СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6-м классе "Строки, опаленные войной…" (Великая Отечественная война в стихах русских поэтов)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в теме и в общем курсе:

плановый урок по теме "Из поэзии о Великой Отечественной войне";

урок продолжает изучение русской литературы XX века в 6 классе (IV учебная четверть, материал рассчитан на 2 учебных часа).

 

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала).

Цели:

  1. воспитательная -  воспитание чувства  патриотизма, уважения  и преклонения  перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне  эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны, заставить задуматься над истоками мужества целых поколений людей, отдавших жизнь за свободу Родины;
  2. образовательная - продолжение обучения школьников приемам анализа поэтического текста; научить видеть идею стихотворения; развить чувства сопереживания;
  3. развивающая - развитие  образно-ассоциативных способностей детей через  интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство).

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6-м классе "Строки, опаленные войной…" (Великая Отечественная война в стихах русских поэтов)»

Урок литературы в 6-м классе

"Строки, опаленные войной…" (Великая Отечественная война в стихах русских поэтов)


Место урока в теме и в общем курсе:

плановый урок по теме "Из поэзии о Великой Отечественной войне";

урок продолжает изучение русской литературы XX века в 6 классе (IV учебная четверть, материал рассчитан на 2 учебных часа).



Тип урока: комбинированный (изучение нового материала).

Цели:

  1. воспитательная - воспитание чувства патриотизма, уважения и преклонения перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны, заставить задуматься над истоками мужества целых поколений людей, отдавших жизнь за свободу Родины;

  2. образовательная - продолжение обучения школьников приемам анализа поэтического текста; научить видеть идею стихотворения; развить чувства сопереживания;

  3. развивающая - развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство).



Задачи:

  • учить элементам анализа лирического произведения (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, работать над выразительностью поэтической речи, навыками устного монологического высказывания);

  • установить межпредметных связей (литературы, истории, музыки, изобразительного искусства);

  • формировать умения интерпретировать поэтический текст на основе учебных таблиц;

  • познакомить обзорно учащихся с творчеством поэтов периода ВОВ.


Оборудование:

  • раздаточный материал (Приложение 1),

  • репродукция картины Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода",

  • запись песен в исполнении Леонида Утесова на стихи Константина Симонова "Жди меня:",

Марка Бернеса на стихи Расула Гамзатова "Журавли",

  • компьютер, экран, проектор;

  • презентация (Приложение 2).















Ход урока.


I этап. Организационный момент.

Слайд 1-3

Просмотр кадров из кинофильма «Ночные ведьмы».


Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, но в памяти человечества 22 июня 1941 года -

это не просто роковая дата, а рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.


Ученик:

22 июня…

Ровно в 4 часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война

- Самую кровопролитную и страшную войну XX века до сих пор не могут забыть ветераны, ее участники. Их становится с каждым годом все меньше. В наши дни людям дорого все, что напоминает о тех тяжелых героических годах.


Ученица:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

(А.Твардовский)


Слайд 5-6

Учитель: Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния, сколько надежд на скорую победу! И сегодня на уроке литературы, который мы проводим в форме урока – обозрения «Строки, опаленные войной…», прозвучат стихи о Великой Отечественной войне. И мы постараемся мысленно представить те события, участниками которых были авторы стихов, попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и печалило в происходящем. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет, обратимся к творчеству художников, изображавших войну.


II этап. Получение новых знаний.

Слайд 7-8.

Слово учителя:

- В канун 66-летия Победы внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, что переживали люди на фронте, те же песни, которые пелись там, в окопах.

Победа досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей . Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом "взрослой" жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили больше.

Слайд 9-10.

Автор стихотворения, которое мы сейчас прослушаем, К.М. Симонов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны К.М. Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране.


Звучит в записи стихотворение К.М. Симонова «Жди меня» в исполнении автора.


Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


Учитель: Победу ковали не только те, которые были на фронте, на передовой, но и те, кто был в тылу, вселял надежду, верил и ждал и своим ожиданием спасал бойцов, воинов от вражеских пуль.

Ученик: Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.

Вскоре это стихотворение, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярной песни, которую пели и в тылу, и на фронте.


Звучит в записи песня «Жди меня» К.М. Симонова в исполнении Леонида Утесова.

(Прослушивание первого куплета, просмотр слайдов с фотографиями военных лет. )

Слайд 11-12.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали?

- Давайте обратимся к тексту стихотворения и попробуем выяснить, с помощью чего автор смог достичь желаемого. Возьмите листочки.

- Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении (найдите антитезу)?

- Какие гласные и согласные звуки повторяются чаще других?

- Этот прием называется звукопись: ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков). Как вы думаете, зачем поэт его использует?

- Какие цвета использует Симонов?

- Какой становится природа в стихотворении? Как называется такой прием?

- Обратите внимание, что во многих предложениях автор использует обратный порядок слов, когда подлежащее и сказуемое "меняются" местами: "наводят дожди". Это инверсия. Найдите свои примеры.

- Зачем она нужна?

- Прочтите строки, которые начинаются одинаково. Как называется это средство художественной выразительности?

- Посчитайте, сколько раз в стихотворении употребляется глагол "Жди". Зачем поэт использует такое частое повторение?

- Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут? Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова.

- О чем же стихотворение Симонова?

Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.

У каждого из вас на парте есть таблица "Средства художественной выразительности" (Приложение 1) с вопросами к стихотворению Симонова "Жди меня". Заполните ее.

Проверка выполнения задания.



Учитель:

Каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество, не похожих друг на друга поэтов, по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объёмная картина. По-своему откликнулась и Анна Ахматова, так же проникновенно, как в своей лирике, она заговорила о войне.


Слайд 13.

Ученик читает стихотворение А.Ахматовой «Клятва»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мрачными лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

(Анна Ахматова. «Мужество»)


Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.

Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух.

Поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием. Примером тому может служить обращение белорусских партизан к своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие можно отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню». - Почему столь велика была потребность в песне?


Сообщение учащегося.

Первыми песнями Великой Отечественной войны стали : «Песня смелых» (автор слов – А.Сурков), где «Песня – крылатая птица – Смелых скликает в поход. Смелого пуля боится, Смелого штык не берёт». И песня на слова М.Исаковского «До свиданья, города и хаты». Суровый набат, призыв, потрясение звучит в них. Широкую известность в годы войны получили песни «В лесу прифронтовом», «Услышь меня, хорошая», «Огонёк» (автор слов – Исаковский), « В землянке» (А.Сурков), «Соловьи» (Фатьянов) и многие другие, т.е. те песни, где говорилось о верности и любви; песни на стихи, которые сами поэты не собирались никогда публиковать. Но именно такая песня помогала людям выжить, найти друг друга. Стихи, положенные на песни, помогали людям выстоять, найти друг друга.

Уже на третий день войны как могучий призыв, как торжественная клятва разнеслась по просторам нашей Отчизны песня «Священная война» Лебедева-Кумача.


Слайд 14

Звучит в записи песня «Священная война».


Слайд 15

Учитель.

Вопросы:

- Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?

На эти строки опиралась трагическая мелодия композитора А.Александрова и родился покоряющий всех гимн. И гимн этот люди, в общем, не столько пели, сколько слушали, подпевая ему в душе, и едва ли помнили слова в целом.

- В чём, по-вашему, патриотическая идея стихотворения?

- Как вы понимаете значение словосочетаний «священная война», «благородная ярость»?

( Это война за правое дело, за свою родину, не захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу Родины, против захватчиков - оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека).

Учитель: Литература тогда была горячим оборонным цехом. Художественное слово стало действенным оружием в борьбе. Чувство живой сопричастности народному подвигу окрыляло и сплачивало воедино писателей разных поколений и разного опыта. Они прошли через нечеловеческие испытания и рассказали о них в своих книгах, их жизнь стала двойным подвигом. Они выстояли перед страшными ударами судьбы и оставили людям произведения, ставшие сплавом мужества, самоотверженности и любви к людям.

Сотни литераторов, сражавшихся с фашистами, пали в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Ученица:

Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мёртвым!

Это надо – живым!

Ученица и ученик:

Всеволод Багрицкий. Погиб 26 февраля 1942г. под Ленинградом.

Борис Богатков. Пал смертью храбрых 11 августа 1943г в боях под Смоленском.

Борис Лапин. Трагически погиб под Киевом.

Николай Майоров. Политрук пулеметной роты погиб в боях под Смоленском 8 февраля 1942г.

Михаил Кульчицкий. Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.

Алексей Лебедев. Штурман подводной лодки погиб на Балтике при выполнении боевого задания.

Вячеслав Занадворнов. Погиб в ноябрьских боях 1942г под Сталинградом.

Аркадий Гайдар Находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань—Киев Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. 26 октября 1941 года погиб недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области

Юрий Крымов Ушёл на фронт добровольцем 26 июня 1941. Сотрудник газеты 26-ой армии «Советский патриот», писал военные очерки, статьи. Погиб в бою в ночь на 20 сентября во время окружения армии в Киевском котле.



Слайд 16

Ученик: Мусса Джалиль – молодой татарский поэт. В 1942 тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза


Учитель:

Они писали не только о героизме и мужестве советских солдат, но свое грозное оружие они направляли против фашистов, насильников, грабителей, дикарей.

Слайд 17-21.

В их стихах перед нами, как на экране, проходили ужасы войны.



Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Варварство».

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.


У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь


Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...


Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.


Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,


В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.


Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.


И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,


Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!


Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,


Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?


И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.


Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.


И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!


Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?


Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?


Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,


Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Ученик: Стихотворение С.Я. Маршака «Детский дом в Ельне».

На площади опустошенной

Разрушен вражеским огнем

Приветливый, многооконный,

С цветами в окнах детский дом.

Что в мире может быть печальней

Полуразрушенных печей

На месте прежней детской спальни,

Среди обломков кирпичей.


В золе я видел мячик детский,

А рядом школьную тетрадь.

Ее примял сапог немецкий,

Оставив грязную печать.


Нет преступления бесцельней,

Бессмысленней злодейства нет.

За детский дом, сожженный в Ельне,

В Берлине, Мюнхене и Кельне

Дадут преступники ответ.



Слайд 22.

Учитель: Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Горе матерей, не дождавшихся своих сыновей, ни с чем не сравнимо.

Ученица:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве…

(Н.Некрасов)


Учитель: Ужасы войны предстают перед нами ярко и в работах художников того времени и в кинематографии. Посмотрите на экран.

Многие художники, как и поэты писали свои произведения о жестокостях фашистов, с помощью красок, выражая свою боль.

Слайд 23-26.

Слева - фотография наших дней, справа - картина советских художников Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода". Достаточно взглянуть на нее, чтобы понять, что пережил этот город, а с ним и другие в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта - руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. На фото зимний пейзаж оттеняет ослепительную белизну стен Софии. Мирная картина резко контрастна изображению военного времени. Не случайно то, что знаменитая работа Кукрыниксов появилась в конце войны, в 1944 году. На переднем плане - скульптуры святых с разрушенного памятника "Тысячелетие России". Что они напоминают? (Фигуры убитых людей на снегу). Чуть поодаль на фоне величественных даже в разрушенном состоянии стен Софии Новгородской - суетливые фигурки поджигающих храм и спасающихся бегством немецких солдат.

Памятник до сих пор находится в Новгородском Кремле, напротив Софийского собора. Немцы хотели вывезти его по частям, но не успели.

Учитель:

- Не все возвращались с войны, но они оставались живыми в памяти тех, кто их любил. На защиту нашей страны поднялся весь многонациональный народ. Уже после Победы, в 1965 году, находясь под впечатлением от еще одной трагедии XX века - сброса атомной бомбы на Хиросиму, поэт Дагестана Расул Гамзатов написал стихотворение "Журавли" . На него композитор Ян Френкель, солдатом прошедший всю войну, сочинил прекрасную музыку. Так появилась песня в исполнении Марка Бернеса. В наши дни ее напевают и ветераны, и молодежь.

Слайд 27.


Прослушивание первых двух куплетов. Чтение наизусть учителем всего стихотворения до конца.


Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?


Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.


Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?


Летит, летит по небу клин усталый -

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый -

Быть может, это место для меня!


Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.


Слайд 28.

- Почему стихотворение называется "Журавли"? О ком на самом деле в нем говорится?

- Белый журавль - стерх распространен только на территории России, находится под угрозой исчезновения, занесен в Красные книги России и в Красную книгу Международного союза охраны природы. Поэтому и белые журавли Гамзатова - "солдаты, с кровавых не пришедшие полей", нуждаются в бережном отношении, в том, чтобы память о них жила в сердцах тех, кто остался.

- Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении?

- Какой гласный звук повторяется чаще всего? Для чего поэт использует ассонанс?

- Какими цветами пользуется поэт в стихотворении? Что они символизируют?

- Как Гамзатов изображает природу?

- Найдите анафору.

- О чем же это стихотворение?

- Сам Расул Гамзатов говорил так: "Мои журавли тоже зовут всех нас, живущих на земле, к миру и братству, ведь мы все - божьи дети. Разноплеменные, мы гораздо скорее нашли бы понимание, если бы слушали павших. А павшие не молчат. Прислушайтесь к журавлиному крику:"

Журавли не имеют национальности - они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти воинам минутой молчания.

Как вы можете объяснить, что многие стихи, созданные как в дни Великой Отечественной войны, так и после Победы, стали песнями?

- С помощью каких средств художественной выразительности поэты воздействуют на читателя и слушателя?

- Что объединяет стихотворения о войне?

- Заполните таблицу "Средства художественной выразительности" к стихотворению Гамзатова "Журавли".

Проверка выполнения задания.


IV этап. Подведение итогов урока.


Слово учителя:

- С каким чувством поэты, композиторы, художники рассказывают нам о цене Победы?

Слайд 29.


Слайд 30.

Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя

- Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любовь к родине.

2011 год – год 66 -летия Победы. И сейчас мы особенно часто размышляем о тех, чей талант не успел полностью раскрыться, чьё творческое движение было прервано войной. Они ушли из жизни молодыми, но успели сделать очень многое. Ещё раз вчитываешься в горячие строки и еще раз с болью и гордостью понимаешь и то, каких замечательных поэтов мы потеряли, и то, что их стихи всегда были и остаются с нами. Их благородные мысли и славные дела служили, служат и будут служить примером для миллионов людей. Писатели, создавшие произведения о подвиге российского народа в ВОВ, показали великолепный пример одухотворённого авторского отношения к избранной теме.

Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.


Слайд 31.

Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»


Заключение: ученица читает отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского (Иванова Оксана).


Слайд 32.

Помните!

Через века,

через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда, –

помните!


Люди!

Покуда сердца

стучатся, –

помните!

Какой ценой завоёвано счастье…


Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!


Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда, –

заклинаю, –

помните!


V ЭТАП. Домашнее задание.

Слайд 33

-Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

-Для сильных учеников: проанализировать стихотворение Орлова «Его зарыли в шар земной..»

(составить таблицу, аналогичную заполненной в классе).


Рефлексия.

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какое задание было самым интересным?

- Что было самым трудным?

- А в наше время везде ли мирное небо над головой?

(Учащиеся высказывают своё мнение и читают стихи о войне собственного сочинения)

Слайд 34.

Фонограмма «Детство».

Ученица:

Чтобы слышать всюду смех ребячий, а не стоны,

Скажите всюду «нет» войне кровавой.

Пусть, пусть играют дети Вашингтона,

Москвы, Чечни, Афганистана…

Играют дети…

Слабыми руками они возводят города.

Смотрите, люди, дети перед вами!

Разрушим ли их счастье?

Никогда!

Слайд

На фоне музыки все участники поднимаются на сцену.

Пусть наша песня над миром летит.

Пусть наша песня всё громче звучит.

Во имя живущих под солнцем народов!

Во имя погибших в сраженьях героев!

Мы не допустим войны!

Нет, не допустим войны!!! (все)

Слайд

Исполняется песня «Облака»

Большое спасибо за урок!



















































Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.С. Орлова "Его зарыли в шар земной:"


Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей:


Слайд 11.


- Поэт-фронтовик, молодой лейтенант, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов, освобождавший Новгород, написал это стихотворение в 1944 году (текст в учебнике на с. 218). О чем оно?


- Найдите противопоставления.

- Уже в первой строке звучит аллитерация: "Его зарыли в шар:" - повторение звука [р]. Найдите повторение согласных звуков в других строках. Что помогает услышать этот звуковой прием?

- Какие цвета использует Орлов?

- Найдите олицетворения.

- Есть ли в стихотворении инверсия? Зачем она нужна?

- В тексте есть строки, которые одинаково оканчиваются. Как называется этот прием? (Эпифора). Найдите ее, подумайте, зачем автор ее использует.

- Почему солдата "зарыли", а не похоронили?

- "Ему как мавзолей земля - На миллион веков" - о чем эти строки?

- Что хотел поэт донести до читателя в своем стихотворении в военном 1944 году?

- Продолжите заполнение таблицы "Средства художественной выразительности" к стихотворению Орлова "Его зарыли в шар земной:"


Проверка выполнения задания.


Сообщение учащегося о Сергее Орлове. Чтение стихотворения «Его зарыли в шар земной...» ( слайд 4)

Беседа по содержанию.

- Почему это стихотворение представляется и памятником солдату, и личным воспоминанием о родном человеке?

( Стихотворение показывает величественность подвига солдата. Значение его подвига – вселенского масштаба. Солдат не просто похоронен – его «зарыли в шар земной». «Ему как мавзолей земля» - образ мавзолея – образ вечности, нетленности, благодарной памяти.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!