СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе . И.С.Тургенев . Бежин луг

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир детства. образы крестьянских детей. Способствовать нравственному воспитанию учащихся

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе . И.С.Тургенев . Бежин луг»

Тема урока:   «Мир детства. Образы крестьянских детей. Природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Дата проведения: 23 ноября 2017 года

Цели: 

1)показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля);

2) развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;    

3) способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу..

План урока

1. Слово учителя

- Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ.

А что такое образ?

(Вид, облик)  

- Сегодня на уроке мы заглянем в мир детства рассказа  И.С.Тургенева «Бежин луг»

Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят.

У костра.

 - Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.

У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории.

-Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?                                                                                             (В ночном 5 мальчиков: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня)

- Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

- Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя

- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика?

(На лицо, на одежду).

- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид).

- Найдите и прочтите описание Павлуши

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе?

 (Глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

- Почему на глаза обращает внимание писатель?

Давайте попробуем  сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе.

Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

3. Работа с иллюстрацией. 

- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он«Тупая, болезненная заботливость…»

- Что же заботит 12-летнего мальчика?

 (Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Работа на фабрике очень тяжёлая)

-  Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

- Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

4. Узнай литературного героя.

«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». Кто это?

(Костя)

-  Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? 

(У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать).

- Почему печальный взор?

Обратите внимание, писатель снова обращает наше внимание на взгляд мальчика, что ещё раз подчёркивает, взгляд – важная деталь для раскрытия образа.

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? 

- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

 И хотя он и  показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

5. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа

- Вы не удивились, что рассказ  Тургенев ведёт о крестьянских детях, дети – главные герои, а произведение носит название «Бежин луг» и  насыщено пейзажными зарисовками, в том числе и описанием ночи?

(Я думаю, неудивительно, что в рассказе так много описаний природы. Тургенев рассказывает о крестьянских детях,  а они очень близки к природе).

Мир крестьянских детей и мир природы – единое целое.

6. Выразительное чтение описания ночи

Что чувствует охотник?

(Ему неуютно, немного страшно, одиноко…)

Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту?

(Тревожную…)

- А когда меняется ли дальше психологическое состояние охотника?

(Психологическое состояние меняется, когда он находит мальчиков и присоединяется к ним)

- Какие же выводы мы можем сделать?

Вывод: ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной. В чем же секрет превращения? Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра.

- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

 - Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.

Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Это россказни, поверья, предания.

- Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей?

(Предания)

- Какие истории вам запомнились?

- А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

- Кто внимательно работал с текстом?

(В рассказе звучит 13 страшных историй)

- Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками.             - Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его  тем или иным рассказчиком  каждый раз зависит от особенностей его характера.)

- Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше.

В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).

Выводы по теме урока

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения.

Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

Сочините свою быличку.

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.



Павлуша

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.



Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.



Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.



Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.



-Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».

Короткий вопрос – быстрый ответ.

-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)

-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)

-Кто был назван трусишкой? (Костя)

-Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

- Как звали слободского плотника? (Гаврила)

-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)

- Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)

- Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)

-Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

-Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)

-Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

-Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)

-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)

-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)

- Почему не кричит леший? (он немой)

- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/

-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)

-Как звали сестру Вани? (Анюшка)