I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с чертежами. Наша задача –научиться читать их так, как мы с вами читаем книги. Это умение поможет впоследствии вам и в учебе, и в работе | Слушают учителя |
II. Проверка домашнего задания | Заслушивание сообщений учащихся о профессии инженера | Слушает сообщения учащихся, оценивает их | Слушают рассказы одноклассников, участвуют в обсуждении |
III. Изучение нового материала | Беседа «Зачем умение читать чертежи?». Просмотр тематических картинок или слайдов | – Чертежи являются важнейшим элементом каждого проекта. Они позволяют в процессе конструирования сравнивать различные варианты конструкции будущей машины, будущего изделия или деталей и выбирать лучшие. По чертежам можно получить ясное и четкое представление не только об общем замысле проектировщика-конструктора, но и полные сведения о форме, размерах и отделке всех частей объекта. В чем же заключается умение читать чертежи? Прежде чем создать предмет одежды, столярное изделие, построить здание, необходимо будущий объект представить, затем сделать его эскиз, чертёж, а по чертежу рассчитать количество необходимых материалов и объём работы. Правильно? (По готовым чертежам, сделанным специалистами, гораздо легче создать качественное изделие, объект.) – Какие преимущества дает это умение? (Мы понимаем чертежи, сделанные другими людьми, и можем использовать их для своих целей. Грамотно сделанный эскиз позволяет представить более детально будущий объект, а чертёж – точно воспроизвести детали, а значит, быстро и качественно создать объект.) Без точного чертежа невозможно правильно рассчитать пропорции будущего реального объекта, а значит, невозможно качественное его исполнение | Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы |
Работа с учебником, с. 71–72 | Учитель предлагает выполнить задание в учебнике (с. 71–72), заслушивает ответы, направляет обсуждение в нужном направлении. В результате работы над заданиями и коллективного рассуждения учащиеся составляют последовательность чтения чертежа. Вывод. Последовательность чтения чертежа: – название детали или изделия; – форма изделия или детали; – габаритные размеры изделия или детали; – размеры всех частей изделия или деталей | Работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении, делают выводы |
Выполнение упражнений по построению геометрических фигур. Работа с учебником, с. 73 | Учитель предлагает учащимся потренироваться в построении таких геометрических фигур, как квадрат и прямоугольник (учебник, с. 73). Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Работают с учебником, анализируют информацию, выполняют задания, отвечают на вопросы |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения |
IV. Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы |
Работа в рабочей тетради, с. 31 | Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 31), педагог контролирует правильность ответов | Выполняют задание в рабочей тетради, анализируют информацию, делают выводы |
Беседа «Что будем делать». Работа в рабочей тетради, с. 32. Демонстрация приемов работы | Педагог предлагает рассмотреть рисунок изделия (рабочая тетрадь, с. 32) или его образец, выполнить анализ конструкции изделия, прочитать чертеж. Под руководством учителя учащиеся составляют последовательность работы над изделием, проговаривают ее вслух, наблюдают за действиями педагога, показывающего приемы работы по изготовлению закладки | Анализируют изделие, называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы |
Задание: выполнить изготовление закладки для книг (рабочая тетрадь, с. 32) | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов; выполняют задание |
V. Итоги деятельности. Рефлексия | Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий. Организует беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Какое изделие вы изготовили? – Для чего оно нужно? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Как вы будете использовать свои поделки? – Какое сейчас у вас настроение? | Рассматривают выполненные поделки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Домашнее задание | Учебник, с. 71–73, изготовить закладки для книг и украсить их по собственному замыслу | Объясняет домашнее задание | Слушают учителя |