СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры» разработан  для учащихся 5 класса по линии УМК А.Г. Мерзляк

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры» разработан  для учащихся 5 класса по линии УМК А.Г. Мерзляка. . Это урок №49 в разделе 1 «Натуральные числа и действия над ними» глава 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел».

Данная разработка урока была представлена на конкурс "Иду на урок математики" и заняла призовое место

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры» разработан  для учащихся 5 класса по линии УМК А.Г. Мерзляк»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с.Раскатово

Марксовского района Саратовской области










Методическая разработка урока математики в 5 классе

«Прямоугольник. Ось симметрии фигуры»












Зайцева Галина Георгиевна

учитель математики

1 квалификационная категория

galey12@yandex.ru











Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………….... 3

  2. Технологическая карта урока …………………………………………….. ……... 4

  3. Список использованных источников ……………………………………………. 15

  4. Раздаточный материал …………………………………………………………… 16



































Пояснительная записка

Урок математики «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры» разработан для учащихся 5 класса по линии УМК А.Г. Мерзляка.

Цель и задачи урока определены программными требованиями, содержанием материала, местом урока в системе уроков по данной теме. Это урок №49 в разделе 1 «Натуральные числа и действия над ними» глава 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел».

В учебном плане на изучение математики в 5 классе отведено 170 часов в год (5 часов  в неделю - 34 учебные недели).                          

Педагогическая цель урока: создание условий для ознакомления учащихся со свойством противоположных сторон прямоугольника и применение знаний на практике.                                  

   Структура урока соответствует его цели и типу и влияет на положительный результат. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связаны. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности (раздаточный материал, презентация).  Работу детей можно корректировать в ходе урока, в зависимости от их возможностей.                                                                  

  Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС и учётом возрастных особенностей обучающихся 5 класса.

 Методы обучения на уроке: словесные (обсуждение, диалог), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно - поисковые (при решении задач), самостоятельная работа.

 Выбранные методы и приёмы  способствуют положительной  результативности урока. Структура, содержание и методы  приведут к формированию УУД: дети освоят новый способ творческой деятельности, научатся планировать свои действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы выполнения заданий.  

В технологическую карту урока включены слайды презентации, которые можно скопировать и вставить в новую презентацию, не затрачивая много времени. Также имеется раздаточный материал ко всем заданиям урока.                                     






Технологическая карта урока Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: ознакомление с новым материалом

УМК: А.М. Мерзляк

Цели урока:

  1. Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.

  2. Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

  3. Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал


Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап (1 мин)

Приветствие

Эпиграф урока «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Что значат слова «Я сделал открытие?» - если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть его открытие.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Постановка темы урока

(5-7 мин)

Устный счёт 

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Задания для устного счёта на слайде 1


А теперь посмотрите на слайд 2

Подумайте, как одним словом можно назвать эти фигуры (Многоугольники). А почему их так называют? (много углов)

С каким многоугольником мы уже знакомы (треугольник)

А сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, о какой фигуре пойдет речь сегодня на уроке и назовете первую часть темы нашего урока. 

Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник.
А какой?
...(прямоугольник).

– Вам знакома эта фигура? (да)

Тогда сформулируйте первую часть темы урока (Прямоугольник.)

Вторую часть темы вы узнаете из загадки:

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

(Это симметрия)

Тема урока ( сл. 3 записать в тетрадь): «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры»


Давайте подумаем, о чем будет наш урок?

-Какую цель мы поставим?

-Сегодня мы будем работать по плану.

(составление плана)

  1. Вспомнить всё о прямоугольнике

  2. Узнать, что такое симметрия.

  3. Где встречается симметрия в окружающем нас мире.


Вы уже знакомы с прямоугольником. Но всё ли вы помните, мы сейчас проверим.


Активизирует мыслительную деятельность, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе













Задаёт вопросы




















Читает загадку








Помогает назвать тему урока







Записывает на доске

Решают примеры


















Отвечают на вопросы















Формулируют тему урока




Учащиеся осмысливают сказанное, пытаются отгадать загадку




Записывают в тетрадях тему урока





Формулируют предложения


3. Изучение нового материала

(13 мин)

а) Работа с математическим текстом (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике) ( задание 1

и на слайде 4)

Задание: Прочитайте внимательно данный материал, отметьте значками из таблицы по тексту то, что вам уже известно (+), что вы забыли (-), и что хотели бы узнать (?). Обсудите это с соседом по парте.


Формулы периметров прямоугольника и квадрата записать в тетрадь и на доску.

1).Работа с использованием формул по данным таблицы (задание 2 и слайд 10)

Ребята, заполните таблицу, поменяйтесь с вашим соседом, оцените друг друга (5-всё верно, 4-верно 4 строки, 3-верно 3 строки)

а

в

Р

2 см

7 см



20 см


13 дм

5дм


12 см

1дм


(Ответы на слайде 11)


Поясняет задание ученикам










Спрашивает, какие поставили знаки?

По слайдам (5-7 прокомментировать знания учащихся

Записывает формулы




Наблюдает за работой учеников










Открывает слайд









Работают в парах: читают, обсуждают и отмечают значками









Обсуждают, что знали, а что узнали сейчас

Записывают формулы в тетрадь



Считают и заполняют таблицу









Меняются таблицами с соседом по парте и проверяют, заполняют оценочный лист





Возьмите прямоугольник. Согните его по середине так, чтобы совпали противоположные стороны. Теперь разогните и проведите по сгибу прямую. Эта прямая называется ось симметрии прямоугольника( слайд 13)

Теперь берём желтую фигуру. Как она называется? (Равнобедренный треугольник). Тоже сгибаем так, чтобы совпали стороны и углы треугольника. (слайд 14)

У равнобедренного треугольника тоже есть ось симметрии.

Попробуйте ещё по-другому сложить прямоугольник и равнобедренный треугольник, чтобы стороны совпали. Получилось?

( с прямоугольником получилось, а с равнобедренным треугольником – нет).

Таким образом вы узнали, что у прямоугольника 2 оси симметрии, а у равнобедренного треугольника – 1.

Теперь возьмите остальные фигуры, сгибайте их и узнавайте, сколько осей симметрии они имеют.



Показывает, комментирует, привлекает учащихся найти ось симметрии


























перегибают лист бумаги, проводят прямую





















Перегибают фигуры, находят оси симметрии


Физкультминутка.


«Симметричный рисунок» – улучшают зрительно-моторную координацию, облегчают процесс письма.
- Нарисовать в воздухе обеими руками симметричный рисунок (сердце, елка, дом)
- Левой и правой рукой нарисуем симметричный рисунок. Нарисуем сердце и покажем всю свою любовь к окружающему миру, в преддверии Нового года, нарисуем изящную, красивую елочку. А теперь давайте нарисуем дом.

Показывает движения руками

Повторяют за учителем

4. Первичное закрепление

(Практическая работа) (7-8 мин.)


Заполните таблицу (задание 4 и на слайде 15)

Фигура

Сколько осей симметрии имеет

Прямоугольник


Равнобедренный треугольник


Квадрат


Равносторонний треугольник


Круг


Параллелограмм


Проверяем на слайде 16

Сделайте вывод: сколько осей симметрии могут иметь фигуры?

Одну или несколько. А могут и не иметь


Контролирует выполнение работы, оказывает помощь











Оцените себя


3 бала – верно всё

2 бала- 1 ошибка

1 бал – 2 ошибки

работают в парах, извлекают информацию

-принимают решение о возможности или невозможности проведения оси симметрии

-заполняют таблицу



Оценивают себя,

заполняют оценочный лист










Делают вывод

5. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)


Мы выяснили, что оси симметрии, есть, но не у всех геометрических фигур. А только ли на уроках математики нам может встретиться симметрия? Нет, и другие фигуры или предметы обладают осями симметрии ( сл. 20)

- Оказывается, в окружающем нас мире мы часто встречаемся с симметрией.

(сл. 21)


В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота» и «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».

Рассказывает о симметрии вокруг нас по слайдам









Слушают учителя и смотрят на слады




6.Самостоятельная работа (5 мин.)

А теперь вы сами создадите красивый симметричный рисунок. Дорисуйте вторую сторону рисунка

Покажите ребята свои рисунки. Итак, ребята, оцените себя:

3 бала – аккуратно достроили все рисунки

2 бала- достроено 4 рисунка

1 бал – достроено 2 рисунка.



Создает ситуации успеха












дорисовывают











-взаимопроверка, заполняют оценочный лист

8. Рефлексия

(3 мин)

Оцените урок и себя на уроке

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен

Мотивирует рефлексии.

-учащиеся оценивают свою деятельность

-обозначают проблемные места

9.Домашнее задание (1 мин.)

П15 №364, нарисовать фигуры имеющие ось симметрии (1,2 и более)


Поясняет домашнее задание

Слушают, записывают

10.Итоги урока

(1 мин.)

Какое открытие мы сделали на уроке?

- На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов.

Что сегодня нового вы узнали? Что такое ось симметрии?

Сколько осей симметрии может иметь фигура?

Выставление оценок.

8-9 балов – оценка 5

6-7 балов – оценка 4

4-5 балов оценка 3


Окончен урок и выполнен план

Спасибо, ребята, огромное вам!

Задает вопросы, корректирует ответы







Выставляет оценки


8-9 балов – оценка 5

6-7 балов – оценка 4

4-5 балов оценка 3

Отвечают на вопросы

Список использованных источников

 1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.

2. Математика: 5 класс: дидактические материалы : сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2018.

3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2018.

4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018                                               

Раздаточный материал

Задание 1

  1. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.

  2. Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать разными способами: АВСD, ВСDА, СDАВ, DАВС и др.

  1. У прямоугольника четыре стороны. Среди них есть соседние, а есть противолежащие.

  2. Важным свойством обладают противолежащие стороны прямоугольника.

  3. Сумму длин сторон называют периметром прямоугольника.

Р = 2 · (а+в),где а и в длины сторон прямоугольника.

  1. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом

7) Периметр квадрата со стороной а вычисляется по формуле P=4а

Это я знаю

--

сомневаюсь в этом, забыл

?

хотелось бы узнать

Задание 1

  1. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.

  2. Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать разными способами: АВСD, ВСDА, СDАВ, DАВС и др.

  1. У прямоугольника четыре стороны. Среди них есть соседние, а есть противолежащие.

  2. Важным свойством обладают противолежащие стороны прямоугольника.

  3. Сумму длин сторон называют периметром прямоугольника.

Р = 2 · (а+в),где а и в длины сторон прямоугольника.

  1. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом

7) Периметр квадрата со стороной а вычисляется по формуле P=4а

Это я знаю

--

сомневаюсь в этом, забыл

?

хотелось бы узнать

Задание 2


а

в

Р

2 см

7 см



20 см


13 дм

5дм


12 см

1дм




а

в

Р

2 см

7 см



20 см


13 дм

5дм


12 см

1дм




а

в

Р

2 см

7 см



20 см


13 дм

5дм


12 см

1дм




а

в

Р

2 см

7 см



20 см


13 дм

5дм


12 см

1дм




а

в

Р

2 см

7 см



20 см


13 дм

5дм


12 см

1дм




а

в

Р

2 см

7 см



20 см


13 дм

5дм


12 см

1дм


Задание 3

Геометрические фигуры






Задание 4


Фигура

Сколько осей симметрии имеет

Прямоугольник


Равнобедренный треугольник


Квадрат


Равносторонний треугольник


Круг


Параллелограмм




Фигура

Сколько осей симметрии имеет

Прямоугольник


Равнобедренный треугольник


Квадрат


Равносторонний треугольник


Круг


Параллелограмм




Фигура

Сколько осей симметрии имеет

Прямоугольник


Равнобедренный треугольник


Квадрат


Равносторонний треугольник


Круг


Параллелограмм




Фигура

Сколько осей симметрии имеет

Прямоугольник


Равнобедренный треугольник


Квадрат


Равносторонний треугольник


Круг


Параллелограмм












Задание 5






Рефлексия (карточка)

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен



Рефлексия (карточка)

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен

Рефлексия (карточка)

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен

Рефлексия (карточка)

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен



Рефлексия (карточка)

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен


Рефлексия (карточка)

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен



Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов



Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов



Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов



Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов

Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов



Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов



Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов



Оценочный лист

Фамилия имя

периметр

Оси симметрии

рисунок




Всего баллов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс