СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе. Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проспер  Мериме – представитель французской литературы XIX века.

Описывает Мериме  случай, который произошел на острове.

И этим Мериме заставляет думать о ценностях человеческой жизни, о нравственных основах поступков.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».»

 Урок литературы в 8 классе.

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».





Цели:

1.Познакомить учащихся с творчеством французского писателя Проспера Мериме.

2. Познакомить с новым малым эпическим жанром, новеллой,

закрепление навыков анализа художественного текста,



ТСО: выставка книг Проспера Мериме, мультимедийная презентация к уроку, фрагменты из фильма.



Ход урока.

I. Организационный момент.

2.Опрос домашнего материала

3. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.

     Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX века.

     Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология.

На литературном поприще Мериме дебютировал очень рано, когда ему было всего 20 лет. Это было сложное время в истории Франции, ознаменовавшееся разными драматическими, а то и трагическими событиями: Великая французская революция, наполеоновские походы, в том числе и в Россию в 1812 году, восстановление королевской династии Бурбонов, пожизненная ссылка Наполеона на о. Святой Елены. Во всей Франции образованные люди напряженно раздумывали над судьбой своей страны. Среди них был и Проспер Мериме. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля, как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль», заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией. ( Мистифика́ция — намеренная попытка введения множества людей в заблуждение. Понятие в основном относится к области искусства и не предполагает нанесения вреда обманным путём.)

     В период до 1829 года было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы- новеллой. Герои Мериме всегда необыкновенные ,исключительные люди, с нелегкой судьбой.     

Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков был Н.В. Гоголь. В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические.

       Мериме очень хорошо владел русским языком, знал русскую литературу. Он перёвел « Пиковую даму» и « Цыгане» А.С. Пушкина на французский язык , написал предисловие к французскому переводу «Отцов и детей», вышел его этюд о Гоголе, а в 1853-м — перевод «Ревизора», перевел несколько произведений Гоголя и роман Тургенева « Дым». А Тургенева он знал и переписывался.

Последняя новелла, изданная при жизни Мериме, — «Локис», действие которой происходит в Литве. Умер писатель в 1870 году, не дожив нескольких дней до 67- летия .После смерти Мериме изданы «Последние новеллы»

       

4..Работа над понятие новеллы.

 - Произведение «Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.

-К какому роду литературы относится жанр новелла? ( К эпическому)

- Вспомним, что такое эпический жанр.

Эпические жанры ( слайд)

  • Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

  • Средние — повесть,

  • Малые — рассказ, новелла, очерк.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, былина, историческая песня.



Новелла-небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

- При чтении новеллы «Маттео Фальконе» да и других произведений помните: читать нужно очень внимательно и вдумчиво , только тогда сюжет, его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.


5. Словарная работа.

-В тексте вам встретятся непонятные слова. Давайте поработаем с ними.

 Маки-участок, покрытый густым кустарником.

Экю- старинная французская монета.

Обыватель- здесь: мирный житель, не участвующий в военных действиях.

Прогалина- место, свободное от зарослей.

Панихида – поминальная молитва.



Действие новеллы, написанной в 1829 году происходит на острове Корсика.

Корсика- гористый остров в Средиземном море. Корсика является департаментом Франции, но населяют ее не французы, а корсиканцы., народ который говорит на различных диалектах итальянского языка.

Жизнь здесь отличается тем, что замкнутая, особая культура и традиция неприятия нового.

В годы жизни П, Мериме французы считали корсиканцев дикарями. Наполеон Бонапарт был родом с острова Корсики.

Описывает Мериме случай, который произошел на острове.

И этим Мериме отвечает на вопрос , как нужно строить человеческие отношения, заставляет думать о ценностях человеческой жизни, о нравственных основах поступков.

6. Просмотр фрагментов фильма.

 Фронтальная беседа

-- Ребята, понравился ли вам фильм?

-- О чём он? (т.е. тема – наказание сына за предательство).

-- Как наказал? (убил)

-Что вас удивило в отношении Маттео к родственникам?

-Что в характере Маттео корсиканцы считали самым главным?

-Почему корсиканцы считали Маттео «таким же хорошим другом, как и опасным врагом»?

-Почему рождение дочерей приводило Фальконе в ярость?

- Чем был для Маттео его сын Фортунато?

-Почему Маттео Фальконе не отплатил за оскорбление, когда Санпьеро назвал его жилище домом предателя?

-Как относился Маттео к своей жене?

- Какие факты в их отношениях вызывают ваше удивление и непонимание?

-Что чувствовал отец, узнав о предательстве сына? Подтвердите свои аргументы текстом.

-Какие бы доводы вы привели в защиту Фортунато?

-В чем его вина и беда?

-Хотел ли он выдавать беглеца?

- Мог ли десятилетний мальчик сам уверенно ответить на этот вопрос?

-Может быть, Маттео Фальконе не прав и бандита следовало отдать властям?

-Почему отец все же убивает мальчика? Можно ли понять и оправдать его поступок?

-Что ценят местные жители в жизни? По каким законам они живут? 

- В центре внимания писателя человеческий характер, характер главного героя – Маттео. Что вы можете сказать об этом человеке?

Получается, что Маттео и герой, и убийцаС точки зрения христианства, с общечеловеческой точки зрения, он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписанных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести, он – герой, совершивший правосудие. Нужна большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына столь тяжким наказанием.

И сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение еще затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка.) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».



Домашнее задание

Всем: подготовить характеристику литературного героя Маттео Фальконе

И написать письмо Маттео Фальконе.