СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-мастерская "Органы цветкового растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урок-мастерская на тему: Органы цветкового растения.

Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская "Органы цветкового растения"»

« Кто главный? »

конспект урока по «Окружающему миру» (ОС-2100) . 3 класс

тема: Органы цветкового растения

(урок –мастерская «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»)



Ампилогова Наталья Сергеевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 65 г.Оренбурга

























Тема: «Кто главный»

Оборудование: интерактивная доска, видео- запись мультфильма «Пчела Майя», «Мудрые сказки тетушки Совы»

игровое поле + конверты с карточками, информационные карты, кокошники.

Этапы

ход

СТАДИЯ ВЫЗОВА

-актуализация и диагностика знаний обучающихся

-мотивация на дальнейшую работу


Дети садятся в группы по 4 человека.

-Тема нашего урока «Органы растения». Нарисуйте, пожалуйста, растение.


После демонстрации рисунков, оказывается, что дети не нарисовали некоторые части ( корень, или плод, или цветок…)

-Все ли части растения у вас указаны? Почему вы не нарисовали корень? Может это не значимая часть растения, и совсем ему не нужна? Какой же орган растения считать самым главным?


-Давайте посмотрим мультфильм « Кто самый главный» (отрывок из мультфильма Пчела Майя, оттуда взяты все персонажи для урока) из цикла « Мудрые сказки тетушки Совы» (только заставка к мультфильму)

Вдруг во время просмотра «исчезает» звук( по замыслу учителя)

-Что же говорят герои мультфильма в защиту каждого органа растения?

- Предлагаю самостоятельно озвучить мультфильм!

Для этого нам необходимо составить речь для каждого героя мультфильма, в которой он будет защищать свой орган растения.

-Пчелка будет произносить «восхвалялку» цветку

-червячок «ворчалку», посвященную корню

-стебель произнесет свою «тронную речь»,

-а от имени листа прозвучит «обращение к гусенице».

(герои мультфильма появляются на доске-в классе интерактивная сенсорная доска-что очень облегчает работу учителя, не говоря уже о других её достоинствах)




-Чтобы составить текст каждой речи воспользуемся игрой «Никогда», «Всегда», «Иногда».

У вас в группе 4 человека, в конверте 4 цвета карточек, распределите их между собой, пусть каждый выберет карточки одного цвета и расположит их на игровом поле .



-Давайте узнаем, что получилось. Проверим работу участников, которые работали с карточками зеленого цвета. (затем желтого и тд. Ответы дети сразу размещают на интеракт. доске. Выясняется, что мнения детей не совпадают по некоторым пунктам, следовательно, появляется необходимость в новых знаниях!)

никогда

всегда

иногда



























СТАДИЯ СОДЕРЖАНИЯ/ осмысления

-работа с информацией


-поиск ответов на собственные вопросы


-Ну что же , похоже мнения, разошлись! Как же мы тогда будем составлять речь для каждого героя нашего мультфильма? Предлагаю каждому участнику перейти к столам по цвету ваших карточек, там вы найдете информационную карточку, не забывайте правила работы с ней, помните, что полученную информацию вам надо будет передать участникам вашей группы. (прием-зигзаг)

(участники с зелеными карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты зеленого цвета, в которых идет рассказ о стебле, участники с синими карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты синего цвета, в которых идет рассказ о корне, участники с красными карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты красного цвета, в которых идет рассказ о цветке, участники с желтыми карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты желтого цвета, в которых идет рассказ о листе)

После возвращения дети делятся с участниками группы полученными знаниями.

-Теперь, когда вы обладаете новыми знаниями, переместите карточки на игровом поле, если это необходимо.

В результате получится так:

Карточки зеленого цвета: (стебель)

  1. вода по сосудам стебля поднимается к листьям (всегда)

  2. питательные вещества к листья поднимаются по тем же сосудам, что и вода (никогда)

  3. внутри стебля может запасаться вода (иногда)

Карточки синего цвета: (корень)

  1. все растения имеют корень (иногда)

  2. корень всасывает воду с помощью маленьких волосков (всегда)

  3. корень закрепляет растение в почве (иногда)

Карточки красные цвета: (цветок)

  1. растения имеют цветы (иногда)

  2. растения размножаются семенами (иногда)

  3. цветок орган, из которого появляется плод с семенами (всегда)

Карточки желтого цвета: (лист)

  1. листья выделяют кислород (иногда)

  2. листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений (всегда)

  3. листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки(иногда)

























СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

-анализ информации

-интерпретация информации

(создание творческого продукта)


- Мы готовы к составлению текстов для персонажей нашего мультфильма. В своей речи вы можете использовать слова никогда, всегда, иногда. Распределяем персонажей по группам

1 группа –готовит восхвалялку,

вторая- ворчалку,

третья- тронную речь,

четвертая-обращение.


Каждая группа приготовила актера для исполнения роли персонажа, и мы приглашаем их на сцену. Запускается мультфильм, дети начинают озвучку, используя утверждения на карточках, с которыми работали в течение урока, но не забываем и о характере героя-на это указывают слова-восхвалялка, ворчалка, тронная речь )


Молодцы! Мы не только озвучили мультфильм. Но и узнали много нового об органах цветкового растения!




вода по сосудам стебля поднимается к листьям




вода по сосудам стебля поднимается к листьям


питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода


питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода



внутри стебля может запасаться вода




внутри стебля может запасаться вода




вода по сосудам стебля поднимается к листьям




вода по сосудам стебля поднимается к листьям


питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода

питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода



внутри стебля может запасаться вода




внутри стебля может запасаться вода












листья выделяют кислород




листья выделяют кислород


листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений


листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений


листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки


листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки




листья выделяют кислород




листья выделяют кислород


листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений


листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений


листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки


листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки




Информационные карты (лучше на каждый стол-зеленый, синий, красный, желтый- положить по две карточки, так детям удобнее читать)

ЛИСТ наземных растений выполняет главную задачу- накормить все клетки растения. В листьях идет фотосинтез,-процесс приготовления питательных веществ.

Нежные листья защищены кожицей.

Листья некоторых растений умеют ловить насекомых, как настоящие хищники. На них имеются специальные липкие капельки (росянка), к которым приклеивается жертва, а потом они быстро закрываются и растворяют жертву внутри себя. А ещё листья умеют превращаться в ловчие кувшинчики, из которых попавшие туда насекомые не смогут выбраться.

Иногда лист видоизменяется в усики и может прикрепляться к опоре и удерживать все растение (горох). Или становиться хвоинкой, чтобы меньше испарять воды, или колючкой, чтобы защищать растение от гусениц и других животных.



С помощью СТЕБЕЛЯ растение преодолевает земное притяжение. Он дает опору листьям и подставляет их солнечным лучам. Стебель –это основная транспортная магистраль с двусторонним движением. От корня ко всем органам он разносит воду, а от листа органические вещества (сахар) по всему растению. Внутри стебля может запасаться вода (кактус).

Снаружи стебель покрыт корой, которая его защищает.



КОРЕНЬ служит якорем для всего растения, укрепляет его в почве. На корне в огромном количестве находятся выросты-волоски, которые выполняют главную функцию корня- всасывание воды. Корень сильно разветвлен, чтобы можно было захватить большую поверхность почвы.

Корень умеет расти наоборот, не вниз, а вверх, и тогда он выполняет другую работу-дыхание. Мощные корни мангровых деревьев растут от веток и помогают растению удерживаться в плавучем иле. Такие корни называют –ходульные. Они очень похожи на ходули.



ЦВЕТОК-орган размножения. Ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром цветок привлекает насекомых, которые переносят пыльцу с одного растения на другое. В результате этого внутри цветка завязываются семена. Из цветка, впоследствии получается плод, который необходим для распространения семян. Животное съедает плод вместе с семечком. Семечко защищено кожицей и поэтому внутри желудка не переваривается. Вместе с пометом оно падает на землю и прорастает.

Размножаются семенами только хвойные и цветковые растения. А папоротники, мхи, хвощи вместо семян имеют споры. Споры не содержат питательные вещества.

































Кокошники для детей, которые представляют творческий отчет по уроку от своей группы, озвучивают мультфильм (или просто разыгрывают сценку)









































































































































































Список использованных источников.

Литература:

  • Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. Обитатели Земли.– Москва: «Баласс», 2012.

  • С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.



Интернет-источники:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку

http://festival.1september.ru/articles/580663/



Источники иллюстраций:

  • Пчела Майя и её друзья

  • http://www.karusel-tv.ru/announce/12461








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!