Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И. Бунина"
Цели: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения “Детство”;совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: запись на доске “Литературная газета”, портрет И.Бунина, высказывание А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”, на столах у детей – ветки сосны, песок, кора дерева. Ход урока.
Слово учителя.
Как известно, успешность любого урока зависит от начала, от эмоционального настроя. Вот и я предлагаю начать урок с игры «Добрый день».
- Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.
- Добрый день всем, у кого день рождения зимой и весной.
- Добрый день всем, кто родился летом и осенью.
- добрый день всем, учителям.
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошо поработать.
- Начать мне хотелось бы с письма, пришедшего к нам в бюро литературных находок. Автор письма просит определить имя поэта, написавшего следующие стихи:
Первый утренник, серебряный мороз;
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.
(И. Бунин).
2. Слово учителя: Заседание корреспондентов “Литературной газеты” объявляется открытым. Молодцы, ребята! Вы почти всё верно определили. Мне было очень приятно услышать имена великих русских поэтов. Конечно, без изучения мастерства известных поэтов нам с вами не обойтись. И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Особенности лирики И.Бунина».
Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию будут слова А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”.
Где мы можем увидеть всю красоту творчества поэта?
(В стихах)
3. Выразительное чтение стихотворения И. Бунина “Детство”.
4. Слово учителя. Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается проанализировать по одной строфе из стихотворения “Детство”.
1 группа.
“Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”
- Представьте в воображении то, о чём пишет поэт. Пусть вам поможет репродукция картины И. Шишкина “Корабельная роща”. О чём же это стихотворение?
(О жарком летнем дне в сосновом бору ,
где может гулять герой стихотворения).
- Давайте попробуем вчитаться в каждое слово.
“Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…”
Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем её густой запах. Но поэт употребляет в стихотворении слово аромат. В чем разница двух слов запах и аромат?
(Аромат – приятный запах).
- Делаем вывод, что слово аромат отражает настроение автора, несет на себе эмоциональную нагрузку.
“И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”
- Как вы думаете, почему поэт выбирает глагол бродить, а не ходить. Например, ходить по этим солнечным палатам.
(Бродить – идти медленно , останавливаясь и
любуясь всем, что тебя окружает).
- Отражает ли слово сладостный авторское восприятие. Как вы понимаете его значение?
(Сладостный – доставляющий
удовольствие, приятный ).
- Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, вы говорили о сосновом боре, высоких соснах, ярком солнечном дне. Как Бунин называет сосновый бор? (Солнечные палаты).
- Палаты – это “большое богатое здание, помещение”. Почему Бунин назвал лес солнечные палаты?
(В нем будто поселилось солнце, лес сияет от его лучей).
- Эта метафора раскрывает душевное состояние человека, радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Какие особенности лирики Бунина предстали в 1 строфе?
(Каждое слово несет на себе отпечаток авторского настроения. Особенностью лирики Бунина является способность передавать словом запах летнего леса.).
Вопросы 1 группе учащихся:
- Какие изобразительно-выразительные средства языка Бунина мы не назвали?
- Способ стихосложения?
- Вид рифмовки?
- Какие рифмы использует автор?
2 группа.
- Прочитайте, выделив голосом опорные слова.
“Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.”
- Что необычного в 1 строке?
(Слово повсюду повторяется)
- Почему? Можно было бы, например, употребить его один раз: “Повсюду блеск и яркий свет”.
(Чтобы усилить впечатление).
- Обратите внимание на многоточие. Автор останавливается здесь словно для того, чтобы мы представили картину, пережили её, ощутили песок и даже услышали, как он струится: “Песок – как шелк…” Мы воспринимаем песок таким?
(Звуки П – С – Ш рисуют нам бегущую струйку песка).
- Новое открытие: даже то, как поэт описывает обыкновенный песок, может сказать о его состоянии, душевном настрое – таким песок чувствует только радостный, счастливый человек. Объясните значение слова прильну?
(Прильнуть – прислониться с лаской).
- В стихотворении так много говорится о природе, но называется оно “Детство”. Написано стихотворение взрослым человеком, но вот он оказался в лесу “И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый”
Как вы думаете, почему?
- Пейзаж становится картиной душевной жизни человека. Тесное общение с природой делает поэта молодым и возвращает в детство, когда всё воспринимается ярче, зримее, острее. Что в данной строфе можно сказать об особенностях лирики Бунина?
1) Точность в подборе слов;
2) Использование звукописи для создания звуковых эффектов;
3) Пейзаж становится картиной душевной жизни человека.
Вопросы учащимся второй группы:
1) Какие изобразительно – выразительные средства языка присутствуют ещё в данной строфе?
2) Каков способ стихосложения? Вид рифмовки?
3) Какие рифмы автор использует?
3 группа.
“Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”.
- Каким предстает дерево в 1 строфе на ощупь? (Теплым, грубым).
- Кажется, что мы касаемся дерева. Как зорко автор все видит, великолепно воспринимает формы.
“И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”
Какую картину поэт рисует здесь?
(Свет смешался с ароматом и приобрел запах).
- Природа неисчерпаема, и Бунин находит в обыкновенном необыкновенное. Фразы Бунина, по-вашему, вычурные, непонятные? (Простые).
- Что говорит нам обращение Бунина к двухсложному размеру?
(Иван Бунин является приемником творчества Пушкина и Лермонтова).
- Что мы можем сказать об особенностях лирики Бунина из этой строфы?
5. Слово учителя: В нашей газете есть рубрика “Творческая мастерская”, в которую мы помещаем задания творческого характера. Задания следующие:
1 группа - Вставьте в отрывок из стихотворения И. Бунина “Листопад” “бунинские” эпитеты.
“Лес, точно терем расписной
Лиловый, …, багряный
Веселой, …, стеной
Стоит над … поляной.”
2 группа – выберите “бунинские” слова из стихотворения “Нагая степь”.
“(Глубоким, непробуждающимся) сном среди лощины
Деревня (спит, почивает). Ноябрь идет,
Пруд (застывает, заковывается), и с плотины
Листва поблекшая лозины
Уныло сыплется на лёд.”
3 группа – подберите рифму.
“Давно уж птицы улетели,
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом …
Закрытый терем свой …”
6. Слово учителя. Следующая рубрика в нашей газете “Репортаж с урока”. Перед тем, как вы будете выступать, нужно ответить на вопросы:
1 гр. – Что дает человеку общение с природой?
2 гр. – подберите эпитеты к слову «детство» и представьте слово «детство» в цвете. Каким осталось детство в памяти поэта? А каким вы видите своё детство?
3 гр. – Что вы усвоили из урока об особенностях лирики И.Бунина?
Слово учителя: Пока вы, ребята, отвечаете на вопросы, я хочу для создания настроения включить музыкальный отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”, который он посвятил своей 10-летней племяннице. Это произведение средствами музыки рассказывает о детстве девочки.
7. Чтение ответов на вопросы.
8. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.
«Вы меня порадовали ребята. Спасибо за урок. Эльвира Юрьевна».
Домашнее задание:
- обратиться вновь к высказыванию А. Блока и ответить на вопрос: “Что я вижу, слышу, чувствую в стихотворениях И. Бунина.
- проиллюстрировать любое понравившееся стихотворение поэта.
- выучить наизусть одно их стихотворений.
Поэтическая страница
«Так любить природу мало кто умеет,
как это умеет И.Бунин… «Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений» (А.Блок)
ДЕТСТВО первый соловей
Чем жарче день, тем сладостней в бору Тает, сияет луна в облаках,
Дышать сухим смолистым ароматом, Яблоня в белах кудрявых цветах.
И весело мне было поутру Зыбь облаков и мелка и нежна,
Бродить по этим солнечным палатам! Возле луны голубая она.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет, В холоде голых, прозрачных аллей,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой Пробует цокать, трещит соловей.
И чувствую: мне только десять лет, В доме уж темном, в раскрытом окне,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый. Девочка косы плетет при луне.
Кора груба, морщиниста, красна, Сладок и нов ей весенний рассказ,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета! Миру рассказанный тысячу раз.
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Творческая мастерская
1 группа. Вставьте в отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад» «бунинские» эпитеты.
«Лес, точно терем расписной
Лиловый, ……………………………, багряный
Веселой, …………………………….., стеной
Стоит над ……………………… поляной.»
Творческая мастерская
2 группа. Выберите «бунинские» слова из стихотворения «Нагая степь»
«(Глубоким, непробуждающимся) сном среди лощины
Деревня (спит, почивает). Ноябрь идет,
Пруд (застывает, заковывается), и с плотины
Листва поблекшая лозины
Уныло сыплется на лёд».
Творческая мастерская
3 группа. Подберите рифму.
«Давно уж птицы улетели,
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом ………………….
Закрытый терем свой ……………… .»
Репортаж с урока
1группа.
Что дает человеку общение с природой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Репортаж с урока
2группа.
Расскажите о наиболее запомнившемся эпизоде из вашего детства.
Подберите к слову «детство» эпитеты, представьте слово «детство» в цвете.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Репортаж с урок
3 группа.
Что вы усвоили из урока об особенностях лирики И.Бунина?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________