СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики на тему "Число 13. Образование, называние, состав числа", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики во 2 классе на тему" Число 13. Образование, называние, состав числа" для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Просмотр содержимого документа
«Урок математики на тему "Число 13. Образование, называние, состав числа", 2 класс»

Тема: Число 13. Образование, называние, состав числа.

Цель: ознакомление с числом 13.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания состава чисел первого десятка, а также чисел 11 и 12 посредством дидактических игр, устного счета; создать условия для ознакомления с числом и цифрой 13; формировать умение записывать число 13, называть цифры в записи этого числа; познакомить с приемами получения, образования числа 13 в процессе наглядно-действенной работы с предметами, счетными материалами, познакомить с десятичным составом числа 13; учить правильно называть число; создать условия для формирования умения называть число 13 в числовом ряду, считать от 1 до 13 и от 13 до 1; учить выполнять практические задания с числом 13.

Коррекционно-развивающие: активизировать речевую и познавательную деятельность в процессе беседы; развивать навык устного счета; способствовать развитию и коррекции внимания, памяти, мышления, восприятия (в том числе зрительного), пространственного представления и др. аналитико-синтетических процессов посредством выполнения практических заданий; развивать мелкую моторику и координацию движений руки в процессе письма.

Воспитательные: воспитывать интерес к уроку, старательное отношение к работе, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: карточки с примерами, числовые домики, счетные палочки, числовой ряд, учебник.

Методы и приемы работы: наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, наблюдение), словесные (беседа, рассказ, объяснение), практические (упражнение).


Ход урока

Наименование этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

  1. Организационный момент

- Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики.

- Проверим готовность к уроку.





Приветствуют учителя, занимают рабочие места.



Осуществляют проверку готовности к уроку.






  1. Актуализация знаний к новой теме









Устный счет

Организует дидактические игры, устный счет с целью актуализации необходимых знаний.

  1. «Веселое путешествие»

Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз.

При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также  сколько раз команда оказывала помощь участнику.







  1. Порядковый счет.

- Назовите числа по порядку от 1 до 12.

- Теперь назовите числа по порядку до 12 до 1.

  1. «Кто в домике живет?»


Актуализируют знания, выполняют задания.

Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает пример и называет ответ. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив пример на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.

Взяв последнюю карточку и назвав ответ, ученик переворачивает карточку и читает: «Весёлое путешествие окончено». Он поднимает руку - его команда выполнила задание.


Называют числа.




Заселяют числовые домики в пределах первого десятка, а также чисел 11 и 12.

Образец карточки



















Образец числового домика

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой 13, будем учиться его образовывать, называть, узнаем состав числа 13.

Воспринимают.

  1. Изучение нового материала

  1. Получение нового числа путем присчитывания к 1 десятку нескольких единиц; знакомство с письменной устной нумерацией этого числа.

- Ребята, возьмите счетные палочки, выложите число 12 (12 палочек).

- Сколько для этого нужно взять десятков (пучков палочек)?

- Сколько надо взять единиц (отдельных палочек)?

- Теперь добавьте еще одну палочку.

- Сколько десятков палочек получилось?

- Возьмите желтую карточку с числом 10 и положите ее под десятком.

- Сколько отдельных палочек?

- Возьмите белую карточку с числом 3 и положите ее под единицами (отдельными палочками).

- Получилось новое число. Это число тринадцать.

- Повторим хором.

Учитель просит повторить название числа отдельных учеников.

- Итак, ребята, сколько десятков взяли, чтобы получить число 13?

- Сколько единиц взяли, чтобы получить число 13?

- Ребята, встаньте, пожалуйста. Мы проведем физкультурную минутку.

Физкультминутка

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.(Приседания.)
Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

2. Организует предметно-практическую деятельность по получению числа 13 на других предметах.

Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на с.28.

- Рассмотрите рисунки в №2.

- Как получилось число 13 с помощью кубиков?

- Откройте с.29.

- Рассмотрите №5.

- Как получилось 13 палочек?

Организует многократное воспроизведение способа получения числа 13.




Выполняют задания, размышляют, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы.

Выкладывают с помощью счетных палочек число 12

- Для этого нужно взять 1 десяток палочек (1 пучок).

- Надо взять 2 единицы (2 отдельные палочки).

Добавляют 1 палочку

- Получился 1 десяток палочек.

Выполняют задание.


- 3 отдельные палочки.

Выполняют задание.



Воспринимают, повторяют.





- Чтобы получить число 13, взяли 1 десяток.

- Чтобы получить число 13, взяли 3 единицы.








Выполняют упражнения.











Рассматривают, анализируют, отвечают на вопросы,

- Взяли 1 десяток кубиков и еще 3 кубика, получилось всего 13 кубиков.



- К десяти прибавили 3, получилось 13.

Многократно воспроизводят способы получения числа 13.





























































  1. Письмо цифры

- Проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). 

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

3. Запись числа.

- Ребята, откройте №3 на с.28 учебника.

- Сколько цифр в записи числа 13?

- Какая цифра стоит слева?

- Какая цифра стоит справа?

- Рассмотрим, как пишется число 13 в клетках.

- Какую цифру надо писать сначала?

- Какую цифру надо писать потом?

- Откройте тетради, запишите число, слова «Классная работа»(слабым ученикам учитель помогает записать).

- Запишите в тетрадях число 13.

4. Десятичный состав числа.

Учитель организует выполнение практического задания – предлагает обучающимся нарисовать красным карандашом графическую иллюстрацию числа по образцу учебника, где десяток выступает в виде полосы красного цвета, состоящей из 10 клеток, а единицы, присутствующие в записи двузначного числа, - отдельно расположенные квадраты – клетки, раскрашенные синим цветом.

- Ребята, сколько десятков в числе 13?

- Сколько единиц в этом числе?

- Запишем это с помощью математической записи:

10 + 3 = 13

- Ребята, какое число пропущено в этом примере?

10 + … = 13

- Почему?

- Запишите этот пример, вставив пропущенное число.

- Какое число пропущено в данном примере?

… + 3 = 13

- Почему?

- Запишите этот пример, вставив пропущенное число.

5. Числовой ряд в изучаемых пределах.

В наглядно-действенном плане, с оформлением математической записи, знакомятся со способом получения числа 13 – присчитыванием к предыдущему числу 1 единицы и отсчитыванием от данного числа 1 единицы.

- Оформим с помощью математической записи этот способ получения числа 13.

12 + 1 = 13 13 – 1 = 12

Учитель наглядно показывает обучающимся место числа 13 в числовом ряду.

- Ребята посмотрите на числовой ряд в №9 на с.30.

- После какого числа следует число 13?

- Назовите числа по порядку от 1 до 13.

- От 13 до 1.






Выполняют упражнения.














Анализируют, отвечают на вопросы.

- В записи числа 13 две цифры.

- Слева стоит цифра 1.

- Справа стоит цифра 3.

Рассматривают.

- Сначала надо писать цифру 1.

- Потом надо писать цифру 3.


Записывают число 13 по образцу.





Выполнят задание по образцу.








- В числе 13 1 десяток.

- В числе 13 3 единицы.


Записывают.


- В это примере пропущено число 3.


- В это примере пропущено число 3, потому что число 13 состоит из 10 (одного десятка) и трех единиц.

Записывают.

- В данном примере пропущено число 10.

- В данном примере пропущено число 10, число 13 состоит из 10 (одного десятка) и трех единиц.

Записывают.



Воспринимают, выполняют задания.








Записывают.






Работают с числовым рядом.


- Число 13 следует после числа 12.

Называют числа по порядку.


































  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

- Выполним №8 на с.30.

- Прочитайте первый пример.

- Сколько палочек вы возьмете сначала?


- Какое действие в данном примере?

- Значит, вы будете добавлять или убирать палочки?

- Сколько палочек вы добавите?

- Сколько палочек получилось всего?

- Какое число вы запишете в ответе?

- Запишите этот пример.

Остальные случаи разбираются по аналогии.

- Выполним №11 на с.31.

- Запишем только второй (правый) столбик.

- После какого числа следует число 10?

- Значит, слева от числа 10 вы запишете какое число?

- Запишите.

Остальные случаи разбираются аналогично.

Выполняют задания.


- 10 + 1 =

- Сначала мы возьмем 10 палочек (1 десяток).

- В данном примере действие сложение.

- Мы будем добавлять палочки.


- Добавим 1 палочку.

- Всего получилось 11 палочек.

- В ответе запишем число 11.

- Записывают.

Выполняют остальные случаи по аналогии.





- Число 10 следует после числа 9.

- Значит, слева от числа 10 запишем число 9.

- Записывают.

Остальные случаи выполняют аналогично.












  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

- Наш урок подходит к концу.



- С каким число и с какой цифрой мы познакомились сегодня на уроке?

- Как получить число 13?

- После какого числа следует число 13?

- Из каких цифр состоит число 13?

Учитель выставляет отметки за урок, аргументируя.

- Урок окончен. Спасибо за внимание.

Подводят итоги, рассуждают, отвечают на вопросы

- Сегодня на уроке мы познакомились с числом и цифрой 13.

Называют способы получения числа 13.


- Число 13 следует после числа 12.

- Число 13 состоит из цифр 1 и 3.





Прощаются с учителем.