Лизина Н.Г., учитель начальных классов
Урок математики в 3 классе
Тема: Проверка деления умножением. Закрепление.
Тип урока. Комплексное применение знаний и способов действий.
Цели урока. Учить выполнять проверку письменного деления трёхзначного числа на однозначное умножением; дать понятие о взаимообратных операциях; закреплять умения решать задачи и уравнения изученных видов.
Задачи: научить выполнять проверку письменного деления трёхзначного числа на однозначное умножением;
Закреплять умение решать задачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты.
Предметные: выполнять проверку письменного деления трёхзначного числа на однозначное умножением; решать уравнения и текстовые задачи; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
Метапредметные: анализировать и делать выводы; работать в парах: высказывать и обсуждать предложения, осуществлять взаимопроверку; принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему.
Личностные: проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; анализировать свои действия и управлять ими.
Наглядность. Презентация учебного материала.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентационный экран.
Форма проведения. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!
Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!
– Итак, мы начинаем урок математики.
– Ребята, как вы думаете, нужно ли вам изучать математику?
– Где в повседневной жизни вы встречаетесь с математикой? (В магазине, когда что-то покупаем. Когда делаем ремонт в квартире. Измеряем, сколько нужно обоев, сколько плитки. Когда едем в машине, сколько бензина нужно залить, сколько километров проехали)
– Математика нужна во многих областях. И ни одна из профессий, которую вы выберете, став взрослыми, не может обойтись без знания математики. Строителю она нужна, чтобы рассчитать, сколько материалов нужно для строительства здания; врачу, чтобы рассчитать норму лекарства или создать новое лекарство от всех болезней; инженеру, чтобы создать новую совершенную машину, фермеру, чтобы знать, сколько корма потребуется на зиму животным, которых он выращивает. Без математики не может обойтись ни одна наука: ни химия, ни физика, ни астрономия.
– Ещё в 18 веке знаменитый во всём мире учёный, М. В. Ломоносов, талантливый физик и химик сказал: «Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит».
– Ну, что ж, будем приводить свой ум в порядок?
Откройте тетради, запишите число, классная работа. (17 мая)
II. Актуализация знаний.
1. Весёлые задачки
Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени сыграл каждый? (2 часа)
Гусь весит 2 килограмма. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг)
На именины к дедушке пришли 40 бабушек. Каждая бабушка принесла в подарок по 2 расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый именинник? (80) (Из книги Г. Остера «Задачник (Ненаглядное пособие по математике)»
2. Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если нет – знак «–»)
1) Если 960 разделить на 3, то получится 320. (+)
2) 240 меньше, чем 720, в 3 раза. (+)
3) Произведение чисел 450 и 2 равно 800. (-)
4) Если 300 увеличить в 3 раза, получится 600. (-)
5) Частное чисел 910 и 7 равно 13. (-)
6) 900 больше 300 в 3 раза. (+)
7) Если сумму чисел 23 и 17 увеличить в 2 раза, то получится 800. (-)
8) Делимое 500, делитель 25, частное 20. (+)
9) Если 103 увеличить в 3 раза, получится 309. (+)
10) Первый множитель 180, второй 4. Произведение 720. (+)
Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.
III. Самоопределение к деятельности.
– Соедините примеры парами.
25 ∙ 20 132 ∙ 7
924 : 7 500 : 25
360 + 240 600 – 240
120 – 70 70 + 50
– Какое действие является обратным сложению?
– Какое действие является обратным умножению?
– Выполните деление в столбик. (Один ученику доски комментирует решение примера, остальные работают в тетрадях)
_924 7
7 132
_22
21
_14
14
0
– Как называются компоненты при делении? (Делимое, делитель, частное)
– Как они связаны между собой? (Если делимое разделить на частное, то получится делитель. Если частное умножить на делитель, то получится делимое.)
– Кто догадался, какое действие нужно выполнить, чтобы получить делимое 924? (Умножение)
– Выполним это действие.
(Один ученик у доски комментирует решение примера, остальные работают в тетрадях)
×132
7
924
– Что получили, когда умножили делитель на частное? (Делимое 924)
– Правильно мы выполнили деление? (Да)
– Можно ли сказать, что деление проверяется умножением) (Да, можно)
– Повторите ещё раз, чем проверятся деление? (Деление проверяется умножением)
– Вы озвучили тему урока «Проверка деления»
– Чему будем учиться сегодня на уроке? ( Будем учиться выполнять проверку деления умножением)
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
№ 1 (с. 95) (Работа в парах)
– Объясните соседу по парте как выполнено деление и проверка. 1 вариант объясняет, как выполнено деление, 2 вариант – проверка.
– Теперь проверим, как вы поняли выполнение проверки деления.
№ 2 (с. 95) (Первый и второй примеры – коллективно, с комментированием и записью на доске, третий и четвёртый примеры – самостоятельно, с последующей проверкой.
- Встаньте те, у кого ответ такой.
- А те, у кого получились другие ответы, поставьте знак вопроса. После уроков мы рассмотрим, где вы встретили затруднения и исправим.
№ 3 по вариантам. 1 вариант -1 строчку уравнений, 2 вариант – 2 строчку уравнений. Проверка. (Коллективно)
V. Физкультминутка.
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
VI. Работа над пройденным материалом.
№ 5 ( с. 95)
– Какое действие является обратным сложению? (Вычитание)
– Что для этого нужно сделать? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое)
– Какое действие является обратным вычитанию? (Сложение – если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое)
Выполните задание самостоятельно. Проверка.
– Кто не сделал ни одной ошибки?
– Кому было легко выполнять эту работу?
– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?
Молодцы, ребята. Приступаем к следующему заданию.
№ 6 (с. 95)
– Прочитайте задачу.
– О чем говорится в задаче?
– Ребята, в нашем селе есть предприятие, которое производит молоко?
– Как оно называется?
– Поднимите руки, у кого родители или родственники работают на птицефабрике?
– Люди каких профессий здесь трудятся?
– Какую продукцию производят на птицефабрике?
– «Птицефабрика «Атемарская» является многоотраслевым предприятием. Кроме яиц здесь хорошо отлажено производство молочной и мясной продукции. На предприятии активно развивают молочное направление. Как результат – молоко от коров получают только высшего сорта. Продукция нашей птицефабрики известна далеко за пределами нашей Республики. И это очень приятно и вызывает гордость за своё село.
– Прочитаем задачу еще раз.
Что нам известно в задаче?
– Кто запишет краткую запись и решит задачу?
Всего – 9 б. по 40 л.
Отвезли - ?
Осталось – 4 б. по 40 л.
1 способ:
1) 40 ∙ 9 = 360 (л) – всего
2) 40 ∙ 4 = 160 (л) – осталось
3) 360 – 160 = 200 (л) – отвезли
2 способ:
1) 9 – 4 = 5 (б) - отвезли
2) 5 ∙ 40 = 200 (л) – отвезли
Ответ: 200 литров молока отвезли в больницу.
– Скажите, какой способ более рациональный?
Резерв. Рабочая тетрадь с.67, № 26
VII. Итог урока.
– Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке.
– Наш урок подошёл к концу.
– Чему вы научились сегодня на уроке?
– Как проверить деление трехзначного числа на однозначное?
– Какие арифметические действия можно назвать взаимообратными?
– Оцените свою работу на уроке.
– Если вы довольны своей работой покажите пять.
– Если работали хорошо, но хотелось работать ещё лучше, поднимите 4.
– Если вы в чём-то испытывали затруднения, покажите 3.
– Запишите домашнее задание: № 4 (решить задачу), № 7 (найти разными способами площади фигур), стр.95
– Спасибо за урок.