Актуализация знаний к новой теме Устный счет | Организует дидактические игры, устный счет с целью актуализации необходимых знаний. «Веселое путешествие» Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику. Порядковый счет. - Назовите числа по порядку от 1 до 12. - Теперь назовите числа по порядку до 12 до 1. «Кто в домике живет?» | Актуализируют знания, выполняют задания. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает пример и называет ответ. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив пример на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать. Взяв последнюю карточку и назвав ответ, ученик переворачивает карточку и читает: «Весёлое путешествие окончено». Он поднимает руку - его команда выполнила задание. Называют числа. Заселяют числовые домики в пределах первого десятка, а также чисел 11 и 12. | Образец карточки Образец числового домика |
Изучение нового материала | Получение нового числа путем присчитывания к 1 десятку нескольких единиц; знакомство с письменной устной нумерацией этого числа. - Ребята, возьмите счетные палочки, выложите число 12 (12 палочек). - Сколько для этого нужно взять десятков (пучков палочек)? - Сколько надо взять единиц (отдельных палочек)? - Теперь добавьте еще одну палочку. - Сколько десятков палочек получилось? - Возьмите желтую карточку с числом 10 и положите ее под десятком. - Сколько отдельных палочек? - Возьмите белую карточку с числом 3 и положите ее под единицами (отдельными палочками). - Получилось новое число. Это число тринадцать. - Повторим хором. Учитель просит повторить название числа отдельных учеников. - Итак, ребята, сколько десятков взяли, чтобы получить число 13? - Сколько единиц взяли, чтобы получить число 13? - Ребята, встаньте, пожалуйста. Мы проведем физкультурную минутку. Физкультминутка Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали, Ручками похлопали, Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.) Ножками потопали, Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.) Сели, встали, встали, сели, И друг друга не задели.(Приседания.) Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.) 2. Организует предметно-практическую деятельность по получению числа 13 на других предметах. Работа по учебнику. - Ребята, откройте учебник на с.28. - Рассмотрите рисунки в №2. - Как получилось число 13 с помощью кубиков? - Откройте с.29. - Рассмотрите №5. - Как получилось 13 палочек? Организует многократное воспроизведение способа получения числа 13. | Выполняют задания, размышляют, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Выкладывают с помощью счетных палочек число 12 - Для этого нужно взять 1 десяток палочек (1 пучок). - Надо взять 2 единицы (2 отдельные палочки). Добавляют 1 палочку - Получился 1 десяток палочек. Выполняют задание. - 3 отдельные палочки. Выполняют задание. Воспринимают, повторяют. - Чтобы получить число 13, взяли 1 десяток. - Чтобы получить число 13, взяли 3 единицы. Выполняют упражнения. Рассматривают, анализируют, отвечают на вопросы, - Взяли 1 десяток кубиков и еще 3 кубика, получилось всего 13 кубиков. - К десяти прибавили 3, получилось 13. Многократно воспроизводят способы получения числа 13. | |
Письмо цифры | - Проведем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол) У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу). 3. Запись числа. - Ребята, откройте №3 на с.28 учебника. - Сколько цифр в записи числа 13? - Какая цифра стоит слева? - Какая цифра стоит справа? - Рассмотрим, как пишется число 13 в клетках. - Какую цифру надо писать сначала? - Какую цифру надо писать потом? - Откройте тетради, запишите число, слова «Классная работа»(слабым ученикам учитель помогает записать). - Запишите в тетрадях число 13. 4. Десятичный состав числа. Учитель организует выполнение практического задания – предлагает обучающимся нарисовать красным карандашом графическую иллюстрацию числа по образцу учебника, где десяток выступает в виде полосы красного цвета, состоящей из 10 клеток, а единицы, присутствующие в записи двузначного числа, - отдельно расположенные квадраты – клетки, раскрашенные синим цветом. - Ребята, сколько десятков в числе 13? - Сколько единиц в этом числе? - Запишем это с помощью математической записи: 10 + 3 = 13 - Ребята, какое число пропущено в этом примере? 10 + … = 13 - Почему? - Запишите этот пример, вставив пропущенное число. - Какое число пропущено в данном примере? … + 3 = 13 - Почему? - Запишите этот пример, вставив пропущенное число. 5. Числовой ряд в изучаемых пределах. В наглядно-действенном плане, с оформлением математической записи, знакомятся со способом получения числа 13 – присчитыванием к предыдущему числу 1 единицы и отсчитыванием от данного числа 1 единицы. - Оформим с помощью математической записи этот способ получения числа 13. 12 + 1 = 13 13 – 1 = 12 Учитель наглядно показывает обучающимся место числа 13 в числовом ряду. - Ребята посмотрите на числовой ряд в №9 на с.30. - После какого числа следует число 13? - Назовите числа по порядку от 1 до 13. - От 13 до 1. | Выполняют упражнения. Анализируют, отвечают на вопросы. - В записи числа 13 две цифры. - Слева стоит цифра 1. - Справа стоит цифра 3. Рассматривают. - Сначала надо писать цифру 1. - Потом надо писать цифру 3. Записывают число 13 по образцу. Выполнят задание по образцу. - В числе 13 1 десяток. - В числе 13 3 единицы. Записывают. - В это примере пропущено число 3. - В это примере пропущено число 3, потому что число 13 состоит из 10 (одного десятка) и трех единиц. Записывают. - В данном примере пропущено число 10. - В данном примере пропущено число 10, число 13 состоит из 10 (одного десятка) и трех единиц. Записывают. Воспринимают, выполняют задания. Записывают. Работают с числовым рядом. - Число 13 следует после числа 12. Называют числа по порядку. | |
Закрепление изученного материала | Работа по учебнику. - Выполним №8 на с.30. - Прочитайте первый пример. - Сколько палочек вы возьмете сначала? - Какое действие в данном примере? - Значит, вы будете добавлять или убирать палочки? - Сколько палочек вы добавите? - Сколько палочек получилось всего? - Какое число вы запишете в ответе? - Запишите этот пример. Остальные случаи разбираются по аналогии. - Выполним №11 на с.31. - Запишем только второй (правый) столбик. - После какого числа следует число 10? - Значит, слева от числа 10 вы запишете какое число? - Запишите. Остальные случаи разбираются аналогично. | Выполняют задания. - 10 + 1 = - Сначала мы возьмем 10 палочек (1 десяток). - В данном примере действие сложение. - Мы будем добавлять палочки. - Добавим 1 палочку. - Всего получилось 11 палочек. - В ответе запишем число 11. - Записывают. Выполняют остальные случаи по аналогии. - Число 10 следует после числа 9. - Значит, слева от числа 10 запишем число 9. - Записывают. Остальные случаи выполняют аналогично. | |
Подведение итогов урока. Выставление отметок. | - Наш урок подходит к концу. - С каким число и с какой цифрой мы познакомились сегодня на уроке? - Как получить число 13? - После какого числа следует число 13? - Из каких цифр состоит число 13? Учитель выставляет отметки за урок, аргументируя. - Урок окончен. Спасибо за внимание. | Подводят итоги, рассуждают, отвечают на вопросы - Сегодня на уроке мы познакомились с числом и цифрой 13. Называют способы получения числа 13. - Число 13 следует после числа 12. - Число 13 состоит из цифр 1 и 3. Прощаются с учителем. | |