Тема урока: «Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия».
Смеяться, право, не грешно!
Над всем, что кажется смешно…
Н. М. Карамзин
Цели урока: продолжить знакомство с биографией А. П.Чехова; введение понятий «юмор» и «сатира»; развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие монологической речи, воспитание интереса к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.
Ход урока.
1. Слово учителя:
--Запишите тему урока и эпиграф. На предыдущем занятии мы говорили о замечательном русском писателе – Антоне Павловиче Чехове, которому в этом году 29 января исполнилось 155 лет со дня рождения. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого писателя.
Посмотрите на записанные в тетради эпиграф и тему урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о смешном)
Чему будем учиться? (понимать прочитанное).
-- Да, сегодня нам предстоит разобраться, в чём заключается юмористический и сатирический талант А.П.Чехова, познакомиться с понятиями «юмор» и «сатира». И говорить мы сегодня будем о смешном. Со смешным в жизни мы сталкиваемся часто (забавные случаи, чей-то рассказ или литературное произведение). А сегодня мы попробуем посмотреть на смешное глазами учёных-литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, художественные средства.
2. Словарная работа:
--Посмотрите на слайд:
Произведения, которые вызывают смех, называются юмористическими.
Юмор –изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.
Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека.
Эти определения помогут нам понять особенности рассказа «Хирургия». Запишем их в тетрадь.
3.Актуализация знаний:
--Что вы знаете об авторе произведения – А.П.Чехове.
(рассказ о Чехове с опорой на слайды)
--Интересно ли вам было слушать друг друга?
--Что показалось самым ярким в биографии А.П.Чехова?
4. Будучи врачом, А.П.Чехов мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые необычные, смешные моменты, что находило отражение в его произведениях. Сюжеты для своих историй А.П.Чехов брал из жизни. Брат писателя рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в одной из больниц однажды видел, как неопытный студент, заменяя занятого другим пациентом врача, удалил у больного здоровый зуб, а на больном зубе сломал коронку. Пациент выругался и ушёл. А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.
5. Постановка проблемного вопроса перед работой с текстом:
--Почему рассказ называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?
Работа с текстом:
а) прослушать отрывок из фонохрестоматии;
б) инсценировка отрывка со слов: «Фельдшер берёт козью ножку…» и до слов : «Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте»;
в) дослушать рассказ до конца.
6. Беседа:
--Понравился ли вам рассказ?
--Какие слова показались не совсем понятными?
(Давайте посмотрим на слайд).
Земская больница – больница, организованная земством.
Земство – орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах ( в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок –низший чин служителя церкви.
Чехов не описывает подробно земскую больницу. Он берёт один случай из жизни.
--Кратко перескажите случай, описанный в рассказе «Хирургия».
7. Мини-исследования:
--Обратимся к вашим мини-исследованиям. Назовите главных героев произведения (дьячок Вонмигласов и фельдшер Курятин)
--Что означает фамилия Вонмигласов?
(Вонмем! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковнославянском языке ВНИМАЙТЕ! Слова ВОНМЕМ, ВНИМАНИЕ, ВНИМАЙТЕ – однокоренные. Они говорят о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит и о том, что её владелец имеет отношение к церкви. Значит, он должен быть терпеливым, доброжелательным).
--А у фельдшера фамилия Курятин? (Может быть, она говорит о том, что герой много курит (ведь с этого начинается рассказ), может быть фамилия связана со словом «курятина», курица. Выражение «мокрая курица» говорит о жалком, беспомощном человеке.
Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким»)
-- Так какое значение больше подходит к фамилии Курятин?
--Как называется этот приём в литературе? («говорящие фамилии»)
--Как ведут себя герои в начале и в конце произведения? (сначала называют друг друга на «Вы» и по имени-отчеству, а потом на «Ты» и обзываются (прочитать с.283 учебника)
8. Об особенностях чеховских произведений.
Итак, А.П.Чехов использует в своих рассказах определённые приёмы, которые делают их смешными. Давайте посмотрим на слайд и запишем их в тетрадь:
1. Краткое заглавие рассказа.
2.Короткая завязка, дающая полную информацию о героях, месте и времени событий.
3.Бытовая ситуация в основе сюжета.
4.Диалог характеризует героев.
5.Пейзажные и портретные зарисовки отсутствуют.
6. «Говорящие» детали и «говорящие» фамилии.
7. Яркая, смешная, неожиданная развязка.
--А какой смех у Чехова? (добрый или беспощадный). Когда нам становится не смешно, а грустно?
(Смешная ситуация (юмор) превращаются в сатиру (уничтожающую критику), когда автор говорит о том, что нельзя заниматься делом, если ты в нём не разбираешься).
9.Итоги урока:
--В чём же Чехов видел смысл своего творчества, смысл своего юмора и сатиры?
(Он боролся со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью)
А боролся он с этими пороками доступными ему средствами, т.е. средствами литературы, а это прежде всего юмор и сатира. Достичь юмористического эффекта ему помогают те особенности рассказа, которые мы нашли в процессе нашей работы. Целое столетие отделяет нас от рассказов Чехова, и всё же они современны, даже злободневны.
10. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа «Пересолил».