СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - мастерская по творчеству И.Бунина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И.Бунина".

Цели урока: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения "Детство"; совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок - мастерская по творчеству И.Бунина»

Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И. Бунина"

Цели: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения “Детство”;совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: запись на доске “Литературная газета”, портрет И.Бунина, высказывание А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”, на столах у детей – ветки сосны, песок, кора дерева. Ход урока.

  1. Слово учителя.

Как известно, успешность любого урока зависит от начала, от эмоционального настроя. Вот и я предлагаю начать урок с игры «Добрый день».

- Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.

- Добрый день всем, у кого день рождения зимой и весной.

- Добрый день всем, кто родился летом и осенью.

- добрый день всем, учителям.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошо поработать.

- Начать мне хотелось бы с письма, пришедшего к нам в бюро литературных находок. Автор письма просит определить имя поэта, написавшего следующие стихи:

Первый утренник, серебряный мороз;
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.
(И. Бунин).

2. Слово учителя: Заседание корреспондентов “Литературной газеты” объявляется открытым. Молодцы, ребята! Вы почти всё верно определили. Мне было очень приятно услышать имена великих русских поэтов. Конечно, без изучения мастерства известных поэтов нам с вами не обойтись. И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Особенности лирики И.Бунина».

Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию будут слова А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”.

Где мы можем увидеть всю красоту творчества поэта?

(В стихах)

3. Выразительное чтение стихотворения И. Бунина “Детство”.

4. Слово учителя. Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается проанализировать по одной строфе из стихотворения “Детство”.

1 группа.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам
.”

- Представьте в воображении то, о чём пишет поэт. Пусть вам поможет репродукция картины И. Шишкина “Корабельная роща”. О чём же это стихотворение?

(О жарком летнем дне в сосновом бору ,
где может гулять герой стихотворения).

- Давайте попробуем вчитаться в каждое слово.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…”

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем её густой запах. Но поэт употребляет в стихотворении слово аромат. В чем разница двух слов запах и аромат?

(Аромат – приятный запах).

- Делаем вывод, что слово аромат отражает настроение автора, несет на себе эмоциональную нагрузку.

“И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”

- Как вы думаете, почему поэт выбирает глагол бродить, а не ходить. Например, ходить по этим солнечным палатам.

(Бродить – идти медленно , останавливаясь и
любуясь всем, что тебя окружает).

- Отражает ли слово сладостный авторское восприятие. Как вы понимаете его значение?

(Сладостный – доставляющий 
удовольствие, приятный ).

- Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, вы говорили о сосновом боре, высоких соснах, ярком солнечном дне. Как Бунин называет сосновый бор? (Солнечные палаты).

- Палаты – это “большое богатое здание, помещение”. Почему Бунин назвал лес солнечные палаты?

(В нем будто поселилось солнце, лес сияет от его лучей).

- Эта метафора раскрывает душевное состояние человека, радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Какие особенности лирики Бунина предстали в 1 строфе?

(Каждое слово несет на себе отпечаток авторского настроения. Особенностью лирики Бунина является способность передавать словом запах летнего леса.).

Вопросы 1 группе учащихся:

- Какие изобразительно-выразительные средства языка Бунина мы не назвали?

- Способ стихосложения?

- Вид рифмовки?

- Какие рифмы использует автор?

2 группа.

- Прочитайте, выделив голосом опорные слова.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол –
 гигант, тяжелый, величавый.”

- Что необычного в 1 строке?

(Слово повсюду повторяется)

- Почему? Можно было бы, например, употребить его один раз: “Повсюду блеск и яркий свет”.

(Чтобы усилить впечатление).

- Обратите внимание на многоточие. Автор останавливается здесь словно для того, чтобы мы представили картину, пережили её, ощутили песок и даже услышали, как он струится: “Песок – как шелк…” Мы воспринимаем песок таким?

(Звуки П – С – Ш рисуют нам бегущую струйку песка).

- Новое открытие: даже то, как поэт описывает обыкновенный песок, может сказать о его состоянии, душевном настрое – таким песок чувствует только радостный, счастливый человек. Объясните значение слова прильну?

(Прильнуть – прислониться с лаской).

- В стихотворении так много говорится о природе, но называется оно “Детство”. Написано стихотворение взрослым человеком, но вот он оказался в лесу “И чувствую: мне только 10 лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый”

Как вы думаете, почему?

- Пейзаж становится картиной душевной жизни человека. Тесное общение с природой делает поэта молодым и возвращает в детство, когда всё воспринимается ярче, зримее, острее. Что в данной строфе можно сказать об особенностях лирики Бунина?

1) Точность в подборе слов;

2) Использование звукописи для создания звуковых эффектов;

3) Пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

Вопросы учащимся второй группы:

1) Какие изобразительно – выразительные средства языка присутствуют ещё в данной строфе?

2) Каков способ стихосложения? Вид рифмовки?

3) Какие рифмы автор использует?

3 группа.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”.

- Каким предстает дерево в 1 строфе на ощупь? (Теплым, грубым).

- Кажется, что мы касаемся дерева. Как зорко автор все видит, великолепно воспринимает формы.

И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”

Какую картину поэт рисует здесь?

(Свет смешался с ароматом и приобрел запах).

- Природа неисчерпаема, и Бунин находит в обыкновенном необыкновенное. Фразы Бунина, по-вашему, вычурные, непонятные? (Простые).

- Что говорит нам обращение Бунина к двухсложному размеру?

(Иван Бунин является приемником творчества Пушкина и Лермонтова).

- Что мы можем сказать об особенностях лирики Бунина из этой строфы?

5. Слово учителя: В нашей газете есть рубрика “Творческая мастерская”, в которую мы помещаем задания творческого характера. Задания следующие:

1 группа - Вставьте в отрывок из стихотворения И. Бунина “Листопад” “бунинские” эпитеты.

Лес, точно терем расписной
Лиловый, …, багряный
Веселой, …, стеной
Стоит над … поляной.”

2 группа – выберите “бунинские” слова из стихотворения “Нагая степь”.

(Глубоким, непробуждающимся) сном среди лощины
Деревня (спит, почивает). Ноябрь идет,
Пруд (застывает, заковывается), и с плотины
Листва поблекшая лозины
Уныло сыплется на лёд.”

3 группа – подберите рифму.

Давно уж птицы улетели,
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом …
Закрытый терем свой …”

6. Слово учителя. Следующая рубрика в нашей газете “Репортаж с урока”. Перед тем, как вы будете выступать, нужно ответить на вопросы:

1 гр. – Что дает человеку общение с природой?

2 гр. – подберите эпитеты к слову «детство» и представьте слово «детство» в цвете. Каким осталось детство в памяти поэта? А каким вы видите своё детство?

3 гр. – Что вы усвоили из урока об особенностях лирики И.Бунина?

Слово учителя: Пока вы, ребята, отвечаете на вопросы, я хочу для создания настроения включить музыкальный отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”, который он посвятил своей 10-летней племяннице. Это произведение средствами музыки рассказывает о детстве девочки.

7. Чтение ответов на вопросы.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.

«Вы меня порадовали ребята. Спасибо за урок. Эльвира Юрьевна».

Домашнее задание:

-  обратиться вновь к высказыванию А. Блока и ответить на вопрос: “Что я вижу, слышу, чувствую в стихотворениях И. Бунина.

- проиллюстрировать любое понравившееся стихотворение поэта.

- выучить наизусть одно их стихотворений.



















































































Поэтическая страница

«Так любить природу мало кто умеет,

как это умеет И.Бунин… «Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений» (А.Блок)

ДЕТСТВО первый соловей

Чем жарче день, тем сладостней в бору Тает, сияет луна в облаках,

Дышать сухим смолистым ароматом, Яблоня в белах кудрявых цветах.

И весело мне было поутру Зыбь облаков и мелка и нежна,

Бродить по этим солнечным палатам! Возле луны голубая она.


Повсюду блеск, повсюду яркий свет, В холоде голых, прозрачных аллей,

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой Пробует цокать, трещит соловей.

И чувствую: мне только десять лет, В доме уж темном, в раскрытом окне,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый. Девочка косы плетет при луне.


Кора груба, морщиниста, красна, Сладок и нов ей весенний рассказ,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета! Миру рассказанный тысячу раз.

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Творческая мастерская

1 группа. Вставьте в отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад» «бунинские» эпитеты.

«Лес, точно терем расписной

Лиловый, ……………………………, багряный

Веселой, …………………………….., стеной

Стоит над ……………………… поляной.»



Творческая мастерская

2 группа. Выберите «бунинские» слова из стихотворения «Нагая степь»

«(Глубоким, непробуждающимся) сном среди лощины

Деревня (спит, почивает). Ноябрь идет,

Пруд (застывает, заковывается), и с плотины

Листва поблекшая лозины

Уныло сыплется на лёд».


Творческая мастерская

3 группа. Подберите рифму.

«Давно уж птицы улетели,

Туда и осень поутру

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом ………………….

Закрытый терем свой ……………… .»



























Репортаж с урока

1группа.

Что дает человеку общение с природой?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Репортаж с урока

2группа.

Расскажите о наиболее запомнившемся эпизоде из вашего детства.

Подберите к слову «детство» эпитеты, представьте слово «детство» в цвете.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Репортаж с урок

3 группа.

Что вы усвоили из урока об особенностях лирики И.Бунина?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!