Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
Тема «Судьба человека -судьба народа».
Цели урока: выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образы главных героев ; тема судьбы человека, искалеченного войной.
Словарная работа: гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.
Оборудование урока: выставка книг о Великой Отечественной войне, иллюстрации Трофимова и Верейского к рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
Ход урока.
Судьба всей нашей страны- судьба
Каждого из нас, судьба наших детей.
Мы выстоим…
Илья Эренбург
Слово учителя.
Вы знаете, что в этом году наша страна будет отмечать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. С памятного и долгожданного дня 9 мая прошло много времени, но события минувшей войны по-прежнему остаются одной из главных тем нашей литературы. Литература о войне занимает в духовной жизни нашего общества ни с чем не сопоставимое, совершенно особенное место. Для нынешних поколений она является как бы хранительницей памяти народной.
-Произведения каких авторов о войне вы читали?
Военная проза создала яркие образы положительного героя того времени- человека-борца, гражданина, патриота, готового к самопожертвованию во имя своей Родины, своего народа. К таким образам относится главный герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Цель нашего урока- рассмотреть, как в судьбе одного человека преломилась судьба целого народа, понять, в чём сила русского характера, что такое загадочная русская душа? Поэтому тема нашего урока: «Судьба человека -судьба народа».
В работе на нашем уроке вам помогут иллюстрации художников Трофимова и Верейского, которые непросто передают содержания рассказа, но и отражают внутренний мир каждого героя.
Как нельзя лучше раскрывают тему нашего урока слова Ильи Эренбурга (чтение эпиграфа).
2.Оформление тетрадей.
Учащиеся записывают число, тему урока, эпиграф.
3.Вопрос к классу.
-Обратите внимание на то, что очень часто мы употребляем слово «судьба». А как вы понимаете значение этого слова?
-Прочитайте, какие значения этого слова даются в «Толковом словаре» (запись на доске)
-Какие значения этого слова раскрывают содержание данного произведения?
4. Беседа.
-В.чём необычность композиции произведения?
-Шолохов считал повествование от первого лица наиболее трудной формой. Как вы думаете, почему он прибёг к этой форме в рассказе «Судьба человека»?
-Какой эпизод изображает данная иллюстрация?
-На какую деталь в портрете Соколова обращает внимание автор при встрече? Почему?
-Как художнику удалось передать душевное состояние главного героя?
_ Первые годы своей жизни Соколов считает «обыкновенными». Согласны вы с этим определением? Почему?
5. Чтение и анализ эпизода.
-К подвигу вы причислили и поведение Андрея Соколова в немецкой комендатуре. Ученик одного из девятых классов после прочтения «Судьбы человека» сказал : « Что героического в том, что Соколов выпил три стакана водки без закуски. В чём здесь героизм?» Как бы вы ответили этому ученику.
-Обратимся к тексту и проследим за психологическим поединком между Соколовым и Мюллером.
-На какие детали обращает внимание автор, подчёркивая изменения в поведении Мюллера? Чем они важны в конкретном эпизоде?
-Обратите внимание на иллюстрацию. Художнику удалось передать превосходство русского солдата над немецким офицером, показав солдатскую выправку, мужество и стойкость Андрея Соколова.
6. Беседа с анализами теста.
-Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?
-Война закончилась, но она отняла у Андрея Соколова самое дорогое-семью. Ему не для кого и незачем жить. Казалось бы, он должен очерстветь душой, быть равнодушным к чужой боли и страданиям. Но почему же главный герой обращает внимание на горе мальчика?
-Какие мотивы двигали Андреем, когда он решил усыновить Ванюшу?
Можно ли этот поступок назвать героическим? Почему?
-Содержание рассказа в основном трагическое. Почему же рассказ не рождает впечатление безысходности? Как об этом сказал Шолохов?
7. Заключительное слово учителя.
-События имеют свою логику: они последовательно отъединяют Соколова от мира, разрывают его связи с ним, ведут героя к одиночеству. Тем большее значение приобретает последний поступок героя- усыновление сироты. Соколов действует наперекор судьбе, логике событий, он сам устанавливает связь с миром, с людьми, начиная жизнь сначала.
Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые её трагические стороны: ранение, плен, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы. Своеобразие шолоховского подхода к изображению войны ещё в том, что мы практически не видим героя в обстановке боя, с оружием в руках. Дело в том, что не силу оружия , не сверхчеловеческие способности противопоставляет он чудовищной машине фашизма, а нечто другое. Это прежде всего сила духа, патриотизм, стойкость русского человека.
8.Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Почему рассказ Шолохова сохраняет актуальность и в наши дни?»
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека".»
Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
Тема «Судьба человека -судьба народа».
Цели урока: выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образы главных героев ; тема судьбы человека, искалеченного войной.
Словарная работа: гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.
Оборудование урока: выставка книг о Великой Отечественной войне, иллюстрации Трофимова и Верейского к рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
Ход урока.
Судьба всей нашей страны- судьба
Каждого из нас, судьба наших детей.
Мы выстоим…
Илья Эренбург
Слово учителя.
Вы знаете, что в этом году наша страна будет отмечать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. С памятного и долгожданного дня 9 мая прошло много времени, но события минувшей войны по-прежнему остаются одной из главных тем нашей литературы. Литература о войне занимает в духовной жизни нашего общества ни с чем не сопоставимое, совершенно особенное место. Для нынешних поколений она является как бы хранительницей памяти народной.
-Произведения каких авторов о войне вы читали?
Военная проза создала яркие образы положительного героя того времени- человека-борца, гражданина, патриота, готового к самопожертвованию во имя своей Родины, своего народа. К таким образам относится главный герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Цель нашего урока- рассмотреть, как в судьбе одного человека преломилась судьба целого народа, понять, в чём сила русского характера, что такое загадочная русская душа? Поэтому тема нашего урока: «Судьба человека -судьба народа».
В работе на нашем уроке вам помогут иллюстрации художников Трофимова и Верейского, которые непросто передают содержания рассказа, но и отражают внутренний мир каждого героя.
Как нельзя лучше раскрывают тему нашего урока слова Ильи Эренбурга (чтение эпиграфа).
2.Оформление тетрадей.
Учащиеся записывают число, тему урока, эпиграф.
3.Вопрос к классу.
-Обратите внимание на то, что очень часто мы употребляем слово «судьба». А как вы понимаете значение этого слова?
-Прочитайте, какие значения этого слова даются в «Толковом словаре» (запись на доске)
-Какие значения этого слова раскрывают содержание данного произведения?
4. Беседа.
-В.чём необычность композиции произведения?
-Шолохов считал повествование от первого лица наиболее трудной формой. Как вы думаете, почему он прибёг к этой форме в рассказе «Судьба человека»?
-Какой эпизод изображает данная иллюстрация?
-На какую деталь в портрете Соколова обращает внимание автор при встрече? Почему?
-Как художнику удалось передать душевное состояние главного героя?
_ Первые годы своей жизни Соколов считает «обыкновенными». Согласны вы с этим определением? Почему?
5. Чтение и анализ эпизода.
-К подвигу вы причислили и поведение Андрея Соколова в немецкой комендатуре. Ученик одного из девятых классов после прочтения «Судьбы человека» сказал : « Что героического в том, что Соколов выпил три стакана водки без закуски. В чём здесь героизм?» Как бы вы ответили этому ученику.
-Обратимся к тексту и проследим за психологическим поединком между Соколовым и Мюллером.
-На какие детали обращает внимание автор, подчёркивая изменения в поведении Мюллера? Чем они важны в конкретном эпизоде?
-Обратите внимание на иллюстрацию. Художнику удалось передать превосходство русского солдата над немецким офицером, показав солдатскую выправку, мужество и стойкость Андрея Соколова.
6. Беседа с анализами теста.
-Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?
-Война закончилась, но она отняла у Андрея Соколова самое дорогое-семью. Ему не для кого и незачем жить. Казалось бы, он должен очерстветь душой, быть равнодушным к чужой боли и страданиям. Но почему же главный герой обращает внимание на горе мальчика?
-Какие мотивы двигали Андреем, когда он решил усыновить Ванюшу?
Можно ли этот поступок назвать героическим? Почему?
-Содержание рассказа в основном трагическое. Почему же рассказ не рождает впечатление безысходности? Как об этом сказал Шолохов?
7. Заключительное слово учителя.
-События имеют свою логику: они последовательно отъединяют Соколова от мира, разрывают его связи с ним, ведут героя к одиночеству. Тем большее значение приобретает последний поступок героя- усыновление сироты. Соколов действует наперекор судьбе, логике событий, он сам устанавливает связь с миром, с людьми, начиная жизнь сначала.
Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые её трагические стороны: ранение, плен, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы. Своеобразие шолоховского подхода к изображению войны ещё в том, что мы практически не видим героя в обстановке боя, с оружием в руках. Дело в том, что не силу оружия , не сверхчеловеческие способности противопоставляет он чудовищной машине фашизма, а нечто другое. Это прежде всего сила духа, патриотизм, стойкость русского человека.
8.Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Почему рассказ Шолохова сохраняет актуальность и в наши дни?»