СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - заключительное занятие по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"»

Открытый урок в 6 классе по рассказу В. Распутина

«Уроки французского»

Цель урока: 1)Донести до детей главную мысль рассказа. 2) Пробудить духовную память и духовный опыт человека, заставить задуматься над нравственными проблемами. 3) Проследить какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

Оборудование: портрет В. Г. Распутина, фонохрестоматия, иллюстрации к рассказу, выставка книг писателя, презентация к уроку.

Ход урока: 1. Организационный момент.

II. Слово учителя. ( слайд 2)

На прошлых уроках мы познакомились с текстом рассказа В. Распутина «Уроки французского». Сегодня мы постараемся с вами понять, почему автор назвал свое произведение именно так: «Уроки французского». Давайте сначала кратенько вспомним, о чем мы прочитали и посмотрим на экран. (видеоролик)

Если мы обратимся к эпиграфу перед статьей В. Г. Распутина «Уроки доброты», то прочитаем слова Л. Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Этот эпиграф выбран не случайно. Он соотнесен с теми событиями и теми людьми, которые окружали главного героя. Одни из них прошли не оставив в душе мальчика никаких положительных воспоминаний. Другие своей добротой и участием запомнились на всю жизнь.

К этим добрым отзывчивым людям относится Лидия Михайловна учительница французского языка.

III. Беседа с классом.

Кто же она такая и что сделала такого, что в дальнейшем получит определение автора «уроки доброты»!

1) Какой была Лидия Михайловна? Какой её впервые увидел герой произведения? Найдите и зачитайте описание в тексте с. 103.

- А как выглядел герой? (зачитывается фрагмент на с. 103)

- Скажите, какой художественно – выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид учительницы и мальчика?

-Как вы думаете, зачем автор использует данный прием?

(Используя прием антитезы, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны провести мальчик и учитель, чтобы понять друг друга)

2) Почему она предложила Вале заниматься французским языком?

3) Что придумала учительница, чтобы поддержать голодающего мальчика?

(Читается по ролям эпизод с посылкой)

-Какие качества проявил герой, отказавшись от помощи Лидии Михайловны?

Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставляет её по характеру? (слайд 3, 4)

Я предлагаю вам выполнить задание и определить, какие качества относятся к Лидии Михайловне, а какие характерны для директора. (Дети заполняют таблицу в тетради)

4) Почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки?

- Правильно ли поступил директор, когда все узнал?

-Захотел ли он разобраться в ситуации?

IV. Просмотр отрывка из фильма «Уроки французского».

А через некоторое время Валя получает посылку. Мальчик сразу узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна смогла открыть для него другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать. Валя узнал теперь, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. А это духовные ценности! (слайд 5)

Откроем страницу 85. Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать) (слайд 6)



- В чем, как вы считаете, смысл названия рассказа? (ребята делают вывод)

(слайд 7)

«Уроки французского» оказываются «уроками доброты», которые будущий писатель взял с собой во взрослую жизнь. Вспоминая свою любимую учительницу, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно. Оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что там? (яблоки). Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.

V. Домашнее задание: Написать мини-сочинение по рассказу.

Спасибо за урок!