыпать…».



Ход урока:





1.Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы познакомились с жизнью и творчеством Сергея Есенина, с художественным миром поэта. Сегодня узнаем об особенностях изображения природы, о символике цвета и деревьев в его стихотворениях, проанализируем сущность народных основ поэтики Есенина на примере стихотворения, ставшего романсом, «Отговорила роща золотая».

Сначала давайте создадим почву для восприятия произведения. Для этого нам необходимо ответить на вопрос: «В чём художественный смысл и назначение есенинской цветописи?» Мир в стихах Есенина богат красками. Что символизируют эти цвета?

Послушаем ребят, подготовивших сообщения.

2.Выступления учащихся.

Ученик. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» образ розового коня и зрительно представляется – конь розовый от косых рассветных лучей, и вызывает ассоциации (видеть в розовом свете), и говорит о юношеских незрелых, но и прекрасных мечтах. Белые яблони, золото увяданья, листьев медь – эти краски зримы и эмоциональны, с ними связано определённое философское содержание, т.е. они несут символическое значение.

Ученик. Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими, контрастными тонами. С синим непременно сочетается золотой, яркое красное пятно выделяется на зелёном. Вот характерна картина: « Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру». Но цвет не только живописен, с каждым цветом связан определённый смысл: зелёный цвет лугов и рощ передаёт чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Ученик. Синий цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина – голубая Русь, и мать – осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце – пожар голубой.

Ученик. Алый, малиновый, розовый близки голубому: Русь – «малиновое поле», тоскует о «розовом небе», осины «загляделись в розовую водь»; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.

Ученик. Особенно богаты у Есенина цвета жёлтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, «златая Русь», «Земля моя златая! Осенний светлый храм», с другой – «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча», увяданья золото, «Куст волос золотистый вянет». С одной стороны, «Сойди, явись нам, красный конь», с другой – «Головой размозжась о плетень, пролилась кровью ягод рябина».

Ученик. В есенинской любви к Родине есть «грусти ивовая ржавь». Красный, багряный говорят о близости конца: «Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась». Белый и чёрный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: «Отцвела моя белая липа», «белых яблонь дым».

3. Учитель. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? Зимние деревья. Назовите их. Какова символика деревьев в есенинских стихах? Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа.

Ученик. Берёза. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.

Есенин очеловечивал деревья, придавая им людской облик и чувства. По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха».

Береза наиболее часто становится героиней его произведений. Далее идут ель, клен, черемуха, ива, сосна, липа, тополь, осина, рябина, верба, яблоня, сирень, ракита, калина, дуб, ветла, ольха и кедр. Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен. Образ березы – это образ юной девушки, прекрасной, невинной, милой. С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Ученик. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. “Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку.

Ученик. Иву называют «плакучей». Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности .В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя. Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя. Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Ученик. Образ дуба Есенин вводит, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи. В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в нескольких стихотворения.

Вывод: И образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, коренящегося в фольклорной почве. В них выразились древние крестьянские представления о единстве бытия, о том, что и растения, и животные, и их старший брат человек – дети единой матери – природы, символом которой является дерево.

Есенинские цвет связаны с народным творчеством, это цвета народных вышивок и росписей, древнерусской иконописи, где они несут определённый эмоциональный и символический смысл: красный - цвет земного, плотского начала, голубой – духовного, божественного, золотой – цвет смерти и бессмертия, торжественности и величия.


4. Объяснение нового материала. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»

Сначала послушаем песню – романса в исполнении Н.Кадышевой. ( Песня звучит на фоне мультимедийной презентации по теме стихотворения.)

А сейчас послушаем стихотворение ( читает учитель). На каждой парте наличие текста.

Просмотр слайдов.

Беседа.

Учитель. Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на 1-ую строку. В любом стихотворении 1-ая строка сразу настраивает на определённый лад. Какие особенности вы здесь заметили?

Ученики. – Образ рощи. Деревья - это сам поэт, тем более что здесь роща отговорила, как человек.

- Цвет: роща золотая, это цвет увядания, но торжественного, царственного, ведь не жёлтая, а золотая.

- Инверсия. Прямой порядок слов был бы менее поэтическим.



Учитель. Мы уже с 1-ых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта. Этому служат и образ рощи, и олицетворение, и эмоционально окрашенный цвет, и поэтизация речи с помощью инверсии. Слова – антонимы весёлым и печально прямо выражают эмоцию. А всё стихотворение весёлое или печальное? Конечно, печальное, о весёлом только воспоминание. Но разве это прошлое исчезло? Так что оба слова , при всей их противоположности, служат эмоциональным ключом к стихотворению.

Перечитайте 2-ую строфу. Какие вы здесь выделите ключевые образы?

Ученики. – Образ дома. Дом – это родина, воспоминания о детстве, матери, это то, что человек покидает и потом грустит.

- «Письмо матери», там мать грустит о сыне, покинувшем дом.

- Образ странника.

Учитель. Образы 2-ой строфы проходят через многие стихи Есенина, здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле. Какие же это мысли?

Ученики. – О краткости жизни. Человек – только странник в мире.

- Но и жалеть его не надо: так должно быть, это закон жизни.

- Дом – это что-то прочное, человек уходит, а дом остаётся.

- А жизнь – дорога, человек – путник.

- Конопляник грустит об ушедшем, человек и природа едины, как мать грустит о сыне, так же и природа: пруд, месяц.

Учитель. Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идёт о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь и Родину, остро чувствует красоту природы. Кстати, ощущение гармонии возникает не только из того, что здесь прямо говорится о взаимосвязи человека и природы, но и из того, как нарисована картина. Образы составляют единство противоположностей. Голубой пруд и широкий месяц над ним – картина спокойная, уравновешенная, взгляд наш охватывает низ и верх, горизонталь и вертикаль, получается нечто симметричное, устойчивое. И цвет здесь контрастный – голубой и золотой, красивый и яркий. Это создаёт впечатление прочного, незыблемого, вечного. А рядом – динамика: образ странника, дороги, мгновения, времени. И всё это вместе прекрасно.

Теперь посмотрите, как нарисованы в 3-ей и 4-ой строфах прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить, какую роль играет цвет.

Ученики. – Прошлое и настоящее противопоставлены друг другу. О прошлом сказано: «души сиреневую цветь». Сирень – весенние цветы, и душа в юности цветёт, как сирень.

- Прошлое – зелёная, светлая, весёлая берёзовая роща.

- Настоящее – голая равнина, одиночество, печальные журавли.

- Настоящее окрашено в золотой и красный – цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябины горят, как костёр.


Учитель. А каково отношение поэта к прошлому и настоящему? Вот он несколько раз повторяет: «Не жаль». Ему в самом деле не жаль прошлого? Вы чувствуете, что всё стихотворение наполнено острейшей жалостью, тоской по уходящей жизни. Почему же возникает такое чувство, ведь слова повторяют: «Не жаль? А помните: «Не жалею, не зову, не плачу…», там тоже чувство возникает вопреки смыслу слов.

Ученик. Наверное, потому, что, когда человек говорит спокойно, трагедия ещё сильнее чувствуется.

Учитель. Но разве здесь тон спокойный? Как раз тон и говорит нам: не верьте словам! Слова говорят: «Не жаль», а вся музыка стиха, контрасты образов, цвета передают тоску и сожаление.

Контраст звуков усиливает контраст слов, их смысла. Звук р связан с красным пятном: «горит костёр рябины красной – согреть – не обгорят рябиновые», что помогает выделить эти слова на фоне остальных и усилить ощущение контраста. Все эти наблюдения помогают понять, что смысл стихотворения составляют не только значение слов, образы. Стих в единстве с звучащим словом составляет самую душу произведения. Неповторимая есенинская музыка стиха – это и есть суть стихотворения. В ней необычная простота, естественность, лёгкость.

После этих строк чувство несколько затухает, наступает грустное примирение. Ведь уход жизни – закон природы, общий и для дерева, и для человека. «Дерево роняет тихо листья», и поэт уже не кричит в тоске, а роняет «грустные слова». Листья дерева и слова поэта соединяются в один метафорический образ, ветер – время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние листья.

В конце стихотворения вновь возникает образ замолкшей рощи. Эта рама, в которую заключено многоцветное чувство, придаёт стихотворению композиционную завершённость.

-Почему в последней строфе Есенин использует многоточие?

Ученик. Поэт использует приёмы молчания, с помощью которого передаётся особое волнение лирического героя: дума его переполнена грустными чувствами.

-Какова роль в вопросительной конструкции «кого жалеть?»

Ученик. Этот риторический вопрос, ответы на который мы не ждём, потому что он ясен: «жалеть некого».

-Дайте характеристику лирическому герою.

Ученик. «Золотая роща» - это лирический герой, который близок С.Есенину, чувствующий своё «увядание», но это и одновременно его поэзия, она для него прекрасный сад, где слова-листья, образы-яблоки, стряхиваемые с души. Этот образ для поэта принципиально важен, так как порождён представлением о том, что человек, поэзия, природа - это одно неразрывно связанное целое. Лирический герой грустит о прошлом, о краткости жизни, но, несмотря на это, он любит жизнь, остро чувствует красоту природы.


5.Подведём итог.

Что утверждает в этом стихотворении поэт?


Ученики. С. Есенин утверждает величие жизни на земле, говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты. Прошлое и настоящее освещают друг друга: на юности лежит отблеск печального настоящего, а нынешнее состояние вобрало в себя красоту «юности весёлой». Мысль о смерти оборачивается утверждением жизни. Осознание краткости жизни заставляет ценить человека и землю, на которой он живёт. Это стихотворение о вечном, человеческом.



Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая».

 


 


 





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!