Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Раскатово
Марксовского района Саратовской области
Методическая разработка урока математики в 5 классе
«Прямоугольник. Ось симметрии фигуры»
Зайцева Галина Георгиевна
учитель математики
1 квалификационная категория
galey12@yandex.ru
Содержание
-
Пояснительная записка ………………………………………………………….... 3
-
Технологическая карта урока …………………………………………….. ……... 4
-
Список использованных источников ……………………………………………. 15
-
Раздаточный материал …………………………………………………………… 16
Пояснительная записка
Урок математики «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры» разработан для учащихся 5 класса по линии УМК А.Г. Мерзляка.
Цель и задачи урока определены программными требованиями, содержанием материала, местом урока в системе уроков по данной теме. Это урок №49 в разделе 1 «Натуральные числа и действия над ними» глава 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел».
В учебном плане на изучение математики в 5 классе отведено 170 часов в год (5 часов в неделю - 34 учебные недели).
Педагогическая цель урока: создание условий для ознакомления учащихся со свойством противоположных сторон прямоугольника и применение знаний на практике.
Структура урока соответствует его цели и типу и влияет на положительный результат. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связаны. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности (раздаточный материал, презентация). Работу детей можно корректировать в ходе урока, в зависимости от их возможностей.
Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС и учётом возрастных особенностей обучающихся 5 класса.
Методы обучения на уроке: словесные (обсуждение, диалог), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно - поисковые (при решении задач), самостоятельная работа.
Выбранные методы и приёмы способствуют положительной результативности урока. Структура, содержание и методы приведут к формированию УУД: дети освоят новый способ творческой деятельности, научатся планировать свои действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы выполнения заданий.
В технологическую карту урока включены слайды презентации, которые можно скопировать и вставить в новую презентацию, не затрачивая много времени. Также имеется раздаточный материал ко всем заданиям урока.
Технологическая карта урока Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: ознакомление с новым материалом
УМК: А.М. Мерзляк
Цели урока:
-
Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.
-
Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
-
Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап (1 мин) | Приветствие Эпиграф урока «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» Что значат слова «Я сделал открытие?» - если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть его открытие. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Постановка темы урока (5-7 мин) | Устный счёт Ну-ка, в сторону карандаши! Ни бумажек, ни ручек, ни мела! Устный счет! Мы творим это дело Только силой ума и души! Задания для устного счёта на слайде 1 А теперь посмотрите на слайд 2 Подумайте, как одним словом можно назвать эти фигуры (Многоугольники). А почему их так называют? (много углов) С каким многоугольником мы уже знакомы (треугольник) А сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, о какой фигуре пойдет речь сегодня на уроке и назовете первую часть темы нашего урока. Что сейчас увидим мы? Все углы мои прямы, Есть четыре стороны, Но не все они равны. Я четырехугольник. А какой? ...(прямоугольник). – Вам знакома эта фигура? (да) Тогда сформулируйте первую часть темы урока (Прямоугольник.) Вторую часть темы вы узнаете из загадки: Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной. Но все признают, что Я – элемент красоты. (Это симметрия) Тема урока ( сл. 3 записать в тетрадь): «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры» Давайте подумаем, о чем будет наш урок? -Какую цель мы поставим? -Сегодня мы будем работать по плану. (составление плана) -
Вспомнить всё о прямоугольнике -
Узнать, что такое симметрия. -
Где встречается симметрия в окружающем нас мире. Вы уже знакомы с прямоугольником. Но всё ли вы помните, мы сейчас проверим. | Активизирует мыслительную деятельность, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе Задаёт вопросы Читает загадку Помогает назвать тему урока Записывает на доске | Решают примеры Отвечают на вопросы Формулируют тему урока Учащиеся осмысливают сказанное, пытаются отгадать загадку Записывают в тетрадях тему урока Формулируют предложения |
3. Изучение нового материала (13 мин) | а) Работа с математическим текстом (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике) ( задание 1 и на слайде 4) Задание: Прочитайте внимательно данный материал, отметьте значками из таблицы по тексту то, что вам уже известно (+), что вы забыли (-), и что хотели бы узнать (?). Обсудите это с соседом по парте. Формулы периметров прямоугольника и квадрата записать в тетрадь и на доску. 1).Работа с использованием формул по данным таблицы (задание 2 и слайд 10) Ребята, заполните таблицу, поменяйтесь с вашим соседом, оцените друг друга (5-всё верно, 4-верно 4 строки, 3-верно 3 строки) а | в | Р | 2 см | 7 см | | 5м | 5м | | 20 см | 1м | | 13 дм | 5дм | | 12 см | 1дм | | (Ответы на слайде 11) | Поясняет задание ученикам Спрашивает, какие поставили знаки? По слайдам (5-7 прокомментировать знания учащихся Записывает формулы Наблюдает за работой учеников Открывает слайд | Работают в парах: читают, обсуждают и отмечают значками Обсуждают, что знали, а что узнали сейчас Записывают формулы в тетрадь Считают и заполняют таблицу Меняются таблицами с соседом по парте и проверяют, заполняют оценочный лист |
| Возьмите прямоугольник. Согните его по середине так, чтобы совпали противоположные стороны. Теперь разогните и проведите по сгибу прямую. Эта прямая называется ось симметрии прямоугольника( слайд 13) Теперь берём желтую фигуру. Как она называется? (Равнобедренный треугольник). Тоже сгибаем так, чтобы совпали стороны и углы треугольника. (слайд 14) У равнобедренного треугольника тоже есть ось симметрии. Попробуйте ещё по-другому сложить прямоугольник и равнобедренный треугольник, чтобы стороны совпали. Получилось? ( с прямоугольником получилось, а с равнобедренным треугольником – нет). Таким образом вы узнали, что у прямоугольника 2 оси симметрии, а у равнобедренного треугольника – 1. Теперь возьмите остальные фигуры, сгибайте их и узнавайте, сколько осей симметрии они имеют. | Показывает, комментирует, привлекает учащихся найти ось симметрии | перегибают лист бумаги, проводят прямую Перегибают фигуры, находят оси симметрии |
Физкультминутка. | «Симметричный рисунок» – улучшают зрительно-моторную координацию, облегчают процесс письма. - Нарисовать в воздухе обеими руками симметричный рисунок (сердце, елка, дом) - Левой и правой рукой нарисуем симметричный рисунок. Нарисуем сердце и покажем всю свою любовь к окружающему миру, в преддверии Нового года, нарисуем изящную, красивую елочку. А теперь давайте нарисуем дом. | Показывает движения руками | Повторяют за учителем |
4. Первичное закрепление (Практическая работа) (7-8 мин.) | Заполните таблицу (задание 4 и на слайде 15) Фигура | Сколько осей симметрии имеет | Прямоугольник | | Равнобедренный треугольник | | Квадрат | | Равносторонний треугольник | | Круг | | Параллелограмм | | Проверяем на слайде 16 Сделайте вывод: сколько осей симметрии могут иметь фигуры? Одну или несколько. А могут и не иметь | Контролирует выполнение работы, оказывает помощь Оцените себя 3 бала – верно всё 2 бала- 1 ошибка 1 бал – 2 ошибки | работают в парах, извлекают информацию -принимают решение о возможности или невозможности проведения оси симметрии -заполняют таблицу Оценивают себя, заполняют оценочный лист Делают вывод |
5. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.) | Мы выяснили, что оси симметрии, есть, но не у всех геометрических фигур. А только ли на уроках математики нам может встретиться симметрия? Нет, и другие фигуры или предметы обладают осями симметрии ( сл. 20) - Оказывается, в окружающем нас мире мы часто встречаемся с симметрией. (сл. 21) В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота» и «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». | Рассказывает о симметрии вокруг нас по слайдам | Слушают учителя и смотрят на слады |
6.Самостоятельная работа (5 мин.) | А теперь вы сами создадите красивый симметричный рисунок. Дорисуйте вторую сторону рисунка Покажите ребята свои рисунки. Итак, ребята, оцените себя: 3 бала – аккуратно достроили все рисунки 2 бала- достроено 4 рисунка 1 бал – достроено 2 рисунка. | Создает ситуации успеха | дорисовывают -взаимопроверка, заполняют оценочный лист |
8. Рефлексия (3 мин) | Оцените урок и себя на уроке 1.на уроке я работал…. активно/пассивно 2.своей работой на уроке я доволен /не доволен 3.Урок для меня показался… интересен/скучен 4.За урок я… не устал/устал 5.мое настроение… стало лучше/ хуже 6.материал урока мне был… понятен/не понятен | Мотивирует рефлексии. | -учащиеся оценивают свою деятельность -обозначают проблемные места |
9.Домашнее задание (1 мин.) | П15 №364, нарисовать фигуры имеющие ось симметрии (1,2 и более) | Поясняет домашнее задание | Слушают, записывают |
10.Итоги урока (1 мин.) | Какое открытие мы сделали на уроке? - На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов. Что сегодня нового вы узнали? Что такое ось симметрии? Сколько осей симметрии может иметь фигура? Выставление оценок. 8-9 балов – оценка 5 6-7 балов – оценка 4 4-5 балов оценка 3 Окончен урок и выполнен план Спасибо, ребята, огромное вам! | Задает вопросы, корректирует ответы Выставляет оценки 8-9 балов – оценка 5 6-7 балов – оценка 4 4-5 балов оценка 3 | Отвечают на вопросы |
Список использованных источников
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.
2. Математика: 5 класс: дидактические материалы : сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2018.
3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2018.
4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018
Раздаточный материал
Задание 1
-
Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.
-
Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать разными способами: АВСD, ВСDА, СDАВ, DАВС и др.
-
У прямоугольника четыре стороны. Среди них есть соседние, а есть противолежащие.
-
Важным свойством обладают противолежащие стороны прямоугольника.
-
Сумму длин сторон называют периметром прямоугольника.
Р = 2 · (а+в),где а и в длины сторон прямоугольника.
-
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом
7) Периметр квадрата со стороной а вычисляется по формуле P=4а
| Это я знаю |
-- | сомневаюсь в этом, забыл |
? | хотелось бы узнать |
Задание 1
-
Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.
-
Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать разными способами: АВСD, ВСDА, СDАВ, DАВС и др.
-
У прямоугольника четыре стороны. Среди них есть соседние, а есть противолежащие.
-
Важным свойством обладают противолежащие стороны прямоугольника.
-
Сумму длин сторон называют периметром прямоугольника.
Р = 2 · (а+в),где а и в длины сторон прямоугольника.
-
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом
7) Периметр квадрата со стороной а вычисляется по формуле P=4а
| Это я знаю |
-- | сомневаюсь в этом, забыл |
? | хотелось бы узнать |
Задание 2
а | в | Р |
2 см | 7 см | |
5м | 5м | |
20 см | 1м | |
13 дм | 5дм | |
12 см | 1дм | |
а | в | Р |
2 см | 7 см | |
5м | 5м | |
20 см | 1м | |
13 дм | 5дм | |
12 см | 1дм | |
а | в | Р |
2 см | 7 см | |
5м | 5м | |
20 см | 1м | |
13 дм | 5дм | |
12 см | 1дм | |
а | в | Р |
2 см | 7 см | |
5м | 5м | |
20 см | 1м | |
13 дм | 5дм | |
12 см | 1дм | |
а | в | Р |
2 см | 7 см | |
5м | 5м | |
20 см | 1м | |
13 дм | 5дм | |
12 см | 1дм | |
а | в | Р |
2 см | 7 см | |
5м | 5м | |
20 см | 1м | |
13 дм | 5дм | |
12 см | 1дм | |
Задание 3
Геометрические фигуры
Задание 4
Фигура | Сколько осей симметрии имеет |
Прямоугольник | |
Равнобедренный треугольник | |
Квадрат | |
Равносторонний треугольник | |
Круг | |
Параллелограмм | |
Фигура | Сколько осей симметрии имеет |
Прямоугольник | |
Равнобедренный треугольник | |
Квадрат | |
Равносторонний треугольник | |
Круг | |
Параллелограмм | |
Фигура | Сколько осей симметрии имеет |
Прямоугольник | |
Равнобедренный треугольник | |
Квадрат | |
Равносторонний треугольник | |
Круг | |
Параллелограмм | |
Фигура | Сколько осей симметрии имеет |
Прямоугольник | |
Равнобедренный треугольник | |
Квадрат | |
Равносторонний треугольник | |
Круг | |
Параллелограмм | |
Задание 5
Рефлексия (карточка)
1.на уроке я работал…. активно/пассивно
2.своей работой на уроке я доволен /не доволен
3.Урок для меня показался… интересен/скучен
4.За урок я… не устал/устал
5.мое настроение… стало лучше/ хуже
6.материал урока мне был… понятен/не понятен
Рефлексия (карточка)
1.на уроке я работал…. активно/пассивно
2.своей работой на уроке я доволен /не доволен
3.Урок для меня показался… интересен/скучен
4.За урок я… не устал/устал
5.мое настроение… стало лучше/ хуже
6.материал урока мне был… понятен/не понятен
Рефлексия (карточка)
1.на уроке я работал…. активно/пассивно
2.своей работой на уроке я доволен /не доволен
3.Урок для меня показался… интересен/скучен
4.За урок я… не устал/устал
5.мое настроение… стало лучше/ хуже
6.материал урока мне был… понятен/не понятен
Рефлексия (карточка)
1.на уроке я работал…. активно/пассивно
2.своей работой на уроке я доволен /не доволен
3.Урок для меня показался… интересен/скучен
4.За урок я… не устал/устал
5.мое настроение… стало лучше/ хуже
6.материал урока мне был… понятен/не понятен
Рефлексия (карточка)
1.на уроке я работал…. активно/пассивно
2.своей работой на уроке я доволен /не доволен
3.Урок для меня показался… интересен/скучен
4.За урок я… не устал/устал
5.мое настроение… стало лучше/ хуже
6.материал урока мне был… понятен/не понятен
Рефлексия (карточка)
1.на уроке я работал…. активно/пассивно
2.своей работой на уроке я доволен /не доволен
3.Урок для меня показался… интересен/скучен
4.За урок я… не устал/устал
5.мое настроение… стало лучше/ хуже
6.материал урока мне был… понятен/не понятен
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |
Оценочный лист
Фамилия имя |
периметр | Оси симметрии | рисунок |
| | |
Всего баллов |