- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
Новое знание – понятие «сатира».
Пробное действие – определить, юмористическое произведение или сатирическое.
Фиксация затруднения – я пока не могу определить, юмористическое произведение или сатирическое; я пока не могу обосновать, правильно ли я ответил.
Причины затруднения – я не знаю, что такое «сатирическое произведение».
Цель: узнать, что такое сатирическое произведение, чем оно отличается от юмористического.
Эталоны понятий «рассказ», «юмор», «сатира».
Ход урока | Формирование УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения слов «уметь учиться», в умении определять свои чувства; 2) определить содержательные рамки урока: творчество А.П.Чехова, понятия «юмор и сатира»; 3) мотивировать к учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1: Девиз урока: « Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». - Тема нашего урока будет связана с произведениями писателя, который сказал эти слова. Может быть, кто-то уже знает, чьи они? - Посмотрите на доску. (На слайде презентации иллюстрации к известным рассказам А.П.Чехова). - Перед вами иллюстрации разных художников к литературным произведениям. - Как вы думаете, почему они собраны вместе? (Произведения одного автора.) - Кто знает автора этих произведений? (А.П.Чехов) - Кто читал эти произведения? Кому они совсем не знакомы? - Кому мы посвятим сегодняшний урок? (А.П.Чехов) Так чьи же слова нашего девиза? - Как вы понимаете смысл этого выражения? (…) - На уроках нам приходится преодолевать трудности в овладении знаниями. Какие качества характера помогут нам справиться с трудностями?. - Какие шаги учебной деятельности необходимо пройти? (Что я не знаю, сам найду способ, как открыть новое знание) - Какие качества характера вам помогут в работе? - Давайте пожелаем друг другу удачи! | - Личностные (самоопределение; смыслообразование; - Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать знания о творчестве А.П.Чехова и фактах его жизни; 2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (определить сатирический рассказ или юмористический); 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности ( невозможность доказать принадлежность рассказа к сатире или к юмору из-за недостаточности знаний); 6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания. Организация учебного процесса на этапе 2: Поскольку у нас сегодня урок открытия новых знаний, давайте вспомним, а что мы знаем уже о творчестве А.П.Чехова? 1. Биография писателя. -Какие интересные факты из жизни А.П.Чехова вы подготовили к сегодняшнему уроку? (Выслушиваются мини-рассказы 1 – 2 учеников) Учитель может дополнить. - Мы с вами сегодня поработаем с одним из этих произведений. Догадайтесь, как оно называется (название произведения представляет собой антонимическую пару слов («Толстый и тонкий») - Вспомните также, что мы называем рассказом? Какой рассказ можно назвать юмористическим? ( на доске вывешиваются эталоны с определениями понятий «рассказ» и «юмор») 3. Чтение рассказа «Толстый и тонкий». – Что вы должны помнить, читая текст? (Чтение должно быть выразительным, отражать чувства, которые хотел передать автор.) Дети читают рассказ по ролям. - Какие вы испытывали чувства, читая и слушая рассказ? - Над кем смеялись? - Напоминал ли вам герой рассказа кого-нибудь? - А.П.Чехов выдумал этот рассказ или эта ситуация взята из жизни? Итак, мы повторили всё необходимое. – Каким будет следующий шаг? (Пробное задание.) 4. Пробное действие. - Подумайте и ответьте на вопрос: «Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический?» -Выскажите свое мнение, попробуйте его обосновать. - Можете доказать, что вы верно определили? - Кто уверен, что он полностью прав? На чём основаны ваши ответы? (Обоснований нет.) | - Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); - Коммуникативные (аргументация своего мнения и позиции в коммуникации); - Регулятивные (выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии); |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места, где возникло затруднение; Организация учебного процесса на этапе 3: - Почему вы не можете дать обоснованный ответ? (Мы не знакомы с понятием «сатира», «сатирический», не знаем, чем отличается юмористическое произведение от сатирического) - Какой следующий шаг? (Остановиться и подумать.) | - Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; постановка и формулирование проблемы); - Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения); - Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации); |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: - уточнить цель и тему урока; - построение плана достижения цели. Организация учебного процесса на этапе 4: - Сформулируйте цель своей деятельности (Узнать, что такое сатира и юмор, выяснить, каким является рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».) - Сформулируйте тему урока. (Сатира и юмор в произведениях А.П.Чехова.) - По какому плану предлагаете работать? Какие средства помогут нам решить учебную задачу? План: Узнать, что такое сатира и юмор ( использовать словари, статью учебника) Сопоставить содержание рассказа с определениями. Сделать вывод. | - Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; постановка и формулирование проблемы); - Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения); - Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации); |
5. Реализация проекта выхода из затруднения. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: определение сатиры и юмора; 2) сформировать умение использовать открытые знания на практике. Организация учебного процесса на этапе 5: Работу предлагаю организовать в группах. - Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах? - Как вы будете выражать свои чувства? (Не причиняя неприятностей себе, окружающим людям.) Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону. - Что будет являться результатом вашей работы по первому пункту плана? (Памятка: что такое сатира, юмор.) - Чем можете воспользоваться? (Учебником, толковым словарём.) Группам раздаются листы А−4 . Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют определение. Затем одна из групп высказывает свою версию определения. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других. Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий. На доску вывешивается согласованный вариант определения. - Что вам теперь необходимо сделать? (На основе определений установить, сатирический рассказ или юмористический.) - Что будет являться результатом вашей работы? (Вывод.) Работа ведётся аналогично. Вывод: - Рассказ юмористический с элементами сатиры. А.П.Чехов высмеивает поведение чиновника. - Так что такое сатира, юмор? - Всегда ли легко провести грань между ними? -Так зачем нужна сатира? (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться или обратить внимание на недостатки других.) - Что вы можете сказать о своей работе? (Мы потрудились вместе и получили результат.) - Какие чувства вы испытывали, работая вместе? Они помогали вам или мешали? | - Коммуникативные( формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций: - Личностные (осознание ответственности за общее дело); - Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации); - Регулятивные (познавательная инициатива; |
Физминутка. Игра «Разозлились - Рассмеялись». По сигналу «разозлились» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «рассмеялись» - расслабляются и улыбаются. | |
6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: тренироваться в применении новых знаний при выполнении задания. Организация учебного процесса на этапе 6: - Как бы вы хотели потренироваться, применяя новое знание? (…) - Я предлагаю вам вспомнить, какие еще произведения русской и зарубежной литературы можно отнести к сатирическим или юмористическим? (басни, сказки и т.д.). Выслушиваются выводы детей. | - Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство); - Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью); - Личностные (осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия; 2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок). Организация учебного процесса на этапе 7: -Предлагаю вам прочесть эпизоды из рассказов А.П.Чехова, сделать вывод, сатирические они или юмористические, проверяя свой вывод по тем определениям понятий «сатира» и «юмор», которые мы дали на уроке ( учитель предлагает поработать над заранее подготовленными эпизодами из рассказов А.П.Чехова) | - Регулятивные (контроль; коррекция; оценка); - Коммуникативные (использование критериев для обоснования своего суждения); - Познавательные (анализ, синтез, обобщение); |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Тренироваться применять полученные знания в других учебных ситуациях. Организация учебного процесса на этапе 8: - А вы знаете, что сегодня, изучив на уроке понятие «сатира», мы сделали небольшой шажочек к успешной сдаче после 11 класса экзамена по литературе, поскольку мы теперь сможем ответить на следующий вопрос « Каким термином называется прием беспощадного осмеяния человеческих пороков?» Вы уже знаете, как ответить на этот вопрос! | Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, выведение следствий); - Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций); |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть; 5) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9: - Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог) - Какую цель мы ставили на уроке? - Мы достигли ее? - Вспомните, как мы это делали? В чем испытали затруднение? Что помогло нам его преодолеть? - Давайте вспомним слова А.П.Чехова, прозвучавшие в начале нашего урока. Можем ли мы о себе сказать, что мы потрудились хорошо и даже испытали от этого удовольствие? - Можете ли вы применить знания о сатире и юморе, оценивая свою работу на уроке? - Домашнее задание: прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» | - Познавательные (рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности); - Личностные (самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности); - Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью). |