Просмотр содержимого документа
«Урок математики по математической грамотности в 3 классе по теме «Приемы сложения и вычитания вида 450+30,380+20, 620-200»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБОУ Вышковская СОШ
Урок математики в 3 классе по формированию математической грамотности.
Тема урока: «Приемы сложения и вычитания вида 450+30,380+20, 620-200»
Подготовила учитель начальных классов:
Плотникова Эльвира Викторовна
2022г.
Урок математики в 3 классе
Учитель: Плотникова Эльвира Викторовна
Тема урока: Устные приемы сложения и вычитания вида 450+30,380+20, 620-200.
Цель урока:познакомить с устными приемами вычислений вида450+30,380+20,620-200,основанные на знании десятичного состава трехзначных чисел; формировать у уч-ся математическую грамотность.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепление умения называть трехзначные числа, выполнять вычисления с ними, решать задачи на нахождения цены, количества, стоимости
Метапредметные: формирование умения
-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
-решать проблемы, используя математические методы, приемы;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-использовать различные источники информации для решения поставленной задачи.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование понимания практической значимости математики для собственной жизни; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, Презентация, карточки с текстом заданий, модели купюр.
Этап урока. Методы и приемы | время | Содержание урока. |
Орг. момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Ребята, сегодня у нас урок изучения нового. -Сегодня вы будите работать в команде. Но это не значит, что кто-то сможет отдохнуть. Успех вашей команды зависит от каждого. Будьте внимательны, старательны и дружны. |
Мотивацион ный Ситуация удивления Слайд 1(портрет) | 3 мин. | -Ребята, начать урок я хочу со слов швейцарского медика, философа, естествоиспытателя Парацельса. Он сказал: «Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой». - Если верить швейцарскому философу, предметы на слайде тоже связаны между собой (гамбургер, билет, учебник математики) Так ли это? Как они могут быть связаны между собой?(предположения детей). -Я постараюсь вам сегодня доказать, что даже такие на первый взгляд разные предметы могут быть связаны между собой. |
Актуализация опорных знаний. Практический: Устный счет. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Слайд2(изображе ния : гамбургера, билеты, учебник математики) | 2 мин. | - Один гамбургер. 2 билета, учебник за 3 класс. Какое число получилось?(123) -Что вы можете о нем рассказать? ( трехзначное, состоит из 1 сотни, 2 десятков и 3 единиц, соседи 122 и 124, разрядные слагаемые 100+20+3) - Сегодня мы продолжаем разговор о трехзначных числах. |
Постановка проблемы Слайд 3 | 3мин | На слайде числа:600,300,800,400,500, 430, 40, 560,200, 770, 20 -Что общего вы видите? (Это круглые числа). На какие группы можно разделить? (Трехзначные и двузначные). Прочитаем числа. (Появляются действия) 600+300 800-400 450+30 380+20 560-20 620-200 -Чему мы будем сегодня учиться? (Учиться складывать и вычитать круглые числа). -Какие правила вам помогут выполнить первые два действия? ( Круглые сотни складываются и вычитаются как единицы) -Как можно решить следующие примеры? (Дети высказывают предположения). Правило (вывешивается на доске): Сотни складываются с сотнями, десятки с десятками. Сотни вычитаются из сотен, десятки из десяток. -Выполним вычисления: 600+300=900, 800-400=400,450+30 =480, 380+20=400,560-20=540,620-200=420 Рассмотрим примеры из учебникас.67 (часть 2) -Эти знания вам помогут решить поставленную задачу. |
Слайд4 (изображения денег разного достоинства) | 1.мин. | -Где вы встречаете в жизни круглые числа? Правильно, это - деньги. Купюры или монеты. Без них не обходится даже школьник. А умеете ли вы экономно обращаться с деньгами? Мы сегодня это увидим. |
Практическая задача №1 Сравнение круглых чисел Сложение круглых чисел. Самостоятельная работа и работа в группе. Слайд 5 Слайд 6(таблица) | 4 мин. | -Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с третьеклассниками возможно из нашей школы, а может быть и нет. Трое друзей, учеников 3 класса Андрей, Саша и Сережа сумели сэкономить на карманных деньгах и скопили некоторую сумму к концу 2021года. Причем, денег у каждого оказалось поровну. Мальчики решили деньги не тратить, а копить до весенних каникул, чтобы вместе поехать в г.Брянск. Но к концу февраля ребята поняли, что их затея провалилась. Один из мальчиков потратил часть денег на подарок маме на день рождения. Другой и сам не заметил, как в копилке остались только монеты. И только один мальчик не потратил ни одной копейки. У каждого из вас таблица. Рассмотрите её внимательно. Ответьте на вопросы и выполните задания. Вопросы: -Кто оказался самим экономным? -Кто очень любит маму? -Кто не умеет обращаться с деньгами? - Сколько денег было у каждого мальчика после Нового года? (зеленая карточка) Мальчики | Остаток | Количество денег (выполните вычисления) | Андрей | 4монеты по 10руб | 10+10+10+10=40 (рублей) | Саша | 4 купюра по 100руб | 100+100+100+100=400(рублей) | Серёжа | 4 купюры по 200руб | 200+200+200+200=800 (рублей) | Задание: заполните последний столбик. Сверьте свои ответы с командой. Есть ли расхождения? Проверка выполнения задания. |
Практическая задача №2 Слайд 7 | 5 мин. | - Итак, мы видим, что не все третьеклассники умеют обращаться с деньгами. А с вами подобная ситуация не случалась? - А мы продолжаем. -Сергей понял, что ему уже не надо копить деньги и решил их потратить. Тем более, что мама предложила на последние зимние выходные съездить в г. Новозыбков , проведать бабушку и дедушку. Сергей был мальчик разумный и любящий внук. Он решил часть накопленных денег потратить на развлечения, а часть на подарки дедушке и бабушке. - Посмотрите внимательно на слайд. Что вы поняли? Как мальчик потратит деньги? (средства будут потрачены поровну) - Как узнать, сколько денег Сергей планирует потратить на подарки? 1 способ: разложить купюры на две части(макет купюр) 2 способ:800 это 8 сотен, 8 разделить пополам 4сотни, т.е. 400. -На что он их потратит, мы выясним позднее. |
Физ. Минутка выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физкультминутку. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Руки к верху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. |
Работа по подгруппам |
Практическая задача №3 «Стоимость поездки» (задание повышенного уровня, выполняет 1 человек от группы) | Работа выполняется одновременно 10мин. | -Мама попросила Сергея рассчитать, сколько ей надо дать ему денег на дорогу. Вам надо помочь Сергею с расчетами. -Какой информации вам не хватает? ( Как будет добираться? С кем? На каком виде транспорта? Сколько стоит билет?) - На некоторые вопросы вы найдете ответ в тексте (синяя карточка),что-то вам предстоит выяснить самим. Текст: Сергей поедет на автобусе вместе с сестрой Светланой. Сестра студентка Брянского техникума. На вокзал в Злынку их отвезёт папа. В г. Новозыбков их встретит дедушка. Обратно они поедут на автобусе. На обратном пути в Злынке папа их встретить не сможет, поэтому с вокзала г.Злынка до дома ребята доберутся на такси. Остальную информацию вы найдете на сайте Новозыбковского ПАТП -Один человек от команды выполняет задание у доски в группе. Решение записывается на доске. РАЗОВЫЕ ТАРИФЫ | *Льгота предоставляется учащимся и воспитанникам общеобразовательных учреждения старше 7 лет (от 5 лет до наступления 7-летнего возраста оформляется детский билет), студентам. | Полный тариф | 80р | льготный тариф* | 40р | детский тариф | 40р | провоз живности | 40р | Расчет стоимости проезда: 40Х2= 80 (руб.)- стоимость проезда в автобусе в одном направлении 80+80= 160 (руб.)-стоимость проезда в обоих направлениях 160+200= 360(руб.)-стоимость проезда в автобусе и такси. Ответ: 360рублей надо маме выдать Сергею и его сестре на проезд. | |
Практическая задача №4 «Задание от дедушки» (поиск информации на индивидуальных карточках, выполняет 1 человек от группы) | | - Дедушка позвонил Сергею и попросил сказать, в котором часу надо ему подъехать к вокзалу в Новозыбкове. Какое время Сергей должен указать дедушке, если известно, что папа работает до 16.00.(красная карточка) Информацию найдете на сайте автостанции в г. Злынка. У вас даны распечатанные карточки с этого сайта. Время отправления автобуса в 17.25, время прибытия – 17.55. Маршрут | Отправление | Гомель | 16:05 | Клинцы | 19:14 | Новозыбков | 07:35 12:55 17:25 | Орел | 12:05 12:05 | Ответ: дедушка должен подъехать на вокзал к 18.00ч. |
Практическая задача №5 «Поход в магазин за подарками» (работа в группе) | | - Сергей решил купить подарки заранее в г.Злынка. - Помогите ему выбрать подарки в магазинах «Дикси», «Магнит», «Товары для дома» -Учтите, что Сергей просил потратить все деньги, не экономить на подарках любимым родственникам. Результаты поиска вставьте в таблицу(розовая карточка). Кому? | Что? | Цена | Кол-во | Стоимость | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Стоимость всех подарков: | ……..руб | (Работа по группам) Проверка. Группы обмениваются карточками. Взаимопроверка. |
Практическая задача №6 «Развлечения» Работа в группе Слайд (рекламные карточки) | 6мин | - Папа приготовил для Сергея несколько вариантов развлечений в Новозыбков( посмотрите на слайд). Вам надо подобрать программу. Будьте внимательны, т.к. папа допустил ошибки. Вспомните, какую сумму может расходовать Сергей? (400руб.) Постарайтесь израсходовать их всё. (Презентация 2.На слайдах картинки с рекламными проспектами: кинотеатр, музей, парк- аттракционов) Ученики вписывают расходы в таблицу (салатовая карточка). № | Вид развлечения | стоимость | 1. | | | 2. | | | Общая сумма расходов: | | |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 2 мин. | - Давайте вспомним тему урока? - Какую мы ставили цель урока? - Мы достигли цели? -Ребята, вы поняли как связаны между собой учебник математики, билет в кинотеатр, гамбургер? ( Нужно хорошо знать математику, чтобы правильно рассчитаться расходы на кинотеатр и обед) -На что следует обращать внимание при расчёте стоимости поездки? - При подборе программы развлечений? |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. Учебник страница с.67 №1(3-4 ст.),№3 . Составить программу на каникулы, рассчитать расходы. |
Рефлексия | 1 мин. | - Что на уроке показалось вам трудным? - Что было интересно выполнять? - Как складывают и вычитают сотни? |
Используемая литература: 1.Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год
2. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник . 2009. № 1(1).