I. Самоопределение к учебной деятельности. (1 - 2 мин.) II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. (5 - 6 мин.) III. Выявление места и причины затруднения. (2 - 3 мин.) IV. Построение проекта выхода из затруднения. (5 - 6 мин.) V. Реализация построенного проекта. (5 - 6 мин.) VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (4 - 5 мин.). VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 - 5 мин.) VIII. Включение в систему знаний и повторение. (4 - 5 мин.) IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2 - 3 мин.) | создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу; -на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. на основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока. уточнить тему урока; практическим способом спроектировать будущие учебные действия. реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. закрепить алгоритм прибавления числа 5путём проговаривания проверить уровень приобретённых знаний формировать умение применять приобретённые знания в жизни. Организо- вать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Фронтальная Парная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Групповая Парная Фронтальная | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Учитель. Сегодня у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке математике. Предлагаю начать его с загадки: Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь - гладко, А откусишь – сладко.(Яблоко.) Организует работу в парах, фронтальную работу с классом в форме опроса. Ставит проблемный вопрос. Учитель.Наступила весна, время, когда просыпается всё живое. Весной очень хорошо приживаются вновь посаженные деревья и кустарники. Сегодня на уроке я тоже предлагаю вам посадить яблоню.Согласны? (Да.) Учитель. Что нужно сделать для того, чтобы посадить и вырастить яблоню? Дети. Выкопать ямку, посадить саженец, полить. Учитель. Приступим к работе. Попробуем выкопать ямку. Сможем это сделать, только выполнив несколько заданий. Поработайте в парах. Перед вами листочки с заданиями и яблочки. № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные. Сколько яблок каждого цвета могло быть? Дети. Красных - 1, зелёных - 4; красных - 2, зелёных - 3; красных -3, зелёных - 2; красных - 4, зелёных – 1 («заселяют» домик на доске). Учитель.Могло ли быть 5 яблок одного цвета? Дети. Нет. Учитель. Почему нет? Докажите. Дети. По условию сказано, что должны быть яблоки того и другого цвета. Проводит параллель с ранее изученным материалом Учитель. Объясните, как можно прибавлять число 5 (слайд 1). № 2. В вазах лежали яблоки. Сколько яблок нужно добавить в каждую вазу, чтоб в каждой вазе их стало по 10? Учитель.Для чего это вспомнили? Дети.Повторили состав чисел 5, 10. Учитель.Посмотрите на эти выражения. Что вы можете о них сказать? 10+3= 10+7=10+2= 10+5= 10+9=10+8= Дети.Одинаковое 1-ое слагаемое – 10, 2-ое слагаемое – однозначное число, это суммы. Учитель.Молодцы! Назовите быстро только ответы. Учитель. Есть ли затруднения в прибавлении однозначного числа к 10? Дети.Удобно прибавлять к 10. -Будем считать, что удачно выполнив задания, мы подготовили почву и выкопали ямку для саженца яблони. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Учитель. Теперь нужно в эту ямку посадить саженец. Мы сможем это сделать только быстро и правильно, решив все предложенные выражения. Дети на листочках (каждый самостоятельно) решают предложенные выражения: 5+3 = 7+5=7+2= 4+3= Учитель. Проверим, что у вас получилось. -При решении, какого выражения, у вас возникли затруднения? (7+5=) Учитель.Посмотрите внимательно на эти выражения.Чем они похожи? Дети.Везде знак плюс, складываем однозначные числа. Учитель.Однозначные числа мы умеем складывать? (Да.) . Учитель. Мы учили таблицы сложения чисел 1, 2, 3, 4. Почему последнее выражение вызвало у вас затруднения? Дети. Потому что мы ещё не встречались с такими выражениями, где нужно сложить число 5 с однозначными числами, и при этом значение выражения получается больше 10. Учитель.Чем это выражение отличается от других? Дети.При сложении значение получается больше 10. Помогает выдвинуть проблему. Подводит к теме урока. Учитель.Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Дети. Научиться складывать число 5 с числами, когда значение получается больше 10. Учитель.Кто сформулирует тему урока? Дети.Прибавление числа 5, когда в ответе будет больше10. Учитель. Если значение выражения больше 10, то говорят, что это сложение с переходом через десяток. Организует постановку цели урока. Какая же цель сегодня перед нами? Дети.Складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток. С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий Учитель.Итак, наметим наш план действий. Дети. 1.Узнать разные способы прибавления числа 5 с переходом через десяток. 2. Определить удобный способ прибавления. 3. Закрепить умение прибавлять 5 с переходом через 10 при решении выражений. Учитель.Что нам поможет? Дети. Свой опыт, учебник, учитель. -Будем считать, что саженец яблони нам удалось посадить, а теперь самое главное - нужно дерево вырастить. А для этого нам нужно достичь поставленной цели. На доске в ямке появляется рисунок саженца. Организует подводящий диалог. Учитель.Давайте на основе уже имеющихся знаний выясним, какие существуют способы прибавить к 7 число 5. Дети.1.Счет по линейке: прибавляем 5, делаем пять шагов вправо. 2.Назвать пять следующих чисел после 7. 3.При помощи фишек: выложить 7 фишек, к ним придвинуть ещё 5 фишек по одной. 4.Прибавить по частям: сначала к 7 прибавить 3,чтоб получилось круглое число 10, а потом ещё 2, потому что 5 - это 3 и 2. (слайд 6, 7) Учитель. Почему представили число 5 в виде суммы чисел 3 и 2, а не 4 и 1? Дети.Удобнее к 7+3, чтоб получилось круглое число 10, а потом прибавить оставшиеся единицы. Учитель. Что нового мы узнали? Дети.Как прибавить число 5. Учитель.Мы повторили все способы, а значит, выполнили 1-ый пункт плана. - Теперь выясним, какой способ самый удобный. В результате беседы выясняется, что линейка и фишки не всегда под руками, при назывании чисел можно ошибиться. Значит, самый удобный способ - прибавление по частям. Учитель.Итак, значит, какой способ мы будем использовать сегодня на уроке? - Выполнили 2-ой пункт плана. Физкультминутка для зрения. - Следите глазками (слайд 8). Учитель. Какой 3-ий пункт нашего плана? Дети.Закрепить умение прибавлять 5. Организует работу в группе. Учитель. Поработайте в группах. Каждая группа получит задание: решить выражение удобным способом. Но сначала вспомним правила работы в группе(слайд 9). Дети.(Проговаривают правила хором.) Задания: 1 группа – 6 + 5; 2 группа – 7 + 5; 3 группа – 8 + 5; 4 группа – 9 + 5. После выступления каждой группы учитель обращается к остальным детям. Учитель. Дети, у вас возникли к ним вопросы? Учитель. Сделаем вывод: Как прибавляли 5 к числам? (слайд 10) Дети.Число 5 будем прибавлять по частям. Разобьем на две части (на два удобных слагаемых), так, чтобы при прибавлении первой части сразу получалось 10, а затем прибавим оставшуюся часть. Учитель.Мы закрепили умение прибавлять 5, а значит, выполнили 3-ий пункт плана. Ребята вы достигли поставленной цели, и дерево наше тем временем подросло. Учитель переворачивает доску, где изображена яблонька. Физкультминутка для осанки. Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Учитель. Откройте рабочую тетрадь на печатной основе с. 49 № 4. Выполните задание по вариантам. Организует самопроверку по эталону. Учитель. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Эталон на доске (слайд 11). Если в работе товарища нет ошибок, поставьте, рядом с заданием «М» - «молодец». Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий. Учитель. Посмотрите на № 5. Что это? (Задача.) Учитель. Назовите элементы задачи. Дети.Условие, вопрос, решение, ответ. Учитель. Прочитайте. Известно ли, сколько съели груш? Дети. Да, 6 груш. Учитель. Известно ли, сколько осталось груш? Дети. Да, осталось 5 груш. Учитель. Известно ли, сколько было груш? Дети.Нет, надо найти. Учитель. Решите задачу самостоятельно. Выполните самопроверку. Эталон на доске Учитель. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком задании ошибки? - В чём причина? 1)Работа по учебнику (с. 69 № 7) – устно. 2) Геометрический материал Учитель. Сколько треугольников на рисунке? (3) 3) Логическая задача Маша выше Оли и ниже Наташи. Покажи на рисунке Машу, Олю и Наташу. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Учитель.Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Посмотрите, сколько трудностей мы преодолели с вами. Пока растили дерево. Что интересного вы расскажете об уроке своим родителям? - За что вы можете похвалить себя, своего одноклассника? Организует самооценку с помощью цветных яблочек. -Оцените свою деятельность на уроке, используя одно из яблочек: зелёное – всё получилось, всё хорошо; вы научились и можете помочь другим; жёлтое – вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь; красное – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. Учитель. Я рада, что зелёных яблок на дереве больше. Спасибо за урок! | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Проговаривают правила поведения на уроке. . Участвуют в обсуждении представленного задания. Повторяют состав числа 5 Доказывают, аргументируют. Повторяют состав числа 10. Дети называют ответы, учитель фиксирует на доске; ответы могут быть разные.) Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Обдумывают проект будущих учебных действий. Под руководством учителя реализуют составленный план действий. Выполняют физминутку Работают в группах. Обсуждают удобный способ, записывают, презентуют. Работают по вариантам. Выполняют взаимопроверку по эталону. Учащиеся обобщают свои знания, осуществляют контроль в форме сравнения способа действия и его результат с заданным эталоном. Работают самостоятельно. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Оценивают свою работу на уроке. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.(Коммуникативное УУД) выражать положительное отношение к процессу познания (Личностные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) формулирование познавательной цели. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД) -учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам. (Личностные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности (Личностные УУД) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД) Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь работать по коллективно составленному плану. (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам. ( Личностные УУД) | |