СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Мастер-класс "Почему всем хватает места на Земле"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Почему всем хватает места на Земле»

«Почему всем хватает места на Земле»


Цели урока:

  • дать учащимся представление о различном соотношении количества потомства и факторов, влияющих на это потомство;

  • формирование обобщённых представлений об условиях жизни живых организмов

Задачи урока:


Образовательная:

  • показать относительную приспособленность всех живых организмов к сохранению потомства;

  • формирование понятия о благоприятных и неблагоприятных условиях для жизни организма.

Развивающая:

  • развивать навыки самостоятельной работы с учебником, рисунками и схемами, дидактическим и раздаточным материалом;

  • развивать мышление учащихся через решение проблемной ситуации на уроке;

  • привитие навыков самостоятельной, практической и опытнической деятельности через постановку опытов с прорастанием семян в разных условиях.

Воспитательная:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • вызвать живой интерес к изучению природы;

  • эстетическое и экологическое воспитание: показать гармоничность и целесообразность всего живого;

  • формировать экологическое мышление учащихся через чтение стихотворений и легенд.


Тип урока:

Урок изучение нового материала с использованием проблемного изложения учебного материала. (Личностно – ориентированное обучение).

Использование практической направленности урока через закладку опытов с семенами.


Средства обучения:

наглядные пособия, раздаточный и дидактический материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы, картины с цветущими одуванчиками на лугу, опыты, заложенные заранее по влиянию благоприятных и неблагоприятных условий на прорастание семян зерновых, технических и овощных культур.



План урока.


    1. Оргмомент. Подготовка класса к уроку. Приветствие. Наличие учащихся

    2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3. Изучение нового материала.

      1. Актуализация знаний учащихся о количестве потомков у разных живых организмов. ( решение проблемной ситуации).

      2. Причины гибели потомства (формирование понятия о благоприятных и неблагоприятных условиях для жизни).

      3. Влияние условий среды на развитие семян ( демонстрация и обсуждение опытов, проводимых в домашних условиях учащимися).

      4. Причины гибели растений, животных ( формирование понятия о борьбе всех организмов с неблагоприятными условиями).


IV Закрепление изученного материала.

Работа по схеме.


V . Домашнее задание: § 13 ( стр. 58-65)



Ход урока:



  1. Организационный момент.
Подготовка класса к уроку. Приветствие. Наличие учащихся.

Актуализация знаний

Работа по карточкам с взаимопроверкой:

Карточка №1:

    1. Типы размножения:

А) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

А) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…

Ответы: 1 – половое и бесполое; 2 – гаметы; 3 – женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды)

4 – зигота; 5 – кожура, семядоли и зародыш

Оценки: 9 ответов –«5»; 7-8 ответов – «4»; 5-6 ответов – «3»; 1-4 ответа – «2» Слайд 1


  1. Мотивация учебной деятельности

А теперь сделаем вывод по вашей работе: посмотрите на эту картинку

Слайд 2 – объяснить, что означает это (у каждого живого организма есть родители, и новый организм появляется в результате размножения. Размножение бывает половое и бесполое.

Учитель :

- В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг: « Как прекрасен этот мир, посмотри…» Слайд 3, 4,5

Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда , спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному открытию. Природа открывает лишь тайны тому, кто пытливо всматривается в неё, кто чутко и бережно относится к ней.

Объяснить, рассказать, помочь задуматься и разобраться , если не во всём, то во многом поможет нам этот урок . Ребята, как вы думаете, какие тайны природы мы должны сегодня выявить?

Сообщение темы и цели урока. Наша тема «Почему всем хватает место на Земле»

Цель урока: выяснить, как живые организмы приспосабливаются сохранить свое потомство, и какие условия необходимы для этого. И что мешает им выжить.



(Чтение стихотворения учителем) Слайд 6


Когда идёшь тропинкою,

Куда не глянь: в полях

Белеют чудо – шарики

На стройных стебельках.


Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.


Но лишь пройдётся осенью

Других ветров волна, -

Срываются, взвиваются

На воздух семена.


Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес. ( Вс. Рождественский)


  1. Изучение нового материала.

- О каком растении идёт речь в данном стихотворении?


- А знаете ли вы легенду об одуванчике?

- Встало однажды по весне солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит – хороша земля! И леса, и луга- всё в зелёном наряде, каждая травинка переливается !. – Чтобы ещё такое придумать»- спросило Солнышко само себя- чем обрадовать людей?.

Взмахнуло оно золотым рукавом- брызнули на землю солнечные лучики и засветились на лугах, на тропинках весёлые, жёлтые огоньки – одуванчики!

На меня похожи! – обрадовалось Солнце. Слайд 7


А сердитая Зима неподалеку пряталась в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышало оно, что Солнышко смеётся, и выглянуло тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много- много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима!. Махнуло своим серебряным рукавом, и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братья – одуванчики так и щеголяют: сначала в жёлтом платье, а потом в белой пушистой шубе. Слайд 8

Одуванчики хорошие синоптики, но и хорошие цветочные часы. Утром они просыпаются с солнышком (5-6 ч утра) и поэтому полянки и луга становятся золотистыми, а вечером сжимают цветы в кулачок ( 14-15ч), и всё вокруг зеленеет.


- Давайте приведём примеры загадок об одуванчике, которые вы готовили дома.

Чтение загадок детьми.

  1. Глазок золотой на солнце глядит,

Как солнце нахмурится-

Глазок прищурится.


  1. На лугу, у реки золотые огоньки,

Дождик вдруг заморосил,

Огоньки все погасил!

На верхушке стебелька,

Солнышко и облака.


  1. С молоком, а не коровушка,

Жёлтый, а не солнышко,

Летает, а не соловушка!

  1. На зелёной, хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар!


  1. Актуализация знаний учащихся о количестве потомков у разных живых организмов. ( решение проблемной ситуации)

Слайд 9

А знаете ли вы, что на одной головке одуванчика образуется более 100 семянок.? Давайте посчитаем, сколько одуванчиков может вырасти через 10 лет от одного родительского растения. Если один одуванчик даст 100 семян, и они все прорастут, то на второй год появится 100 одуванчиков. Каждый из них тоже даст 100 семян. А третий, четвёртый, десятый?

На десятый год вырастет 1 000 000 000 000 000 000 растений. Такому количеству одуванчиков потребуется места в 15 раз больше, чем вся суша Земли!



Проблемная ситуация:

- Как вы думаете, почему же до сих пор наша планета не занята одуванчиками?

- Что происходит с большинством семян одуванчиков?

- Как вы считаете, хватило бы всем места на Земле, если бы у каждого растения и животного выживало бы всё потомство?


2. Различные приспособления у живых организмов, обеспечивающих выживаемости потомства

- А у всех ли растений и животных одинаковое количество потомства?

- С каким причинами это связано?

- Давайте подумаем над данными, приведёнными на рис. 118 учебника

( стр. 106).


- Ответьте на вопрос, почему самка трески производит в год 3-7 млн яиц ( икринок), а самка кошачьей акулы- всего 2-24 икринок в год? Слайды 10-12

Формулирование вывода:


- Чем большая часть потомства может погибнуть, тем больше его производит родительский организм.

Слайды 14-16

3. Причины гибели потомства (формирование понятия о благоприятных и неблагоприятных условиях для жизни).


Почему же гибнет потомство? Для ответа на этот вопрос необходимо прочитать текст на стр 108. Слайд 18

Рассмотрите рис. 120 ( стр 108) и перечислите, какие причины могут вызвать гибель живого организма? Слайды



  1. Влияние условий среды на развитие семян ( обсуждение опытов, проводимых в домашних условиях учащимися).


Обсуждение результатов домашних опытов. Отчёт учащихся по проведённым опытам . Выводы.

Опыт №1.

Опыт №2.

Обсуждение результатов опытов и сравнение их с результатами опытов учёных.


  1. Причины гибели растений, животных и человека

( формирование понятия о борьбе всех организмов с неблагоприятными условиями).


Запись вывода в тетрадях.

Причиной гибели живых организмов могут быть:

- другие живые организмы;

- болезни;

- отсутствие пищи;

- неблагоприятные для жизни условия ( температура, влажность, освещение).

Можно ли названные причины гибели живых организмов отнести к человеку?

Вывод: всем живым организмам приходится сталкиваться с неблагоприятными для жизни условиями


Подтверди этот вывод, объяснив рисунок № 120. Стр 108


III . Закрепление изученного материала.

Вычерчивание схемы на доске. Беседа по схеме. Выводы урока.

    1. Благоприятные и неблагоприятные условия

Условия




Благоприятные условия Неблагоприятные условия

Пища голод

Жилье засуха

Воздух недостаток воздуха

Свет болезни

Тепло другие организмы

Вода холод

человек

2. Приспособления, обеспечивающие выживание в неблагоприятных условиях.

Слайд 8

( Проецируется на экран картина цветущего луга).

- Давай пройдёмся медленно по лугу

И ,здравствуй, скажем каждому цветку .

Я должен над цветками наклониться не для того ,

Чтоб рвать или срывать ,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.



IV. Подведение итога урока. Выставление оценок.


Домашнее задание: § 31 Написать 3 примера влияния неблагоприятных условий на живые организмы








  1. Глазок золотой на солнце глядит,

Как солнце нахмурится-

Глазок прищурится.


  1. На лугу, у реки золотые огоньки,

Дождик вдруг заморосил,

Огоньки все погасил!

На верхушке стебелька,

Солнышко и облака.


  1. С молоком, а не коровушка,

Жёлтый, а не солнышко,

Летает, а не соловушка!

  1. На зелёной, хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар!







Три клада у природы есть: вода земля и воздух – три её основы…






















Игра – разминка « Светофор» ( проверка правил поведения в природе). Работа с сигнальными карточками

- А знаете ли вы правила поведения в природе? Насколько вы грамотные и воспитанные. Нам поможет в этом экологический светофор.


Зелёный- помогаете природе;

Красный, ясно, что вредите ей;

Цвет жёлтый вас предупреждает.

А вместе все кружочки покажут вам все кочки, которые мешают детишкам и природе навечно подружиться. (Будьте внимательны!).Ребята должны поднять карточку определённого цвета и объяснить, какое правило нарушено.

1.Бутылки и банки бросаем в походе

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку,

И обнаружили свалку.


2. Посадили деревце у себя во дворе.

Пусть растёт зелёное

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце мы водой.


3. Огонь траву с цветами вместе выжег.

Кусты свалил, в зелёный лес ушёл.

Он, как испуганная стая рыжих белок

Метался со ствола на ствол.


3. Поливаем клумбы дружно

Травку выполем на спор

А зачем всё это нужно,

Что красивым был наш двор!

4. Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил,

Пуст покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

Учитель :

- Вы легко справились с этим испытанием

- Без природы в мире этом

Даже дня прожить нельзя,

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья!















Когда идёшь тропинкою,

Куда не глянь: в полях

Белеют чудо – шарики

На стройных стебельках.


Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.


Но лишь пройдётся осенью

Других ветров волна, -

Срываются, взвиваются

На воздух семена.


Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес. ( Вс. Рождественский)













































Карточка №1:

    1. Типы размножения:

А) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

А) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…




Карточка №1:

1.Типы размножения:

А) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

А) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…





Карточка №1:

1.Типы размножения:

А) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

А) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…








Карточка №1:


1. Типы размножения:

А) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

А) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…



















Карточка №1:

1.Типы размножения:

А) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

А) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…


Карточка №1:

    1. Типы размножения:

А) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

А) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…


8


Просмотр содержимого презентации
«pochemu_vsem_hvataet_mesta_na_zemle»

Карточка №1:  Типы размножения: Типы размножения: а) …, б) …  2. Половые клетки – это ….  3. Гаметы бывают:  а) …, б)…  4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …  5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…  Ответы: 1 – половое и бесполое; 2 – гаметы; 3 – женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды) 4 – зигота; 5 – кожура, семядоли и зародыш Оценки: 9 ответов –«5»; 7-8 ответов – «4»;  5-6 ответов – «3»; 1-4 ответа – «2»

Карточка №1:

  • Типы размножения:
  • Типы размножения:

а) …, б) …

2. Половые клетки – это ….

3. Гаметы бывают:

а) …, б)…

4. Оплодотворенная яйцеклетка – это …

5. Семя фасоли состоит: а)…, б)…, в)…

Ответы: 1 – половое и бесполое; 2 – гаметы; 3 – женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды)

4 – зигота; 5 – кожура, семядоли и зародыш

Оценки: 9 ответов –«5»; 7-8 ответов – «4»;

5-6 ответов – «3»; 1-4 ответа – «2»

Почему всем хватает места на Земле? Цель урока: узнать, как живые организмы приспосабливаются сохранить свое потомство, и какие условия необходимы для этого, а что мешает им выжить

Почему всем хватает места на Земле?

Цель урока: узнать, как живые организмы приспосабливаются сохранить свое потомство, и какие условия необходимы для этого, а что мешает им выжить

Черный тополь – 28 млн.

Черный тополь – 28 млн.

9 млн. штук Треска

9 млн. штук

Треска

Рыба -луна

Рыба -луна

  • Откладывает 28 млн. штук икринок
Кошачья акула 2-20 покрытых специальной защитной оболочкой яйцеклеток.

Кошачья акула

2-20 покрытых специальной защитной оболочкой яйцеклеток.

Травяная лягушка 2000 икринок

Травяная лягушка

2000 икринок

Количество детенышей у грызунов Несколько раз в год Мышь – 4-8 штук Хомяк – 5-18 штук Крыса – 5-10 штук Шиншилла – 1-6 штук

Количество детенышей у грызунов

Несколько раз

в год

Мышь – 4-8 штук

Хомяк – 5-18 штук

Крыса – 5-10 штук

Шиншилла – 1-6 штук

Количество детенышей в потомстве кошачьих Лев – 2-3 штуки Тигр  раз в 2—3 года  2-4штук Кошка – 1-12 штук

Количество детенышей в потомстве кошачьих

Лев – 2-3 штуки

Тигр  раз в 2—3 года

2-4штук

Кошка – 1-12 штук

Медведь – 2-3 через год Слон – одного раз в 4 года Кит – одного раз в  2 года

Медведь – 2-3 через год

Слон – одного раз в 4 года

Кит – одного раз в

2 года

Условия, необходимые для существования организма:

Условия, необходимые для существования организма:

  • Место на суше или в воде
  • Подходящая пища
  • Определенное количество влаги, света и тепла
Вывод

Вывод

  • Чем большая часть потомства может погибнуть, тем больше его производит родительский организм
Причины гибели живых организмов:

Причины гибели живых организмов:

  • Другие организмы
  • Болезни
  • Отсутствие пищи
  • Неблагоприятные условия
  • Человек
Условия Благоприятные Неблагоприятные Пища голод Жилье засуха  Воздух недостаток воздуха  Свет болезни  Тепло другие организмы  Вода холод  человек

Условия

  • Благоприятные Неблагоприятные

Пища голод

Жилье засуха

Воздух недостаток воздуха

Свет болезни

Тепло другие организмы

Вода холод

человек

. Всем живым организмам приходится бороться с неблагоприятными условиями, поэтому они производят потомства больше, чем его выживает. Благодаря этому … продолжается. Какое потомство могут оставить за один год эти живые существа? Решите задачу.  Один цветок гороха после опыления может дать 10 семян. Сколько потомства может оставить семя гороха, если на одном растении за год может распуститься до 30 цветков?

. Всем живым организмам приходится бороться с неблагоприятными условиями, поэтому они производят потомства больше, чем его выживает. Благодаря этому … продолжается.

  • Какое потомство могут оставить за один год эти живые существа?
  • Решите задачу.

Один цветок гороха после опыления может дать 10 семян. Сколько потомства может оставить семя гороха, если на одном растении за год может распуститься до 30 цветков?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!