СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по творчеству А.П.Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы с применением технологии деятельностного метода по теме "Юмор и сатира в произведениях А.П.Чехова"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по творчеству А.П.Чехова»

Предмет: Литература

Авторы учебника: О.М.Хренова, М.А.Снежневская.

Класс: 6

Автор: Кустякова Инна Ивановна ( МБОУ СОШ №4 г.о.Железнодорожный)

Тип урока: ОНЗ ( технология деятельностного метода)

Тема: «Сатира и юмор в произведениях А.П.Чехова»

Основные цели:

- сформировать представление о сатире и юморе;

- сформировать умение различать сатирические произведения и юмористические;

- тренировать умение работать с литературным текстом;

- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, толковые словари, словари литературоведческих терминов, учебник литературы для 6 класса.


Логическая основа урока:

  1. Новое знание – понятие «сатира».

  2. Пробное действие – определить, юмористическое произведение или сатирическое.

  3. Фиксация затруднения – я пока не могу определить, юмористическое произведение или сатирическое; я пока не могу обосновать, правильно ли я ответил.

  4. Причины затруднения – я не знаю, что такое «сатирическое произведение».

  5. Цель: узнать, что такое сатирическое произведение, чем оно отличается от юмористического.

  6. Эталоны понятий «рассказ», «юмор», «сатира».


Рассказ - это небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. 

Юмор – это дружелюбный, добродушный, беззлобный смех.

Сатира – это беспощадное осмеяние человеческих пороков.







Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения слов «уметь учиться», в умении определять свои чувства;

2) определить содержательные рамки урока: творчество А.П.Чехова, понятия «юмор и сатира»;

3) мотивировать к учебной деятельности.


Организация учебного процесса на этапе 1:

Девиз урока: « Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».

- Тема нашего урока будет связана с произведениями писателя, который сказал эти слова. Может быть, кто-то уже знает, чьи они?

- Посмотрите на доску. (На слайде презентации иллюстрации к известным рассказам А.П.Чехова).

- Перед вами иллюстрации разных художников к литературным произведениям.

- Как вы думаете, почему они собраны вместе? (Произведения одного автора.)

- Кто знает автора этих произведений? (А.П.Чехов)

- Кто читал эти произведения? Кому они совсем не знакомы?

- Кому мы посвятим сегодняшний урок? (А.П.Чехов) Так чьи же слова нашего девиза?

- Как вы понимаете смысл этого выражения? (…)

- На уроках нам приходится преодолевать трудности в овладении знаниями. Какие качества характера помогут нам справиться с трудностями?.

- Какие шаги учебной деятельности необходимо пройти? (Что я не знаю, сам найду способ, как открыть новое знание)

- Какие качества характера вам помогут в работе?

- Давайте пожелаем друг другу удачи!












- Личностные (самоопределение; смыслообразование;

- Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о творчестве А.П.Чехова и фактах его жизни;

2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (определить сатирический рассказ или юмористический);

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности ( невозможность доказать принадлежность рассказа к сатире или к юмору из-за недостаточности знаний);

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.


Организация учебного процесса на этапе 2:

Поскольку у нас сегодня урок открытия новых знаний, давайте вспомним, а что мы знаем уже о творчестве А.П.Чехова?

1. Биография писателя.

-Какие интересные факты из жизни А.П.Чехова вы подготовили к сегодняшнему уроку? (Выслушиваются мини-рассказы 1 – 2 учеников)

Учитель может дополнить.

- Мы с вами сегодня поработаем с одним из этих произведений. Догадайтесь, как оно называется

(название произведения представляет собой антонимическую пару слов («Толстый и тонкий»)

- Вспомните также, что мы называем рассказом? Какой рассказ можно назвать юмористическим? ( на доске вывешиваются эталоны с определениями понятий «рассказ» и «юмор»)


3. Чтение рассказа «Толстый и тонкий».

– Что вы должны помнить, читая текст? (Чтение должно быть выразительным, отражать чувства, которые хотел передать автор.)

Дети читают рассказ по ролям.

- Какие вы испытывали чувства, читая и слушая рассказ?

- Над кем смеялись?

- Напоминал ли вам герой рассказа кого-нибудь?

- А.П.Чехов выдумал этот рассказ или эта ситуация взята из жизни?

Итак, мы повторили всё необходимое. – Каким будет следующий шаг? (Пробное задание.)

4. Пробное действие.

- Подумайте и ответьте на вопрос: «Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический?»

-Выскажите свое мнение, попробуйте его обосновать.

- Можете доказать, что вы верно определили?

- Кто уверен, что он полностью прав? На чём основаны ваши ответы? (Обоснований нет.)



















- Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания;














- Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация);



- Коммуникативные (аргументация своего мнения и позиции в коммуникации);


- Регулятивные (выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии);

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места, где возникло затруднение;

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Почему вы не можете дать обоснованный ответ? (Мы не знакомы с понятием «сатира», «сатирический», не знаем, чем отличается юмористическое произведение от сатирического)

- Какой следующий шаг? (Остановиться и подумать.)







- Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

постановка и формулирование проблемы);

- Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения);

- Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации);

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

- уточнить цель и тему урока;

- построение плана достижения цели.


Организация учебного процесса на этапе 4:

- Сформулируйте цель своей деятельности (Узнать, что такое сатира и юмор, выяснить, каким является рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».)

- Сформулируйте тему урока. (Сатира и юмор в произведениях А.П.Чехова.)

- По какому плану предлагаете работать? Какие средства помогут нам решить учебную задачу?

План:

  1. Узнать, что такое сатира и юмор ( использовать словари, статью учебника)

  2. Сопоставить содержание рассказа с определениями.

  3. Сделать вывод.




- Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

постановка и формулирование проблемы);

- Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения);

- Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации);

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: определение сатиры и юмора;

2) сформировать умение использовать открытые знания на практике.


Организация учебного процесса на этапе 5:


Работу предлагаю организовать в группах.

- Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

- Как вы будете выражать свои чувства? (Не причиняя неприятностей себе, окружающим людям.)

Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону.

- Что будет являться результатом вашей работы по первому пункту плана? (Памятка: что такое сатира, юмор.)

- Чем можете воспользоваться? (Учебником, толковым словарём.)

Группам раздаются листы А−4 .

Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют определение. Затем одна из групп высказывает свою версию определения. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.

Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.

На доску вывешивается согласованный вариант определения.


- Что вам теперь необходимо сделать? (На основе определений установить, сатирический рассказ или юмористический.)

- Что будет являться результатом вашей работы? (Вывод.)

Работа ведётся аналогично.

Вывод:

- Рассказ юмористический с элементами сатиры. А.П.Чехов высмеивает поведение чиновника.


- Так что такое сатира, юмор?

- Всегда ли легко провести грань между ними?

-Так зачем нужна сатира? (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться или обратить внимание на недостатки других.)

- Что вы можете сказать о своей работе? (Мы потрудились вместе и получили результат.)

- Какие чувства вы испытывали, работая вместе? Они помогали вам или мешали?






- Коммуникативные( формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций:

- Личностные (осознание ответственности за общее дело);

- Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации);

- Регулятивные (познавательная инициатива;

Физминутка.

Игра «Разозлились - Рассмеялись».

По сигналу «разозлились» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «рассмеялись» - расслабляются и улыбаются.



6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

тренироваться в применении новых знаний при выполнении задания.


Организация учебного процесса на этапе 6:

- Как бы вы хотели потренироваться, применяя новое знание? (…)

- Я предлагаю вам вспомнить, какие еще произведения русской и зарубежной литературы можно отнести к сатирическим или юмористическим? (басни, сказки и т.д.).

Выслушиваются выводы детей.

- Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство);

- Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

- Личностные (осознание ответственности за общее дело;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).


Организация учебного процесса на этапе 7:

-Предлагаю вам прочесть эпизоды из рассказов А.П.Чехова, сделать вывод, сатирические они или юмористические, проверяя свой вывод по тем определениям понятий «сатира» и «юмор», которые мы дали на уроке ( учитель предлагает поработать над заранее подготовленными эпизодами из рассказов А.П.Чехова)



- Регулятивные (контроль; коррекция; оценка);

- Коммуникативные (использование критериев для обоснования своего суждения);

- Познавательные (анализ, синтез, обобщение);

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Тренироваться применять полученные знания в других учебных ситуациях.


Организация учебного процесса на этапе 8:

- А вы знаете, что сегодня, изучив на уроке понятие «сатира», мы сделали небольшой шажочек к успешной сдаче после 11 класса экзамена по литературе, поскольку мы теперь сможем ответить на следующий вопрос « Каким термином называется прием беспощадного осмеяния человеческих пороков?» Вы уже знаете, как ответить на этот вопрос!



Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, выведение следствий);

- Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть;

5) обсудить и записать домашнее задание.


Организация учебного процесса на этапе 9:

- Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог)

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы достигли ее?

- Вспомните, как мы это делали? В чем испытали затруднение? Что помогло нам его преодолеть?

- Давайте вспомним слова А.П.Чехова, прозвучавшие в начале нашего урока. Можем ли мы о себе сказать, что мы потрудились хорошо и даже испытали от этого удовольствие?

- Можете ли вы применить знания о сатире и юморе, оценивая свою работу на уроке?

- Домашнее задание: прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»


- Познавательные (рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

- Личностные (самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности);

- Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).