СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе (Писатели Восточной Сибири) Устный журнал по творчеству Марка Сергеева «Колдовские превращения воды»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе (Писатели Восточной Сибири)  

Устный журнал по творчеству Марка Сергеева «Колдовские превращения воды»  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе (Писатели Восточной Сибири) Устный журнал по творчеству Марка Сергеева «Колдовские превращения воды»»

Урок литературы в 6 классе (Писатели Восточной Сибири)

Устный журнал по творчеству Марка Сергеева «Колдовские превращения воды» (тема записана на доске, фотография писателя, цитата Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»)



Учитель: А.Н.Селиванова

 На данном уроке выделяются три технологических этапа, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Этап

Функция

I Вызов

 Мотивационная (побуждения к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме) Информационная (вызов имеющихся знаний по теме)
Коммуникативная (обмен мнениями)

II Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации)
Систематизационная (классификация полученной информации)
Мотивационная (сохранение интереса к теме)

III Рефлексия

Коммуникативная (обмен мнениями)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Педагогическая цель: создать условия для развития самостоятельного, творческого мышления, умения анализировать и оценивать поэтическое произведение с точки зрения изобразительно-выразительных средств (сравнение, пейзаж, эпитет, олицетворение);совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом, приобщать учащихся к самостоятельной работе, высказывать собственное мнение, развивать устную и письменную речь.

Показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства (ИЗО):развивать умение и наблюдательность, рисование по представлению на тему: «Байкал», воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательная: формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая: формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы родного края; учить  анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; экологическое сознание, ответственность за сохранение природы Сибири.

Воспитательная: воспитывать культуру общения; чувство патриотизма, любовь к родному краю.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни Марка Сергеева; познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать и оценивать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемые результаты:

– предметные – создание условий для умения анализировать и оценивать лирическое произведение с точки зрения изобразительно-выразительных средств;

– метапредметные – создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи текста стихотворения, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции;

– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературном произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Виды Байкала» учебники ПВС, сборники стихов иркутских поэтов, альбомные листы, карточки с вопросами, фломастеры

Ход урока

I. Стадия вызова. Орг. момент. Представление.

1. Актуализация имеющихся знаний

– Мы сегодня с вами проведем необычный урок. Устный журнал по творчеству Марка Сергеева.

- Как вы это определили?

2. Прогнозирование содержания урока.

- Посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
– Какова наша цель?

Объявление темы и целей урока.

II Стадия. Осмысление содержания

(Запись в тетради даты и темы урока)

Работа проходит в группах (4 группы, каждая группа получает задания, распределяет между всеми участниками группы, определяют руководителя, либо мудреца знаний). На работу отводится 5-6 минут.



Задания 1 группе

  1. Приготовить небольшое выступление на тему «Кто такой Марк Сергеев?» (использовать статью учебника на странице 278, сборник стихов иркутских поэтов, дополнительный материал).

  2. Рассказать, где он родился, где жил и откуда ушёл на фронт?

(выступление на 2-3 минуты).











Задания 2 группе



  1. Познакомиться со стихотворением Марка Сергеева «Колдовские превращения воды»

  2. Выразительно прочитайте стихотворение Марка Сергеева «Колдовские превращения воды»

  3. Объясните лексическое значение слов:

колдовское-

не говорлив, не языкат-

оцепененье-

блаженно-

песнопенья-







Задания 3 группе





  1. К какой лирике относится стихотворение, почему? (доказать словами из текста).

  2. Составить вопросы к прочитанному стихотворению? (4-5 вопросов).

Примерные вопросы: о чём это стихотворение?



Задания 4 группе



  1. Дать определение: что такое эпитет, сравнение, олицетворение (небольшая словарная статья)

  2. Найти в стихотворении эти художественные средства в стихотворении.

  3. Зачитать эти литературные приёмы.

Каждая группа в течение 2 минут отвечает на поставленные вопросы, а все другие участники оценивают по критериям и 5 бальной системе

Критерии оценивания групп по 5- бальной системе

1

Полнота ответа на вопросы своей карточки


2

Умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы


3

Навыки устной речи: точность, яркость, выразительность


4

Выразительно читать, работать с текстом


5

Находить изобразительно-выразительные средства в стихотворении, уметь объяснить


6

Анализа лирического произведения


7

Все ли работали в группе? Навыки работы в группе




У нас получилось 4 страницы устного журнала, но пока нет обложки – 1 стран.

Творческое задание

Вы будете соучастниками и соавторами тех открытий, которые присутствовали в пейзажной лирике, а именно в стихотворении Марка Сергеева «Колдовские превращения воды». Это задание приблизит вас к тайне поэзии. Но сначала закройте глаза и в воздухе напишите «Я – творческий человек!». А теперь представим, что мы будем рисовать. На эскиз я даю вам всего 5 минут.

Вы составили замечательные зарисовки к обложке устного журнала, расскажите о них.

III стадия «Рефлексия» Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.

Наблюдая за вашей работой на уроке, я пришла к выводу, что вы, как наш великий земляк Марк Сергеев любите родные места, гордитесь ими, стараетесь передать это в своей речи, умело используя изобразительно – выразительные средства. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе силы, знания работать ещё лучше – поаплодировали себе.

В конце урока обзор рисунков. Выставление оценок.

Спасибо всем! Гостям за поддержку, тепла вам и откровения в оценке нашей работы. Детям спасибо за урок. Успехов, радости, улыбок.