СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. Р.Л.Стивенсон "Вересковый мёд"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: Р.Л.Стивенсон. Баллада "Вересковый мёд"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. Р.Л.Стивенсон "Вересковый мёд"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с.Дербетовка

Апанасенковского района Ставропольского края













Конспект урока

по литературе в 5 классе

«Р.Л.Стивенсон. Вересковый мёд»







Учитель русского языка и литературы

Кудрявцева Людмила Викторовна















2014 – 2015 учебный год



ТЕМА: РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН «ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД»

Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством Р.Л.Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мёд».

Задачи:
Образовательные: ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона; углубление знаний о литературной балладе; совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста.
Развивающие: развитие логического мышления, речи, навыков выразительного чтения. Воспитательные: привитие интереса к литературе; воспитание патриотических чувств.

Планируемые результаты:

Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при организации групповой деятельности; способность к самооценке; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; любовь к Родинеи уважение традиций народа.

Метапредметные:освоение способов решения проблем поискового характера; извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, слайд); формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; построение рассуждений для высказывания своей точки зрения.

Предметные: Ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона;
овладение знаниями о литературной балладе; выделение нравственной проблематики произведения как основы для развития представлений о нравственном идеале народа; овладение умениями и навыками анализа поэтического текста.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, дома вы самостоятельно познакомились с биографией английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона (слайд №2) Что вы узнали о нём?

Рассказы детей. (слайд №3). Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, удивительной стране, которая находится на острове Великобритания.

Ему были присущи  целеустремленность, сила воли, азартность, романтичность, чувство собственного достоинства. Дед  и отец были инженерами-строителями маяков. Мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, смотреть на волны, слушать рассказы о разных морских приключениях и мечтать. Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Романтика путешествий манила его. Необыкновенные приключения, сильные характеры привлекали будущего писателя. Однако сам он не отличался силой и здоровьем.

Жизнь писателя не была лёгкой, от матери досталась по наследству болезнь-туберкулёз, и он был прикован к постели. Но… мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага. Он старался записывать на бумаге всё, что видел. «В течение 14 лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё время трудился, не отступая от намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла горлом кровь, писал, когда меня бил озноб, писал раздираемый кашлем, писал, когда кружилась голова, и с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».

Стивенсон учился сначала на инженера, потом на юриста, стал адвокатом. Родители хотели, чтобы сын продолжил карьеру адвоката, но Роберт становится писателем. «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил», – писал он в своих воспоминаниях.

Врачи предписывали ему покой, но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях сказано: «никаких волнений», а он постоянно попадает в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане. Там он прожил несколько лет. Писателю было всего 44 года, когда он внезапно умер от кровоизлияния в мозг. Чтобы отдать последний долг своему другу и писателю, туземцы, жители острова, для проведения церемонии захоронения специально прорубили просеку, которая вела на вершину горы Веа, делая это в глубоком молчании

  1. Работа над новым материалом.

1.Вступительное слово учителя: Для российского читателя имя Роберта Льюиса Стивенсона связано с приключенческим романом «Остров сокровищ». Эта книга очень популярна и любима, она выдержала десятки изданий, по её мотивам сняты известные художественные и мультипликационные фильмы. Многие произведения Стивенсона пронизаны любовью к родному краю, к истории Шотландии.

Сегодня мы познакомимся с одним из них. Но сначала я предлагаю поработать в группах, выполненные вами задания помогут нам в дальнейшей работе.

2.Поиск информации. Работа в группах. (На карточках задания: для 1 группы -Что такое баллада?; 2- Родина Стивенсона; 3- Информация о вереске. На столе источники информации: словарь литературоведческих терминов, материал о Шотландии, детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения»)

а) Выступление 1 группы (слайд №4).

Баллада- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог.

В англо-шотландской народной поэзии жанр баллады сложился в XIV-XVI в.в. Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматический диалог.

б) Выступление 2 группы (слайды №5).

Вся история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут самоотверженные и отчаянные люди. Символы этой страны - клетчатая материя и волынка. В Шотландии до сих пор  сохранилась первозданная природа. Шотландия  с её дикими горами, прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света. Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в 11 веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, т.к.  это страна гор, покрытых душистым вереском.

в) Выступление 3 группы (слайд №6).

Вереск - это вечнозелёный низкий кустарник, некрупное, но очень красивое растение высотой не более 1 метра. Растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается  и первым покрывает землю плотным ковром. Живёт кустик  вереска до 40 лет.Зацветает растение в конце июля - августе и радует людей ковром из цветов порой до снегов.

3. Определение темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, о чём будет произведение, с которым мы сейчас познакомимся? (ответы детей)

В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: о чём заставило задуматься прочитанное произведение?

Учитель: Сегодня мы познакомимся с балладой Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мед». Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. В основу баллады положена народная легенда о пиктах. Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска.

4. Словарная работа (слайд №7) Пикты

5. Прослушивание записи произведения мр3 и просмотр слайдов

6. Беседа по впечатлениям

 - Понравилась вам баллада Р.Л. Стивенсона?

 - Думали ли вы, что так закончится произведение?

- Что вы можете сказать о пиктах после прочтения произведения?

(Пикты-маленькие люди, мирные, очень трудолюбивые, гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах).

Они погибли, но не выдали врагам секрета напитка, делавшего людей молодыми и сильными.

7.Физминутка

8.Вторичное восприятие текста.

а) Чтение 1-4строф баллады 

- Что произошло давным-давно в стране пиктов?

- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля? (безжалостный)

- Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? (почти всех убили)

- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу? (сочувствует, так как называет «бедными»).

б) Чтение 5-13 строф

- О чём думал король, глядя на вересковое поле?

- Куда привели пленных?

- Как вели себя старик и мальчик?

в) Чтение 14-19 строф

- Кто разговаривал «с глазу на глаз» с шотландским королём?

- О чем шла речь?

г) Чтение баллады до конца.

- Ребята, расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта?

- Почему он просит короля убить сына?

- Чем же является вереск для пиктов? (Вереск для пиктов – это жизнь.)

9. Анализ произведения.

- В каком жанре написано данное произведение? (баллада)

- По каким признакам вы это определили? (в основе лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом, смерть последних пиктов, характеры героев раскрываются в драматическом диалоге)

- Ребята, как защищали пикты свою землю? Подтвердите свой ответ словами текста.

(На вересковом поле/На поле боевом/Лежал живой на мертвом/И мертвый на живом.)

-Автор не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным.

- Кто является главным героем баллады? ( Старик пикт).

- Найдите в тексте слова, ярко и образно описывающие его («старый горбатый карлик»).

- Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка?

- Ваше отношение к такому поступку?

- Ребята, обсудите в группах: старик положительный или отрицательный герой?(слайд №8) Выскажите свое мнение и докажите его правильность.

(слайд №9) Закончить предложения

(Я отрицательно отношусь к старику пикту, потому что…

он не попросил шотландского короля …

он жестокий, так как…

старик думает только о том, чтобы…

он сумасшедший человек, потому что…

его поступок … нельзя было…

(Я положительно отношусь к старику пикту, потому что

он храбрый….

старик был хитрый….

пикт хотел достойно умереть, как…

король хотел…, а старик….

пикт любит своего сына….

он перехитрил короля…

10 Работа над сюжетом произведения.

А) (слайд №10) -Восстановите последовательность:

Король истребил всех пиктов.

Гибель молодого медовара.

Рассказ о маленьком народе, о мёде, который они варили.

Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына.

Смерть пикта, который ничего не сказал королю.

Разговор старика и короля.

Б) (слайд №11) Экспозиция: Рассказ о маленьком народе, о мёде, который они варили.

Завязка: Король истребил всех пиктов.

Развитие действия: Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара.

Кульминация: Смерть пикта, который ничего не сказал королю. 

- Ребята, во имя чего старик совершил подвиг?

- В конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением? Ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. (Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе).

В этом главный смысл произведения. Мы можем с уверенностью сказать, что пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.

- Определите тему и основную мысль произведения (слайд №12)

(Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров, основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей)

11) Работа над выразительным чтением

- Перечитайте последние две строфы. Как их нужно читать? (гордо, с достоинством)

- Подготовьтесь прочитать их так, как это должен был произнести старик.

12) Обобщающая беседа.

- Какие чувства вызвала у вас история, рассказанная в балладе?

- Что больше всего запомнилось?Чему научил вас сегодняшний урок?

- Так о чём же заставило вас задуматься прочитанное произведение? (над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку).Трудно понять сначала, почему старик делает такой выбор. Он решает за своего сына.Прочитав произведение, мы узнали о подвиге героя во имя сохранения традиций предков.

- Я думаю, что сегодня вы многому научились, получили немало интересных впечатлений, которые сделают вас умнее, добрее, а главное - помогут в ситуации выбора сделать верный шаг.

- Появилось ли у вас желание прочитать другие произведения Р.Л.Стивенсона?

4. Домашнее задание. Выразительное чтение баллады, по желанию можно выучить наизусть любые 4 строфы.

5. Итог урока













































Приложение

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, удивительной стране, которая находится на острове Великобритания.

Ему были присущи  целеустремленность, сила воли, азартность, романтичность, чувство собственного достоинства. Дед  и отец были инженерами-строителями маяков. Мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, смотреть на волны, слушать рассказы о разных морских приключениях и мечтать. Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Романтика путешествий манила его. Необыкновенные приключения, сильные характеры привлекали будущего писателя. Однако сам он не отличался силой и здоровьем.

Жизнь писателя не была лёгкой, от матери досталась по наследству болезнь-туберкулёз, и он был прикован к постели. Но… мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага. Он старался записывать на бумаге всё, что видел. «В течение 14 лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё время трудился, не отступая от намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла горлом кровь, писал, когда меня бил озноб, писал раздираемый кашлем, писал, когда кружилась голова, и с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».

Стивенсон учился сначала на инженера, потом на юриста, стал адвокатом. Родители хотели, чтобы сын продолжил карьеру адвоката, но Роберт становится писателем. «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил», – писал он в своих воспоминаниях.

Врачи предписывали ему покой, но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях сказано: «никаких волнений», а он постоянно попадает в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане. Там он прожил несколько лет. Писателю было всего 44 года, когда он внезапно умер от кровоизлияния в мозг. Чтобы отдать последний долг своему другу и писателю, туземцы, жители острова, для проведения церемонии захоронения специально прорубили просеку, которая вела на вершину горы Веа, делая это в глубоком молчании



а) Выступление 1 группы

Баллада- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог.

В англо-шотландской народной поэзии жанр баллады сложился в XIV-XVI в.в. Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматический диалог.





б) Выступление 2 группы

Вся история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут самоотверженные и отчаянные люди. Символы этой страны - клетчатая материя и волынка. В Шотландии до сих пор  сохранилась первозданная природа. Шотландия  с её дикими горами, прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света. Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в 11 веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, т.к.  это страна гор, покрытых душистым вереском.







в) Выступление 3 группы

Вереск - это вечнозелёный низкий кустарник, некрупное, но очень красивое растение высотой не более 1 метра. Растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается  и первым покрывает землю плотным ковром. Живёт кустик  вереска до 40 лет. Зацветает растение в конце июля - августе и радует людей ковром из цветов порой до снегов.





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!