Тема: ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМ
ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24
Цель: Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.
Задачи:
Образовательная: Отработать умение записывать и решать числовые выражения в столбик.
Развивающая: Формировать навыки устного счета, совершенствовать умение решать задачи и выражения.
Воспитательная: Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма и сотрудничества
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
А теперь проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
Начнём урок с хорошего настроения, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
Записываем в тетради число, классная работа
И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
Итак, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.
II. Актуализация знаний.
Устный счет.
А) Решение примеров.
презентация
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/05/s_5c30c441cf5b1/1042731_1.png)
![]()
В) Арифметический диктант (1 ученик за доской)
4. Арифметический диктант. Самооценка и самопроверка учащимися своей деятельности.
(Один ученик за доской записывает ответы, остальные учащиеся работают в тетради).
– Число 12 уменьшите на 6. (6)
– Число 6 увеличьте на 10. (16)
– Найдите сумму чисел 16 и 7 (23)
– Найдите разность чисел 23 и 20 (3)
Самопроверка: Проверьте правильность выполнения задания.
Самооценка
Проверка с помощью светофорчиков.
У кого все правильно поставьте "+".
У кого 1 ошибка поставьте "!"
У кого 2 и более ошибок поставьте "?"
III. Самоопределение к деятельности
*На доске записаны выражения:
30 64 37 52 14 24 24 24
-Решите данные числовые выражения и выполните проверку.
- Какое числовое выражение вызвало затруднение?
- Чему будем учиться на уроке?
Тема урока: …….Слайд
IV. Изучение нового.
4.1 Знакомство с вычислительным приемом 52-24 (Объяснение учителя)
Наша цель – открыть новый вычислительный прием
1. Вычитание с помощью правила вычитания суммы из числа
Найдем результат выражения 52 – 24.
Давайте сначала выполним вычитание, используя правило вычитания суммы чисел из числа. Сначала представим число 24 в виде суммы чисел 20 и 4. И вычтем сначала число 20, а затем число 4.
52 – 24 = 52 – (20 + 4) = (52 – 20) – 4 = 32 – 4
Теперь мы можем представить число 4 в виде суммы слагаемых 2 и 2.
52 – 24 = 52 – (20 + 4) = (52 – 20) – 4 = 32 – 4 = 32 – 2 – 2 = 28.
Этот способ правильный, но очень длинный.
2. Вычитание в столбик
Более короткий и удобный способ – вычисления в столбик. Давайте им воспользуемся.
Запишем числа в столбик.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/05/s_5c30c441cf5b1/1042731_3.png)
Начинаем с разряда единиц. Из 2 вычесть 4 мы не можем. Поэтому занимаем у десятков 1 десяток.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/05/s_5c30c441cf5b1/1042731_4.png)
В разряде единиц теперь не 2 единицы, а 12. 12 – 4 = 8. Записываем цифру 8 под единицами.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/05/s_5c30c441cf5b1/1042731_5.png)
У 5 десятков мы взяли 1 десяток. Это значит, что у нас уже 4 десятка. 4 – 2 = 2. Записываем цифру 2 под разрядом десятков. Это значит, что значение разности 28.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/05/s_5c30c441cf5b1/1042731_6.png)
КАРТОЧКА-ПАМЯТКА
У. Мы справились с проблемой, узнали новый вычислительный прием
V. Физминутка
VI. Закрепление изученного.
6.1. Работа с выражениями.
загадка
- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он приготовил для вас задание. Незнайка просит вас найти и решить те выражения, которые подходят к нашей теме урока.
43-20 = 54-15= 47+21= 73-45= 57+22=
6.2. Работа по учебнику
1) С.29 №1 (по вариантам)
1 вариант 1-2 примеры
2 вариант 3-4 примеры.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу своих товарищей. Поставьте на полях тетради простым карандашом соответствующий знак.
У кого все правильно поставьте "!".
У кого 1 ошибка поставьте "+"
У кого 2 и более ошибок поставьте "-"
Поднимите руку те, у кого на полях ……
2) с.29 №2.
-Можно ли данный текст назвать задачей?
-Почему?
- Какой вопрос можно поставить?
- О чем говорится в задаче?
-Что известно?
- Что нужно найти?
- Составляем краткую запись.
-Какой главный вопрос задачи?
- можем ли сразу на него ответить? Почему?
_Можем ли мы это найти? Как?
Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
VII. Подведение итогов.
С выражениями какого вида мы сегодня познакомились? Какое открытие вы для себя сделали? Что вам показалось особенно интересным на уроке, что вас удивило и поразило. А что было трудным?
Рефлексия
Дети выходят к доске и приклеивают цветочки на карточки
Мне было интересно
Мне было трудно
Мне понравилось
Задание на дом
С.15 № 39, 40 в тетради