Урок математики, 5 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Среднее арифметическое»
Автор: Тимошенко И.И.
Основные цели:
1) формировать способность к построению нового понятия и нового алгоритма на примере понятия среднего арифметического;
2) тренировать навыки использования алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел;
3) повторить действия с десятичными и обыкновенными дробями.
Оборудование, демонстрационный материал:
1) задания для актуализации знаний
1) 0,36: 9 0,4; 0,04
2) 0,8 + 0,02 0,82; 1
3) 2,5 :
0,5; 5
4) 3,25 +
3; 4
5)
: 0,5 1; 0,1
6)
0,7; 1,3
7)
: 2 2
; 2,2
8)
+ 2,4 5; 6
2) эталон
3) образец решения № 260 (4)
(0,54 + 1
+ 2,46) : 3 = (0,54 + 1,8 + 2,46) : 3 = 4,8 : 3 = 1,6
Раздаточный материал:
Эталон для самопроверки
1) (1,5 + 2
) : 2 = (1,5 + 2,25) : 2 = 3,75 : 2 = 1,875;
3) (5
+ 1,25 + 3,5) : 3 = (5
+ 4
) : 3 = 9
: 3 = 9
.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с арифметикой чисел.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Вспомните, какие темы были на прошлых уроках. (Мы рассматривали совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, решали задачи на движение по реке.)
– Как называется глава, в которую входят названные темы? (Арифметика.)
– Что изучает арифметика? (Действия с числами.)
– Хорошо! Сегодня мы продолжим заниматься арифметикой.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: определить, кто лучше выполнил задание.
Организация учебного процесса на этапе 2:
На доске записаны примеры с возможными вариантами ответов.
– Выпишите числа, являющиеся значениями данных числовых выражений.
Задание выполняется устно, в тетради записываются только результаты.
1) 0,36 : 9 0,4; 0,04
2) 0,8 + 0,02 0,82; 1
3) 2,5 :
0,5; 5
4) 3,25 +
3; 4
5)
: 0,5 1; 0,1
6)
0,7; 1,3
7)
: 2 2
; 2,2
8)
+ 2,4 5; 6
Ответы записаны синим и зелёным цветом. При проверке учащиеся показывают карточки того или иного цвета в соответствии с выбранным ответом. Учитель спрашивает тех учащихся, которые допустили ошибки. По необходимости повторяется соответствующий алгоритм.
– А теперь оцените свою работу. Каждый правильный ответ — это один балл. Посчитайте свои баллы.
– Как выяснить, какой ряд лучше справился с заданием? Вы можете сразу ответить на мой вопрос? (Нет, так как мы не знаем, сколько набрал каждый.)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– А если мы будем знать, сколько баллов набрал каждый, этого будет достаточно? (Мы тогда сможем подсчитать, сколько баллов набрал каждый ряд.)
– Найдите количество баллов в каждом ряду.
Учащиеся подсчитывают общее количество баллов в своём ряду и сообщают результат учителю.
– Сделайте вывод.
Учащиеся в замешательсве, так как количество ребят в рядах разное.
– В чём проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества ребят.)
– Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Найти способ, позволяющий зависимость результата от количества.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Какие есть предложения по определению, какой ряд выполнил задание успешнее? (Учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение, что надо количество баллов разделить на количество учащихся, сидящих в этом ряду.)
– Давайте попробуем. (По одному человеку от каждого ряда выполняют это задание на доске, а учащиеся с ряда контролируют своего товарища.)
– Как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого ряда.)
– С помощью каких действий вы нашли эту величину? (С помощью сложения и деления.)
– Придумайте название этой величине. (Средний балл, средняя величина, среднее арифметическое.)
– Почему её можно назвать средней арифметической величиной? (Так как при нахождении её мы выполняли арифметические действия с числами: складывали и делили.)
– А как найти средний балл всего класса? (Надо сложить баллы всех учащихся и разделить на количество человек, выполнявших эту работу.)
– Молодцы! Так что же такое среднее арифметическое чисел? (Это отношение суммы чисел на их количество.)
– Очень хорошо! Для каких величин можно искать среднее арифметическое? (Средний рост, средний вес, средний возраст, средний размер ноги …)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Среднее арифметическое.)
– Как же найти среднее арифметическое чисел? (Надо найти их сумму и результат разделить на количество слагаемых.)
Задание по группам: записать в общем виде формулу для нахождения среднего арифметического двух чисел, трёх чисел, четырёх чисел, пяти чисел, n чисел. Формулы записываются на листах бумаги, и каждая группа вывешивает ответ на доску. Формулы обсуждаются, если есть ошибки, они исправляются.
– Какая формула объединяет в себе все записанные формулы? (Формула для n чисел.)
– Запишите её в тетрадь.
– Эта формула выражает определение среднего арифметического и алгоритм его нахождения.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№ 260 (2; 4)
2) на доске
(7
+ 4,1) : 2 = (7,5 + 4,1) : 2 = 12,6 : 2 = 6,3
4) в парах с проверкой по образцу.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 260 (1, 3)
Самопроверка проводится по готовому эталону, ошибки анализируются и исправляются.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решение задач на среднее арифметическое;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: деление с остатком.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 261 (а) (вместе)
(х + у) : 2 = 4,5;
х + у = 4,5 2;
х + у = 9
№ 262
1.
1) 24 15,5 = 372 (лет) — всем школьникам секции
2) 25 15,4 = 385 (лет) — стал общий возраст школьников секции
3) 385 – 372 = 13 (лет)
Ответ: новому игроку 13 лет.
2.
1) 30 10 = 310 (лет) — общий возраст
2) 31 11 = 341 (лет) — вместе с учителем
3) 341 – 310 = 31 (год)
Ответ: учителю 31 год.
№ 263
Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление с лентой судьи выставили гимнастке следующие оценки: 9,5; 9,7; 9,4; 9,6; 9,7. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований?
Среднее арифметическое: (9,5 + 9,7 + 9,4 + 9,6 + 9,7) : 5 = 47,9 : 5 =9,58
8. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Что мы сегодня узнали?
– Что мы использовали для определения среднего арифметического?
– Эта понятие используется в практической деятельности человека? Где?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
п. 2.1.3 (с. 64–65); № 283 (а, б); № 285 (1); № 291 (1).
Практическая работа :
1. Вычислить средний возраст в вашей семье ;
2. Вычислить средний рост в вашей семье.
5