СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока литературы в 7 классе по стихотворению Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе»



Урок по литературе в 7 классе «Жизнь народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Цель: учить учащихся анализировать, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять текст с произведением живописи, оперировать понятиями «риторический вопрос», «ирония»; развивать у обучающихся наблюдательность, умение связно излагать и объяснять свои мысли, воспитывать в детях гражданское чувство.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Литературная разминка (Повторение изученного о Н.А. Некрасове)

- Откроем с.264, портрет поэта.

-Вспомните, что вы знаете об отце Некрасова? Был ли он хорошим человеком и отцом?

-Что вы знаете о матери поэта?

-С чем связаны детские воспоминания поэта? Что было доброго, светлого? Что причиняло боль, тоску?

- Почему Некрасова называют народным поэтом?

а) мнение учащихся

б) учебник с.263-264

- О какой своеобразной силе в его душе говорит Ф.М.Достоевский?

(Сила – любовь к народу. Он болел о страданиях его всей душой.)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, мужика, солдата. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихи написаны с сочувствием и проникнуты гражданским чувством.

В 1862 году Н.Некрасовым было написано стихотворение «Железная дорога».

60-ые годы 19 века… Что вы знаете об этом времени? Сам Некрасов говорил об этом времени: «Это было время надежд, которым не суждено было статься».

Александр II отменил крепостное право. Но об многовековой зависимости невозможно избавится моментально. Поэт считал, что реформы 1861 года были обманом, поэтому в ряде стихотворений он высказывает свое негативное отношение к реформам Александра II. Таково и стихотворение «Железная дорога».

И наша с вами задача – выявить художественную идею поэмы, увидеть особенности данного стихотворения.

  1. Работа над стихотворением.

  1. Внимание на эпиграф. Похож на сцену из пьесы: обозначены действующие лица, авторские ремарки.

Словарная работа.

Кучерский армячок - народная одежда, пальто на красной подкладке – отец (папаша в генеральской шинели).

Граф Петр Андреич Клейнмихель (доп.задание).

Эпиграф – ключ-играет роль повода для написания стихотворения.

  1. Чтение 1 части.

- Пейзаж. Какой он? Вспомните «Золотую осень» Левитана.

- Все хорошо под сиянием лунным. Но иначе не быть не может. Это же о Родине, о России. Прекрасное – в самом обыкновенном! Как мать любят, так поэт любит и Русь (старинное ласковое слово)

Воздух «усталые силы бодрит» - речь о человеке – труженике, уставшем от работы (частица того, о чем написано дальше)ю

Какое средство выразительности отметим в 1 части? Какое настроение создает лексика? Назовите слова.

Слово «безобразие» из общего ряда.

«Нет безобразия в природе»- если нет в природе, значит, оно где-то есть.

-Перейдем ко 2 главе. Можно выделить отдельные части:

а) Царь-голод

б) Песнь мертвецов

в) Белорус

г) Мысли о будущем

Беседа с классом

  1. Что согнало людей на строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Приведите цитату.

  2. В каких условиях трудились рабочие? Почему многие из них погибли?

  3. С какой целью поэт вводит «песню мертвецов?»

  4. Что вы узнали из нее о строителях? Об условиях их работы? О чем мертвецы напомнили едущим в поезде? Из каких концов России собрались сюда люди?

  5. Найдите строки, описывающие больного белоруса. (с.294, «Губы бескровные»)

  6. К чему призывает поэт молодое поколение? Каков идеал поэта? - труд!

  7. Перечитаем 3 строфы 2 части. Интонация – тема бедствий связь с темой гордости, за труд, приклонение перед терпением, стойкостью простых людей.

3 часть. Работа над содержанием.

Это сложная часть по своему содержанию. Генерал спорит с лирическим героем. Возмущен той страшной картиной, которую нарисовал лирический герой мальчику.

Репродукция картины Савицкого.

Ремонтные работы на железной дороге 1874.

  1. Чем идея картины близка к стихотворению?

  2. Какое из этих произведений создает, по-вашему, более тягостное настроение? Почему?

4 часть.

- Вернемся к ней, светлой стороне.

Чтение 3 строф 4 части.

Историческая справка: «Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа Клейнмихеля, который был известен жестокостью. За полгода тяжелой работы землекопы получали 17 рублей 50 копеек, то есть меньше трех рублей в месяц. Этих денег не хватало ни на обувь, ни на одежду, ни на питание.

Когда же рабочие выражали свое недовольство, их наказывали плетями».

Купчина («вражина» - пренебрежение к человеку. За что?)

Концовка: недаром курсивом –и недоимку дарю. Народ впрягается вместо лошадей и мчит «купчину »по дороге.

Ирония – выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение «отрадная картина». В конце стихотворения стоит риторический вопрос и стоит многоточие.

От чего оно? - от страшных условий, долготерпения, покорности народа.

«Где народ, там и стон…»

-какие интонации услышали: повествовательные, описательные, разговорные.

V. Итог урока:

-Кто же истинный строитель дороги? Сделайте вывод. Идея – истинный строитель – народ-труженник.

Очень хочется, чтобы вы воспитывали в себе эти качества и были достойными гражданами своей страны, каким был Н.А. Некрасов («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»)

Гражданин – человек, который

-любит свою Родину, малую и большую, свой труд, свой язык;

- проявляет убежденную готовность и способность защищать Родину;

- интересуется историей и культурой Родины;

- проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, ее культуре, традициям;

- протестует против несправедливого отношения к людям.

Гражданин – это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа.

Домашнее задание: 1 часть (наизусть), сочинение-миниатюра «Я – гражданин своей страны».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!