Урок литературы в 6 классе (Писатели Восточной Сибири)
Устный журнал по творчеству Марка Сергеева «Колдовские превращения воды» (тема записана на доске, фотография писателя, цитата Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»)
Учитель: А.Н.Селиванова
На данном уроке выделяются три технологических этапа, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Этап | Функция |
I Вызов | Мотивационная (побуждения к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме) Информационная (вызов имеющихся знаний по теме) Коммуникативная (обмен мнениями) |
II Осмысление содержания | Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация полученной информации) Мотивационная (сохранение интереса к теме) |
III Рефлексия | Коммуникативная (обмен мнениями) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
Педагогическая цель: создать условия для развития самостоятельного, творческого мышления, умения анализировать и оценивать поэтическое произведение с точки зрения изобразительно-выразительных средств (сравнение, пейзаж, эпитет, олицетворение);совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом, приобщать учащихся к самостоятельной работе, высказывать собственное мнение, развивать устную и письменную речь.
Показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства (ИЗО):развивать умение и наблюдательность, рисование по представлению на тему: «Байкал», воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательная: формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая: формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы родного края; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; экологическое сознание, ответственность за сохранение природы Сибири.
Воспитательная: воспитывать культуру общения; чувство патриотизма, любовь к родному краю.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни Марка Сергеева; познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать и оценивать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условий для умения анализировать и оценивать лирическое произведение с точки зрения изобразительно-выразительных средств;
– метапредметные – создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи текста стихотворения, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции;
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературном произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Виды Байкала» учебники ПВС, сборники стихов иркутских поэтов, альбомные листы, карточки с вопросами, фломастеры
Ход урока
I. Стадия вызова. Орг. момент. Представление.
1. Актуализация имеющихся знаний
– Мы сегодня с вами проведем необычный урок. Устный журнал по творчеству Марка Сергеева.
- Как вы это определили?
2. Прогнозирование содержания урока.
- Посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
– Какова наша цель?
Объявление темы и целей урока.
II Стадия. Осмысление содержания
(Запись в тетради даты и темы урока)
Работа проходит в группах (4 группы, каждая группа получает задания, распределяет между всеми участниками группы, определяют руководителя, либо мудреца знаний). На работу отводится 5-6 минут.
Задания 1 группе
Приготовить небольшое выступление на тему «Кто такой Марк Сергеев?» (использовать статью учебника на странице 278, сборник стихов иркутских поэтов, дополнительный материал).
Рассказать, где он родился, где жил и откуда ушёл на фронт?
(выступление на 2-3 минуты).
Задания 2 группе
Познакомиться со стихотворением Марка Сергеева «Колдовские превращения воды»
Выразительно прочитайте стихотворение Марка Сергеева «Колдовские превращения воды»
Объясните лексическое значение слов:
колдовское-
не говорлив, не языкат-
оцепененье-
блаженно-
песнопенья-
Задания 3 группе
К какой лирике относится стихотворение, почему? (доказать словами из текста).
Составить вопросы к прочитанному стихотворению? (4-5 вопросов).
Примерные вопросы: о чём это стихотворение?
Задания 4 группе
Дать определение: что такое эпитет, сравнение, олицетворение (небольшая словарная статья)
Найти в стихотворении эти художественные средства в стихотворении.
Зачитать эти литературные приёмы.
Каждая группа в течение 2 минут отвечает на поставленные вопросы, а все другие участники оценивают по критериям и 5 бальной системе
Критерии оценивания групп по 5- бальной системе
1 | Полнота ответа на вопросы своей карточки | |
2 | Умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы | |
3 | Навыки устной речи: точность, яркость, выразительность | |
4 | Выразительно читать, работать с текстом | |
5 | Находить изобразительно-выразительные средства в стихотворении, уметь объяснить | |
6 | Анализа лирического произведения | |
7 | Все ли работали в группе? Навыки работы в группе | |
У нас получилось 4 страницы устного журнала, но пока нет обложки – 1 стран.
Творческое задание
Вы будете соучастниками и соавторами тех открытий, которые присутствовали в пейзажной лирике, а именно в стихотворении Марка Сергеева «Колдовские превращения воды». Это задание приблизит вас к тайне поэзии. Но сначала закройте глаза и в воздухе напишите «Я – творческий человек!». А теперь представим, что мы будем рисовать. На эскиз я даю вам всего 5 минут.
Вы составили замечательные зарисовки к обложке устного журнала, расскажите о них.
III стадия «Рефлексия» Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Наблюдая за вашей работой на уроке, я пришла к выводу, что вы, как наш великий земляк Марк Сергеев любите родные места, гордитесь ими, стараетесь передать это в своей речи, умело используя изобразительно – выразительные средства. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе силы, знания работать ещё лучше – поаплодировали себе.
В конце урока обзор рисунков. Выставление оценок.
Спасибо всем! Гостям за поддержку, тепла вам и откровения в оценке нашей работы. Детям спасибо за урок. Успехов, радости, улыбок.