УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
Т е м а у р о к а: Жан-Батист Мольер – комедиограф, актёр, театральный деятель. Тематика и художественная особенность комедий Мольера.
Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с жизненным и творческим путём Мольера; сформировать у учащихся понятие о комедии как жанре драматургии; углубить знания учеников о классицизме; развивать вдумчивое отношение к учебному материалу, навыки монологической речи; воспитывать интерес к литературе.
Т и п у р о к а: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
О б о р у д о в а н и е: портрет Мольера; выставка книг о Мольере и его творчество; аудиозаписи фрагментов «Лирических трагедий» Ж. Б. Люлли; тюрбаны (можно имитировать полотенцами), халаты, игрушечные сабли, Коран, свечи; плакат:
«Государство - это Я»
Людовик XIV
Ожидаемые результаты
После этого урока ученики смогут:
рассказывать об основных этапах жизни и творчества Мольера как неординарной личности, лучшего представителя эпохи классицизма;
анализировать творческие принципы и комедийную концепцию Мольера;
выявить свое отношение к театральному искусству на основе личного участия в ролевой игре.
План и методы проведения урока
Мотивация (беседа) (5 мин).
Объявление темы и ожидаемых результатов (3 мин).
Обмен необходимой информацией («Работа в парах») (10 мин).
Интерактивное упражнение («Розыгрыш ситуации по ролям» [инсценировка]) (18 мин)
Рефлексия (7 мин)
Домашнее задание (2 мин): 1) прочитать 1 и 2 действия комедии "Мещанин во дворянстве"; 2) ответить на вопросы 1 - 3 хрестоматии.
Эпиграф к уроку:
…Мольер, твои лучшие произведения
Навеки странные чары их,
Пройдя сквозь века и пространства,
В сердцах отразятся человеческих.
. . . . . . . . . . . . . . . .
У тебя муза недаром
Говорит правду шутя…
Никола́ Буало́-Депрео́
Организация учебной деятельности учащихся
Мотивация (беседа по вопросам домашнего задания).
Учитель спрашивает учеников, в чем они видят достижения классицизма как художественной системы, каков его вклад в развитие мировой культуры, предлагает назвать самых известных французских писателей-классицистов.
В процессе беседы учитель побуждает учеников закончить предложения:
Когда французский король Луи XIV спросил одного придворного, кто из писателей своим творчеством прославит время его правления, то был удивлен, услышав ответ ... (Мольер!)
Действительно, XVII в. во французской литературе – эпоху классицизма – нередко называют еще ...(эпохой Мольера)
Объявление темы и ожидаемых результатов.
Поэтому удивительно ли, что после ознакомления с общими сведениями о французском классицизме, его лучших представителях и художественных принципах сегодняшний урок будет посвящён прославленному из художников классицизма в области драматургии.
Учитель предлагает ученикам еще раз назвать имя талантливого театрального деятеля вместе с его «регалиями»: Жан-Батист Мольер (Поклен) – комедиограф, актёр, театральный деятель (ученики записывают тему в тетради). Затем учитель привлекает учащихся к общему определению ожидаемых результатов урока.
Работа в парах. Ролевая игра "Интервью писателя"
Класс делится на пары по партам. Каждый ученик левого варианта выполняет роль корреспондента, правого – Мольера. Представители творческой группы «корреспондентов» ставят вопрос из биографии и творческого пути Мольера напарникам по парте, которые выполняют роль самого драматурга.
Ориентировочные вопросы:
Можно ли узнать ваше настоящее имя?
Расскажите, пожалуйста, о вашем происхождении.
Где вы получили образование, какие имели предпочтения в юности?
Как началась ваша театральная карьера?
Когда пришёл к вам успех как к актёру, режиссеру, драматургу?
С какими произведениями вы связывает расцвет ваших творческих сил?
В чем особенности созданного вами жанра «высокой комедии»?
Высмеивание лицемерия дворянства – центральная тема ваших комедий. А какие ещё темы освещали вы в своих произведениях?
Вопросы к «мольерам»:
На все вопросы вы смогли дать ответ?
Вопросы вызвали у вас затруднения?
Довольны ли вы ходом беседы?
Вопросы к «корреспондентам»:
Довольны ли вы ответами господина де Мольера?
Смогли бы вы ответить на сформулированные вами вопросы?
Попробуйте ответить на вопрос, который вызвал трудности у вашего интервьюера.
Разыгрывание ситуации по ролям (инсценировка).
В е д у щ и й Б у л г а к о в (на фоне звучания «Лирических трагедий» Ж. Б. Люлли). 1670-й год во Франции должен был пройти под знаком непрерывных веселий и празднований у короля Людовика XIV в различных его резиденциях.
Однажды король принимал турецкую делегацию и был недоволен вызывающим поведением турецких послов при дворе, а потому поручил придворным композитору Люлли и драматургу Мольеру создать музыкальную комедию, в которой высмеивались бы турки. Такова предыстория создания «Мещанина во дворянстве».
В одном из эпизодов пьесы Мольера турки под музыкальный аккомпанемент посвящали одурманенного Журдена в несуществующий чин «мамамуши».
М о л ь е р. Всепокорные слуги просят Вас, Ваше величество, посмотреть смешную интермедию.
Л ю д о в и к X I V. О, с удовольствием господин де Мольер.
(Ученики разыгрывают в ролях сцену турецкой церемонии (Действие IV, явление 9). Подготовленные ученики исполняют главные роли, все остальные могут участвовать в массовых сценках: подтанцовывать, повторяя слова ...)
В е д у щ и й Б у л г а к о в. Премьера спектакля состоялась 14 октября 1670 в Шамборе. После окончания пьесы ужас охватил Мольера: король не произнёс ни слова. Молчание короля сразу заметили придворные и восприняли это как сигнал к высмеиванию автора комедии.
І п р и д в о р н ы й. Объясните мне, ради Бога, господа, что означают все эти «галаба», «балаба», которые выкрикивают турки. Что это такое?
ІІ п р и д в о р н ы й. Это ерунда! Мольер уже не может писать. Надо забрать у него театр!
ІІІ п р и д в о р н ы й. Действительно, «Мещанин во дворянстве» очень слабая комедия, в которой нет ничего лёгкого и весёлого.
В е д у щ и й Б у л г а к о в. 16 октября в Пале-Рояле состоялась второе представление комедии. И снова на ней присутствовал король.
М о л ь е р (вбегает, раздаются аплодисменты). Воды! Воды! (Ему дают воды). Вы слышите, слышите?
А к т ё р ы. Король аплодирует!
Сам король встал и аплодирует!
Скорее на сцену, там король!
М о л ь е р. Да, я слышу, слышу! Господи, помоги мне! Открывайте сцену!
К о р о л ь (входит). Господин Мольер, я хотел вам кое-что сказать по поводу вашей пьесы. Я ничего не сказал вам после первой премьеры, поскольку еще не успел составить своё суждение. Однако теперь я скажу. Ваши актёры играют прекрасно. Но я вижу, что вы написали прекрасную пьесу, и ни один из ваших предыдущих произведений не произвёл на меня такого впечатления, как «Мещанин во дворянстве».
М о л ь е р. Ваша светлость! Ваша светлость!.. (Пауза). Ваше высочество!.. Актёры и я, Ваш верный слуга, благодарны Вам за высокую честь, которой Вы наградили нас, посетив театр (низко кланяется).
К о р о л ь. Вот вам за вашу пьесу. И пишите дальше. Надеюсь, вы прославите в своих произведениях меня и моё время.
В е д у щ и й Б у л г а к о в. Так состоялась премьера спектакля Мольера «Мещанин во дворянстве». Людовик XIV ожидал, что Мольер прославит его и его эпоху, но история распорядилась иначе: Мольер стал вторым королём Франции – королём комедии.
«Виват Мольер! Виват король комедии!»
В с е в м е т е: «Виват Мольер! Виват король комедии!»
Рефлексия.
Беседа (желательно, чтобы каждый участник ответил на первый вопрос):
- Как вы чувствовали себя в роли ... (называет свою роль)?
- Поняли ли вы, что лежит в основе комизма Мольера? (сочетание комического характера с комическими обстоятельствами, несоответствие реальных событий воображаемым восприятию персонажа; самоослепление героя, его маниакальная страсть)
Вывод. В основе творческого метода Мольера лежит типично класицистичная коллизия страсти и здравого смысла. Мольер выступает за гармонию чувств и разума (учащиеся записывают вывод в тетради).