Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с.Дербетовка
Апанасенковского района Ставропольского края
Конспект урока
по литературе в 5 классе
«Р.Л.Стивенсон. Вересковый мёд»
Учитель русского языка и литературы
Кудрявцева Людмила Викторовна
2014 – 2015 учебный год
ТЕМА: РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН «ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД»
Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством Р.Л.Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мёд».
Задачи:
Образовательные: ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона; углубление знаний о литературной балладе; совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста.
Развивающие: развитие логического мышления, речи, навыков выразительного чтения. Воспитательные: привитие интереса к литературе; воспитание патриотических чувств.
Планируемые результаты:
Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при организации групповой деятельности; способность к самооценке; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; любовь к Родинеи уважение традиций народа.
Метапредметные:освоение способов решения проблем поискового характера; извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, слайд); формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; построение рассуждений для высказывания своей точки зрения.
Предметные: Ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона;
овладение знаниями о литературной балладе; выделение нравственной проблематики произведения как основы для развития представлений о нравственном идеале народа; овладение умениями и навыками анализа поэтического текста.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, дома вы самостоятельно познакомились с биографией английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона (слайд №2) Что вы узнали о нём?
Рассказы детей. (слайд №3). Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, удивительной стране, которая находится на острове Великобритания.
Ему были присущи целеустремленность, сила воли, азартность, романтичность, чувство собственного достоинства. Дед и отец были инженерами-строителями маяков. Мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, смотреть на волны, слушать рассказы о разных морских приключениях и мечтать. Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Романтика путешествий манила его. Необыкновенные приключения, сильные характеры привлекали будущего писателя. Однако сам он не отличался силой и здоровьем.
Жизнь писателя не была лёгкой, от матери досталась по наследству болезнь-туберкулёз, и он был прикован к постели. Но… мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага. Он старался записывать на бумаге всё, что видел. «В течение 14 лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё время трудился, не отступая от намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла горлом кровь, писал, когда меня бил озноб, писал раздираемый кашлем, писал, когда кружилась голова, и с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».
Стивенсон учился сначала на инженера, потом на юриста, стал адвокатом. Родители хотели, чтобы сын продолжил карьеру адвоката, но Роберт становится писателем. «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил», – писал он в своих воспоминаниях.
Врачи предписывали ему покой, но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях сказано: «никаких волнений», а он постоянно попадает в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане. Там он прожил несколько лет. Писателю было всего 44 года, когда он внезапно умер от кровоизлияния в мозг. Чтобы отдать последний долг своему другу и писателю, туземцы, жители острова, для проведения церемонии захоронения специально прорубили просеку, которая вела на вершину горы Веа, делая это в глубоком молчании.
Работа над новым материалом.
1.Вступительное слово учителя: Для российского читателя имя Роберта Льюиса Стивенсона связано с приключенческим романом «Остров сокровищ». Эта книга очень популярна и любима, она выдержала десятки изданий, по её мотивам сняты известные художественные и мультипликационные фильмы. Многие произведения Стивенсона пронизаны любовью к родному краю, к истории Шотландии.
Сегодня мы познакомимся с одним из них. Но сначала я предлагаю поработать в группах, выполненные вами задания помогут нам в дальнейшей работе.
2.Поиск информации. Работа в группах. (На карточках задания: для 1 группы -Что такое баллада?; 2- Родина Стивенсона; 3- Информация о вереске. На столе источники информации: словарь литературоведческих терминов, материал о Шотландии, детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения»)
а) Выступление 1 группы (слайд №4).
Баллада- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог.
В англо-шотландской народной поэзии жанр баллады сложился в XIV-XVI в.в. Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматический диалог.
б) Выступление 2 группы (слайды №5).
Вся история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут самоотверженные и отчаянные люди. Символы этой страны - клетчатая материя и волынка. В Шотландии до сих пор сохранилась первозданная природа. Шотландия с её дикими горами, прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света. Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в 11 веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, т.к. это страна гор, покрытых душистым вереском.
в) Выступление 3 группы (слайд №6).
Вереск - это вечнозелёный низкий кустарник, некрупное, но очень красивое растение высотой не более 1 метра. Растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается и первым покрывает землю плотным ковром. Живёт кустик вереска до 40 лет.Зацветает растение в конце июля - августе и радует людей ковром из цветов порой до снегов.
3. Определение темы и цели урока.
Учитель: Как вы думаете, о чём будет произведение, с которым мы сейчас познакомимся? (ответы детей)
В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: о чём заставило задуматься прочитанное произведение?
Учитель: Сегодня мы познакомимся с балладой Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мед». Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. В основу баллады положена народная легенда о пиктах. Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска.
4. Словарная работа (слайд №7) Пикты
5. Прослушивание записи произведения мр3 и просмотр слайдов
6. Беседа по впечатлениям
- Понравилась вам баллада Р.Л. Стивенсона?
- Думали ли вы, что так закончится произведение?
- Что вы можете сказать о пиктах после прочтения произведения?
(Пикты-маленькие люди, мирные, очень трудолюбивые, гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах).
Они погибли, но не выдали врагам секрета напитка, делавшего людей молодыми и сильными.
7.Физминутка
8.Вторичное восприятие текста.
а) Чтение 1-4строф баллады
- Что произошло давным-давно в стране пиктов?
- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля? (безжалостный)
- Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? (почти всех убили)
- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу? (сочувствует, так как называет «бедными»).
б) Чтение 5-13 строф
- О чём думал король, глядя на вересковое поле?
- Куда привели пленных?
- Как вели себя старик и мальчик?
в) Чтение 14-19 строф
- Кто разговаривал «с глазу на глаз» с шотландским королём?
- О чем шла речь?
г) Чтение баллады до конца.
- Ребята, расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта?
- Почему он просит короля убить сына?
- Чем же является вереск для пиктов? (Вереск для пиктов – это жизнь.)
9. Анализ произведения.
- В каком жанре написано данное произведение? (баллада)
- По каким признакам вы это определили? (в основе лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом, смерть последних пиктов, характеры героев раскрываются в драматическом диалоге)
- Ребята, как защищали пикты свою землю? Подтвердите свой ответ словами текста.
(На вересковом поле/На поле боевом/Лежал живой на мертвом/И мертвый на живом.)
-Автор не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным.
- Кто является главным героем баллады? ( Старик пикт).
- Найдите в тексте слова, ярко и образно описывающие его («старый горбатый карлик»).
- Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка?
- Ваше отношение к такому поступку?
- Ребята, обсудите в группах: старик положительный или отрицательный герой?(слайд №8) Выскажите свое мнение и докажите его правильность.
(слайд №9) Закончить предложения
(Я отрицательно отношусь к старику пикту, потому что…
он не попросил шотландского короля …
он жестокий, так как…
старик думает только о том, чтобы…
он сумасшедший человек, потому что…
его поступок … нельзя было…
(Я положительно отношусь к старику пикту, потому что
он храбрый….
старик был хитрый….
пикт хотел достойно умереть, как…
король хотел…, а старик….
пикт любит своего сына….
он перехитрил короля…
10 Работа над сюжетом произведения.
А) (слайд №10) -Восстановите последовательность:
Король истребил всех пиктов.
Гибель молодого медовара.
Рассказ о маленьком народе, о мёде, который они варили.
Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына.
Смерть пикта, который ничего не сказал королю.
Разговор старика и короля.
Б) (слайд №11) Экспозиция: Рассказ о маленьком народе, о мёде, который они варили.
Завязка: Король истребил всех пиктов.
Развитие действия: Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара.
Кульминация: Смерть пикта, который ничего не сказал королю.
- Ребята, во имя чего старик совершил подвиг?
- В конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением? Ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. (Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе).
В этом главный смысл произведения. Мы можем с уверенностью сказать, что пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.
- Определите тему и основную мысль произведения (слайд №12)
(Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров, основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей)
11) Работа над выразительным чтением
- Перечитайте последние две строфы. Как их нужно читать? (гордо, с достоинством)
- Подготовьтесь прочитать их так, как это должен был произнести старик.
12) Обобщающая беседа.
- Какие чувства вызвала у вас история, рассказанная в балладе?
- Что больше всего запомнилось?Чему научил вас сегодняшний урок?
- Так о чём же заставило вас задуматься прочитанное произведение? (над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку).Трудно понять сначала, почему старик делает такой выбор. Он решает за своего сына.Прочитав произведение, мы узнали о подвиге героя во имя сохранения традиций предков.
- Я думаю, что сегодня вы многому научились, получили немало интересных впечатлений, которые сделают вас умнее, добрее, а главное - помогут в ситуации выбора сделать верный шаг.
- Появилось ли у вас желание прочитать другие произведения Р.Л.Стивенсона?
4. Домашнее задание. Выразительное чтение баллады, по желанию можно выучить наизусть любые 4 строфы.
5. Итог урока
Приложение
Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, удивительной стране, которая находится на острове Великобритания.
Ему были присущи целеустремленность, сила воли, азартность, романтичность, чувство собственного достоинства. Дед и отец были инженерами-строителями маяков. Мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, смотреть на волны, слушать рассказы о разных морских приключениях и мечтать. Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Романтика путешествий манила его. Необыкновенные приключения, сильные характеры привлекали будущего писателя. Однако сам он не отличался силой и здоровьем.
Жизнь писателя не была лёгкой, от матери досталась по наследству болезнь-туберкулёз, и он был прикован к постели. Но… мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага. Он старался записывать на бумаге всё, что видел. «В течение 14 лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё время трудился, не отступая от намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла горлом кровь, писал, когда меня бил озноб, писал раздираемый кашлем, писал, когда кружилась голова, и с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».
Стивенсон учился сначала на инженера, потом на юриста, стал адвокатом. Родители хотели, чтобы сын продолжил карьеру адвоката, но Роберт становится писателем. «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил», – писал он в своих воспоминаниях.
Врачи предписывали ему покой, но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях сказано: «никаких волнений», а он постоянно попадает в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане. Там он прожил несколько лет. Писателю было всего 44 года, когда он внезапно умер от кровоизлияния в мозг. Чтобы отдать последний долг своему другу и писателю, туземцы, жители острова, для проведения церемонии захоронения специально прорубили просеку, которая вела на вершину горы Веа, делая это в глубоком молчании.
а) Выступление 1 группы
Баллада- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог.
В англо-шотландской народной поэзии жанр баллады сложился в XIV-XVI в.в. Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматический диалог.
б) Выступление 2 группы
Вся история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут самоотверженные и отчаянные люди. Символы этой страны - клетчатая материя и волынка. В Шотландии до сих пор сохранилась первозданная природа. Шотландия с её дикими горами, прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света. Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в 11 веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, т.к. это страна гор, покрытых душистым вереском.
в) Выступление 3 группы
Вереск - это вечнозелёный низкий кустарник, некрупное, но очень красивое растение высотой не более 1 метра. Растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается и первым покрывает землю плотным ковром. Живёт кустик вереска до 40 лет. Зацветает растение в конце июля - августе и радует людей ковром из цветов порой до снегов.
9