СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок »

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Андрей Платонович Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Цель урока. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой.

Задачи урока:

- прочитать и сделать анализ сказки-были «Неизвестный цветок»;

- сформировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убедить в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

- выработать умение анализировать  текст художественного произведения, обучить навыкам выразительного чтения;

- воспитать читательский вкус.

Оборудование. Мультимедийная презентация, учебник, доска.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок »»

Урок литературы в 6 классе по произведению

А.П.Платонова «Неизвестный цветок »





Тема урока: «Андрей Платонович Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Цель урока. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой.

Задачи урока:

- прочитать и сделать анализ сказки-были «Неизвестный цветок»;

- сформировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убедить в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

- выработать умение анализировать текст художественного произведения, обучить навыкам выразительного чтения;

- воспитать читательский вкус.

Оборудование. Мультимедийная презентация, учебник, доска.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих.


II. Проверка  домашнего задания.

Опрос по домашнему заданию. Был задан письменный ответ на вопрос. Ученики зачитывают получившиеся ответы.


III. Знакомство с писателем.

На слайде дан портрет писателя. Написаны его имя, фамилия, отчество и годы жизни.

На доске эпиграф:

Терпенье и труд все перетрут.



1. Работа с портретом.

-Каким вы представляете себе этого человека. Посмотрите на глаза.

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.


2. Работа с «именем.

-Внимательно посмотрите на его ФИО. Вы ничего не замечаете интересного?

-Что такое псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.) Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов.



3. Знакомство с биографией.

Родился Андрей Платонов в Ямской Слободе, предместье города Воронежа в 1899 году. Учился сначала в церковно-приходской школе и городском училище. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять). И в 1918 году ему удалось продолжить образование, поступив в железнодорожный политехникум.

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов.



Эм. Миндлин- современник Платонова, рассказывал, что писателю не приходилось искать трагического — трагическое само находило его. Жил страдальчески, но, как бы он ни страдал, страдания не выбивали, из его рук писательского пера. Платонов писал всегда. Ни на день не замирало на бумаге его перо. Не замирало в те черные для его семьи дни, когда еще несовершеннолетний Тоша Платонов был арестован в 1938 за антисоветскую агитацию"и заключен в тюрьму.

«Тошу Платонова перевели из Москвы во владимирскую тюрьму. И вот мать и отец Платоновы — Мария Андреевна и Андрей Платонович — поехали во Владимир. Я, впрочем, точно не помню — был ли это город Владимир или какой-то другой, от Москвы недалекий город с тюрьмой, в которую бросили Тошу Платонова. Но я хорошо помню рассказы Андрея Платонова о том, как он с женой часами простаивал на улице чужого города под стенами старинной тюрьмы, глаз не сводя с высоких каменных стен и бесплодно гадая — где, в какой стороне и на каком этаже этой провинциальной тюрьмы камера его несовершеннолетнего сына?»

-Как вы думаете, в каком состоянии был Платонов?

Они ездили в этот город несколько раз — отвозили передачи больному Тоше, добивались свидания с ним и, кажется, однажды добились.

Болезнь помогла вызволить его из тюрьмы в 1941. Тюрьма вконец подорвала и без того ослабленное здоровье сына Платоновых. Он уже не вставал с постели. А по ночам Платонов, оказывается, писал. Писал, прислушиваясь к дыханию уже умиравшего сына.


-Чем для Платонова является литература? Почему несмотря на горечи судьбы он пишет?

Литература становится главным делом его жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Им написаны рассказы, сказки для них.


IV. История создания произведения.

-Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок».

Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями.

5 января 1951 года он умирает.


-Посчитайте, в каком возрасте умер писатель?

Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие».


- Что это означает? Как человек мог стать бессмертным?

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.


V. Работа с текстом до чтения.

- Какой подзаголовок? (подзаголовок «Сказка-быль»).

- Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)

- Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, Занимательность, Поучительность)

- Что такое быль? Событие, происходившее в действительности. Только не путайте. Былина - произведение народного творчества (чаще песенного), повествует об эпических и часто сказочных событиях. Быль - рассказ о том, что происходило на самом деле, как правило, в произвольной форме.

- Теперь поговорим о названии. Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)

Какие цветы мы называем неизвестными?

А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?


VI. Работа с текстом во время чтения.

Прерванное чтение.

-Какая атмосфера царила в месте, где жил цветок?



И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…- остановить чтение.

-Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?

- Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло дальше.


На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры…- остановить чтение.

-Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?

- Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло дальше.


И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его…- остановить чтение.

-Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?

- Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло дальше.


VII. Работа с текстом после чтения.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? Что в нем сказочного и реального? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

- «Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?» (Даше было очень грустно, потому, что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь. Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.)

- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».)

-Вы бы помогли цветку выжить?

- Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?



VIII.Работа над иллюстрацией к сказке. 

-Рассмотрим иллюстрацию к сказке. Какой момент изобразила  художница В. Горяева?  (На рисунке художника В. Горяевой  изображен момент встречи девочки Даши с цветком).

- Как художник передал радостное изумление девочки при виде цветка?

- Какие вопросы задает Даша цветку?

- Почему она прониклась таким сочувствием к маленькому цветку?

- Можно ли сказать, что художнику удалось передать светлый, лиричный тон повествования?



XI. Итог урока.

-Прочитайте эпиграф, который написан на доске.

-Можно ли его как-то связать с изученной нами сегодня темой?

-Попробуйте подвести итог жизни и творчества писателя, а так же перенести его на наше произведение.


X. Домашнее задание.

Составьте синквейн о Даше или о цветке (ученики знакомы с синквейном).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!