СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе на тему:" Омар Хайям. Рубаи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Омар Хайям. Рубаи.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Омара Хайяма. 

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование знаний о персидско-таджикской литературе как источнике вдохновения творчества русских и западноевропейских поэтов.
  2. Познакомить учащихся с новым для них литературным понятием «рубаи», тематикой этих стихов.
  3. Развитие навыка   выразительного чтения и рассказывания, умения самостоятельно находить нужную литературу, конспектировать, выбирая главное.
  4. Прививать интерес к творчеству Омара Хайяма.

Учебник/литература: «Литература народов СССР». Хрестоматия. Омар Хайям «Как чуден милой лик».

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Опрос

–Что в переводе означает «Шах-наме»?

–Что вы знаете об истории создания этой поэмы? (Это грандиозная стихотворная эпопея, описывающая историю Ирана от древних времен до проникновения ислама. Писалась она в течение 35 лет, насчитывает более ста тысяч стихотворных строк.)

–Что такое бейт? (Бейт-двустишие).

–Какова была цель автора? (Воспеть прошлое своего народа, призвать к прекращению феодальных междоусобиц, к объединению иранских народов).

  1. Объяснение нового материала

1. Сообщение учителя или учащихся об Омаре Хайяме.

Омар Хайям-великий поэт, философ, астроном и математик (1048-1131). Родился в Нишапуре (Хорасан), жил и учился в Балхе, руководил обсерваторией в Исфагане, написал ряд трактатов по алгебре и другим точным наукам, прославил себя как мастер непревзойденных рубаи. Свои рубаи он писал на полях научных трудов, для него поэзия была как выдох от утомительной работы, в нем сочетался крупный философ и поэт одновременно. Придворный астроном у Мелик-Шаха, он не меньше сделал для исцеления мира, чем большие ученые-трактатами.

Тематика. Раздумья о жизни и смерти, о вечности любви, о хлебе насущном, о бытии и сознании. Но общий характер творчества был свободолюбивым. Он едко и смело осмеивал всякое ханжество и рутину.

Вольнодумие Хайяма стало причиной ожесточенных нападок на ученого и поэта. Опасаясь еще большего преследования, Хайям совершил хадж в Мекку. Возможно после этого появились четверостишия с грустными размышлениями:

 

Будь милосердна, жизнь, мой виночерпий злой!

Мне лжи, бездушия и подлости отстой

Довольно подливать! Поистине из кубка

Готов я выплеснуть напиток горький твой.

 

В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть,

Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.

Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось?

Не трать их попусту, благоразумен будь.

Часто спорят, кто был Омар-таджикский или персидский поэт? По словам Р.Гамзатова «То, что оставил нам в наследство Хайям, хватит на все времена и для всех народов».

  1. Закрепление материала
  1. Чтение рубаи, разных по тематике.
  2. Стр.286-288 Хрестоматия.
  1. Домашнее задание:
  1. Выучить наизусть 2-3 рубаи.
  2. Подготовить сообщение о Низами.
  1. Подведение итогов урока, оценивание