Тема урока: «Мир детства. Образы крестьянских детей. Природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Дата проведения: 23 ноября 2017 года
Цели:
1)показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля);
2) развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;
3) способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу..
План урока
1. Слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ.
А что такое образ?
(Вид, облик)
- Сегодня на уроке мы заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»
Летний вечер. За лесами солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
У костра.
- Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.
У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории.
-Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут? (В ночном 5 мальчиков: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня)
- Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
- Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя
- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика?
(На лицо, на одежду).
- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид).
- Найдите и прочтите описание Павлуши
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе?
(Глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).
- Почему на глаза обращает внимание писатель?
- Давайте попробуем сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе.
Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.
Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?
3. Работа с иллюстрацией.
- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он«Тупая, болезненная заботливость…»
- Что же заботит 12-летнего мальчика?
(Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Работа на фабрике очень тяжёлая)
- Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?
- Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.
4. Узнай литературного героя.
«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». Кто это?
(Костя)
- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя?
(У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать).
- Почему печальный взор?
Обратите внимание, писатель снова обращает наше внимание на взгляд мальчика, что ещё раз подчёркивает, взгляд – важная деталь для раскрытия образа.
- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев?
- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.
И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
5. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа
- Вы не удивились, что рассказ Тургенев ведёт о крестьянских детях, дети – главные герои, а произведение носит название «Бежин луг» и насыщено пейзажными зарисовками, в том числе и описанием ночи?
(Я думаю, неудивительно, что в рассказе так много описаний природы. Тургенев рассказывает о крестьянских детях, а они очень близки к природе).
- Мир крестьянских детей и мир природы – единое целое.
6. Выразительное чтение описания ночи
- Что чувствует охотник?
(Ему неуютно, немного страшно, одиноко…)
- Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту?
(Тревожную…)
- А когда меняется ли дальше психологическое состояние охотника?
(Психологическое состояние меняется, когда он находит мальчиков и присоединяется к ним)
- Какие же выводы мы можем сделать?
Вывод: ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной. В чем же секрет превращения? Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра.
- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.
- Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Это россказни, поверья, предания.
- Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей?
(Предания)
- Какие истории вам запомнились?
- А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?
- Кто внимательно работал с текстом?
(В рассказе звучит 13 страшных историй)
- Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. - Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)
- Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)
- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше.
В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).
Выводы по теме урока
- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)
- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения.
Домашнее задание
Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
Сочините свою быличку.
Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.
Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.
Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.
Павлуша
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.
Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.
Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.
Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.
Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.
Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.
Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.
Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.
Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.
Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.
-Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».
Короткий вопрос – быстрый ответ.
-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)
-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)
-Кто был назван трусишкой? (Костя)
-Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)
- Как звали слободского плотника? (Гаврила)
-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)
-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)
-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)
- Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)
- Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)
-Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)
-Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)
-Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)
-Лукавый, удивительный человек? (Тришка)
-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)
-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)
-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)
- Почему не кричит леший? (он немой)
- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/
-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)
-Как звали сестру Вани? (Анюшка)