I. Организационный момент | Метод: слово учителя Прием: вводное слово Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы подведем итог изучению рассказа И. С. Тургенева «Муму». Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Откройте рабочие тетради, запишите дату, вид работы и тему сегодняшнего урока. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Образец записи в тетрадях: Второе марта Классная работа Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | Записать на доске дату, вид работы, тему урока |
II. Домашнее задание | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Откройте дневники, запишите домашнее задание. Домашним заданием у вас будет ответ на вопрос: «Кого вам больше жаль: Муму или Герасима?» Запишите его к себе в тетрадь. Сдаем на следующий урок. | Метод: слушание Прием: детальное, неоценочное, нерефлексивное | Записать на доске дом. задание, вопрос. |
III. Повторение изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово А сейчас повторим то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Итак, давайте вспомним главных героев произведения. Назовите их. Кого мы можем особо выделить из дворовых людей? Появление кого из слуг вызывает у читателя улыбку, смех? Словарная работа: Дядя Хвост - «Прихвостень». Нет собственного мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто выше него. Каковы основные качества, объединяющие практически всех этих людей? Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово Все это черты, которые рождены в человеке отношениями барства и раба. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию | Метод: слушание Прием: детальное, неоценочное, нерефлексивное Устный ответ ученика: Герасим, Барыня, Муму Татьяна. Герасим в нее влюбился. Молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. У Татьяны не было гордости, не было уверенности в себе. Капитон Климов. За него вышла замуж Татьяна. Он называет себя горемыкой. В женитьбе видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Гаврила. Главный дворецкий барыни, «начальствующее лицо». В разговоре с барыней постоянно говорит на –с, хотя при разговоре с другими слугами –с не употребляет. Лакей Степан В сравнении с Гаврилой – Гаврила думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять своего положения, Степан просто бездумно выполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого. Буфетчик дядя Хвост. Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна и «распоряжался, то есть только так руками разводил». Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания. | |
IV. Изучение нового материала. Работа с эпизодом «Осада каморки Герасима» | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Итак, приступим к анализу эпизода «Осада каморки Герасима». После прочтения, вам нужно будет ответить на следующие вопросы: Какова манера поведения барыни? Поведение Гаврилы? Участие в «операции» дяди Хвоста? Поведение Степана? Метод: чтение Прием: выразительное озвученное чтение Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Итак, отметим манеру поведения барыни. Найдем в тексте характеристику поведения Гаврилы (его трусость и попытки не уронить свой авторитет) Отметим участие дяди Хвоста. Каково поведение Степана? Отметим его услужливость. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Прочитаем абзац со слов «Герасим неподвижно стоял на пороге…». Что изменилось в отношении Герасима к остальной дворне? Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Итак, давайте отметим развитие противопоставления между Герасимом и остальной дворней. Словарная работа: Давайте обратим внимание на словосочетание «в немецких кафтанах». Немец – немой, первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умеют говорить по-русски. Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой. | Метод: слушание Прием: детальное, неоценочное, нерефлексивное …она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей… …впереди выступал Гаврила, придерживая рукой картуз, хотя ветру не было…, …смотри, брат – у меня не озорничай!... …Дядя Хвост открыл окно… Дядя Хвост закрыл окно… И Степан вскарабкался наверх… приговаривая: «Выходи, выходи!»… Выразительное озвученное чтение Устный ответ: В первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к своим – сейчас он «великан в красной рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах» | Выразительное чтение эпизода со слов «На следующее утро барыня проснулась довольно поздно…» до слов «… Дядя Хвост запер окно». Чтение отрывка со слов: «Герасим неподвижно стоял на дороге…» до слов «… Гаврила сделал шаг вперед» |
V. Работа с эпизодом прощание Герасима с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | Метод: чтение Прием: выразительное озвученное чтение Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Почему Герасим сам пошел топить Муму? Больно ли было Герасиму прощаться с Муму? Что произошло с Герасимом после того, как он утопил Муму? Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Почему он все-таки утопил ее? Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города, от барыни и ее людишек в деревню, где он когда-то чувствовал себя свободным. Прощание с единственным существом разорвало оковы внутреннего рабства. | Устный ответ: Он не хотел, чтобы подлые и жалкие люди с чувством ненависти убили его собаку. Герасиму было больно. Он ушел в деревню Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считали этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Метод: слушание Прием: детальное, неоценочное, нерефлексивное | Чтение эпизода со слов «…Спустя час после всей этой тревоги…» до слов «.. разбегались какие-то широкие круги…» |
VI. Подведение итогов | Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Итак, чем Герасим отличается от остальной дворни? Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню? Какой протест, с помощью ухода Герасима, хотел показать автор? Что хотел донести до читателя автор, создавая это произведение? Метод: слово учителя Прием: заключительное слово | Он имеет свой голос, свое мнение. Он служит барыне (выполняет свою работу), а не прислуживает, не пытается угодить. Против разрушения своей души. Протест против крепостного права. Автор хотел раскрыть пороки крепостничества, выразить протест против крепостного права. | |