СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                          Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».                                                                           

                Тема «Судьба человека -судьба народа».                 

Цели урока: выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образы главных героев ; тема судьбы человека, искалеченного войной.

Словарная работа: гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Оборудование урока: выставка книг о Великой Отечественной войне, иллюстрации Трофимова и Верейского к рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».

 

                                                              Ход урока.

                                                                                               Судьба всей нашей страны- судьба

                                                                                                Каждого из нас, судьба наших детей.

                                                                                                 Мы выстоим…

                                                                                                                                        Илья Эренбург

Слово учителя.

Вы знаете, что в этом году наша страна будет отмечать 60-летие Победы в Великой        Отечественной войне. С памятного и долгожданного дня 9 мая прошло много времени, но события минувшей войны по-прежнему остаются одной из главных тем нашей литературы. Литература о войне занимает в духовной жизни нашего общества ни с чем не сопоставимое, совершенно особенное место. Для нынешних поколений она является как бы хранительницей памяти народной.

-Произведения каких авторов о войне вы читали? 

Военная проза создала яркие образы положительного героя того времени- человека-борца, гражданина, патриота, готового к самопожертвованию во имя своей Родины, своего народа. К таким образам относится главный герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Цель нашего урока- рассмотреть, как в судьбе одного человека преломилась судьба целого народа, понять, в чём сила русского характера, что такое загадочная русская душа? Поэтому тема нашего урока: «Судьба человека -судьба народа». 

В работе на нашем уроке вам помогут иллюстрации художников Трофимова и Верейского, которые непросто передают содержания рассказа, но и отражают внутренний мир каждого героя.

Как  нельзя лучше раскрывают тему нашего урока слова Ильи Эренбурга (чтение эпиграфа).

2.Оформление тетрадей.

Учащиеся записывают число, тему урока, эпиграф.

3.Вопрос к классу.

-Обратите внимание на то, что очень часто мы употребляем слово «судьба». А как вы понимаете значение этого слова?

-Прочитайте, какие значения этого слова даются в «Толковом словаре» (запись на доске)

-Какие значения этого слова раскрывают содержание данного произведения?

4. Беседа.

-В.чём необычность композиции произведения?

-Шолохов считал повествование от первого лица наиболее трудной формой. Как вы думаете, почему он прибёг к этой форме в рассказе «Судьба человека»?

-Какой эпизод изображает данная иллюстрация?

-На какую деталь в портрете Соколова обращает внимание автор при встрече? Почему?

-Как художнику удалось передать душевное состояние главного героя?

_ Первые годы своей жизни Соколов считает «обыкновенными». Согласны вы с этим определением? Почему?

5. Чтение и анализ эпизода.

-К подвигу вы причислили и поведение Андрея Соколова в немецкой комендатуре. Ученик одного из девятых классов после прочтения «Судьбы человека» сказал : « Что героического в том, что Соколов выпил три стакана водки без закуски. В чём здесь героизм?»  Как бы вы ответили этому ученику.

-Обратимся к тексту и проследим за психологическим поединком между Соколовым и Мюллером.

-На какие детали обращает внимание автор, подчёркивая изменения в поведении Мюллера? Чем они важны в конкретном эпизоде?

-Обратите внимание на иллюстрацию. Художнику удалось передать превосходство русского солдата над немецким офицером, показав солдатскую выправку, мужество и стойкость Андрея Соколова.

6. Беседа с анализами теста.

-Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?

-Война закончилась, но она отняла у Андрея Соколова самое дорогое-семью. Ему не для кого и незачем жить. Казалось бы, он должен очерстветь душой, быть равнодушным к чужой боли и страданиям. Но почему же главный герой обращает внимание на горе мальчика?

-Какие мотивы двигали Андреем, когда он решил усыновить Ванюшу?

Можно ли этот поступок назвать героическим? Почему?

-Содержание рассказа в основном трагическое. Почему же рассказ не рождает впечатление безысходности? Как об этом сказал Шолохов?

7. Заключительное слово учителя.

-События имеют свою логику: они последовательно отъединяют  Соколова от мира, разрывают его связи с ним, ведут героя к одиночеству. Тем большее значение приобретает последний поступок героя- усыновление сироты. Соколов действует наперекор судьбе, логике событий, он сам устанавливает связь с миром, с людьми, начиная жизнь сначала.

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые её трагические стороны: ранение, плен, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы. Своеобразие шолоховского подхода к изображению войны ещё в том, что мы практически не видим героя в обстановке боя, с оружием в руках. Дело в том, что не  силу оружия , не сверхчеловеческие способности противопоставляет он чудовищной машине фашизма, а нечто другое. Это прежде всего сила духа, патриотизм, стойкость русского человека.

8.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Почему рассказ Шолохова сохраняет актуальность и в наши дни?»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека".»

Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».

Тема «Судьба человека -судьба народа».

Цели урока: выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образы главных героев ; тема судьбы человека, искалеченного войной.

Словарная работа: гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Оборудование урока: выставка книг о Великой Отечественной войне, иллюстрации Трофимова и Верейского к рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».



Ход урока.

Судьба всей нашей страны- судьба

Каждого из нас, судьба наших детей.

Мы выстоим…

Илья Эренбург

Слово учителя.

Вы знаете, что в этом году наша страна будет отмечать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. С памятного и долгожданного дня 9 мая прошло много времени, но события минувшей войны по-прежнему остаются одной из главных тем нашей литературы. Литература о войне занимает в духовной жизни нашего общества ни с чем не сопоставимое, совершенно особенное место. Для нынешних поколений она является как бы хранительницей памяти народной.

-Произведения каких авторов о войне вы читали?

Военная проза создала яркие образы положительного героя того времени- человека-борца, гражданина, патриота, готового к самопожертвованию во имя своей Родины, своего народа. К таким образам относится главный герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Цель нашего урока- рассмотреть, как в судьбе одного человека преломилась судьба целого народа, понять, в чём сила русского характера, что такое загадочная русская душа? Поэтому тема нашего урока: «Судьба человека -судьба народа».

В работе на нашем уроке вам помогут иллюстрации художников Трофимова и Верейского, которые непросто передают содержания рассказа, но и отражают внутренний мир каждого героя.

Как нельзя лучше раскрывают тему нашего урока слова Ильи Эренбурга (чтение эпиграфа).

2.Оформление тетрадей.

Учащиеся записывают число, тему урока, эпиграф.

3.Вопрос к классу.

-Обратите внимание на то, что очень часто мы употребляем слово «судьба». А как вы понимаете значение этого слова?

-Прочитайте, какие значения этого слова даются в «Толковом словаре» (запись на доске)

-Какие значения этого слова раскрывают содержание данного произведения?

4. Беседа.

-В.чём необычность композиции произведения?

-Шолохов считал повествование от первого лица наиболее трудной формой. Как вы думаете, почему он прибёг к этой форме в рассказе «Судьба человека»?

-Какой эпизод изображает данная иллюстрация?

-На какую деталь в портрете Соколова обращает внимание автор при встрече? Почему?

-Как художнику удалось передать душевное состояние главного героя?

_ Первые годы своей жизни Соколов считает «обыкновенными». Согласны вы с этим определением? Почему?

5. Чтение и анализ эпизода.

-К подвигу вы причислили и поведение Андрея Соколова в немецкой комендатуре. Ученик одного из девятых классов после прочтения «Судьбы человека» сказал : « Что героического в том, что Соколов выпил три стакана водки без закуски. В чём здесь героизм?» Как бы вы ответили этому ученику.

-Обратимся к тексту и проследим за психологическим поединком между Соколовым и Мюллером.

-На какие детали обращает внимание автор, подчёркивая изменения в поведении Мюллера? Чем они важны в конкретном эпизоде?

-Обратите внимание на иллюстрацию. Художнику удалось передать превосходство русского солдата над немецким офицером, показав солдатскую выправку, мужество и стойкость Андрея Соколова.

6. Беседа с анализами теста.

-Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?

-Война закончилась, но она отняла у Андрея Соколова самое дорогое-семью. Ему не для кого и незачем жить. Казалось бы, он должен очерстветь душой, быть равнодушным к чужой боли и страданиям. Но почему же главный герой обращает внимание на горе мальчика?

-Какие мотивы двигали Андреем, когда он решил усыновить Ванюшу?

Можно ли этот поступок назвать героическим? Почему?

-Содержание рассказа в основном трагическое. Почему же рассказ не рождает впечатление безысходности? Как об этом сказал Шолохов?

7. Заключительное слово учителя.

-События имеют свою логику: они последовательно отъединяют Соколова от мира, разрывают его связи с ним, ведут героя к одиночеству. Тем большее значение приобретает последний поступок героя- усыновление сироты. Соколов действует наперекор судьбе, логике событий, он сам устанавливает связь с миром, с людьми, начиная жизнь сначала.

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые её трагические стороны: ранение, плен, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы. Своеобразие шолоховского подхода к изображению войны ещё в том, что мы практически не видим героя в обстановке боя, с оружием в руках. Дело в том, что не силу оружия , не сверхчеловеческие способности противопоставляет он чудовищной машине фашизма, а нечто другое. Это прежде всего сила духа, патриотизм, стойкость русского человека.

8.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Почему рассказ Шолохова сохраняет актуальность и в наши дни?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!