СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Прибавление числа 5"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Прибавление числа 5"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Корнилова Елизавета Викторовна

Класс: 1 «Г» класс

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет: Математика

Тема: «Прибавление числа 5».

Тип урока: ОНЗ

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 91 в разделе «Арифметические действия и их свойства», первый урок по теме «Прибавление и вычитание числа 5»

Цель: ознакомление с табличными случаями прибавления числа 5 (без перехода и с переходом через десяток)

Задачи:

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами прибавления числа 5.

2. Способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям.

3. Закреплять умение решать задачи.

Развивающие:способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного

мышления.


Воспитательные: способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.



Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знание о способе сложения числа 5 с однозначными числами (без перехода через десяток и с переходом через десяток);



Выполнять прибавление числа 5 по частям, объяснять свои действия, осуществлять проверку правильности выполненных вычислений.



Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;


проговаривать последовательность действий на уроке;


работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;


добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;


совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

применять правила делового сотрудничества; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;

выражать положительное отношение к процессу познания;

учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.




Ход урока:

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности обучающихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

(1 - 2 мин.)




II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

(5 - 6 мин.)














































III. Выявление места и причины затруднения. (2 - 3 мин.)




















































IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(5 - 6 мин.)























V. Реализация построенного проекта. (5 - 6 мин.)

















































VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(4 - 5 мин.).











































VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 - 5 мин.)






VIII. Включение в систему знаний и повторение.

(4 - 5 мин.)



IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2 - 3 мин.)


создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу;





-на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.




















































на основе

соотнесения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.


уточнить тему урока;












































практическим способом спроектировать будущие учебные действия.

























реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.


































закрепить алгоритм прибавления числа 5путём проговаривания


















































проверить уровень приобретённых знаний














формировать умение применять приобретённые знания в жизни.








Организо-

вать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности



Фронтальная




































Парная




























Фронтальная

























Индивидуальная


















































































Фронтальная




















































Групповая








































Парная
































































Фронтальная











Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Учитель. Сегодня у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке математике. Предлагаю начать его с загадки:

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусишь – сладко.(Яблоко.)


Организует работу в парах, фронтальную работу с классом в форме опроса.

Ставит проблемный вопрос.

Учитель.Наступила весна, время, когда просыпается всё живое. Весной очень хорошо приживаются вновь посаженные деревья и кустарники. Сегодня на уроке я тоже предлагаю вам посадить яблоню.Согласны? (Да.)

Учитель. Что нужно сделать для того, чтобы посадить и вырастить яблоню?

Дети. Выкопать ямку, посадить саженец, полить.


Учитель. Приступим к работе. Попробуем выкопать ямку. Сможем это сделать, только выполнив несколько заданий. Поработайте в парах. Перед вами листочки с заданиями и яблочки.

№ 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные. Сколько яблок каждого цвета могло быть?

Дети. Красных - 1, зелёных - 4; красных - 2, зелёных - 3; красных -3, зелёных - 2; красных - 4, зелёных – 1 («заселяют» домик на доске).

Учитель.Могло ли быть 5 яблок одного цвета?

Дети. Нет.

Учитель. Почему нет? Докажите.

Дети. По условию сказано, что должны быть яблоки того и другого цвета.


Проводит параллель с ранее изученным материалом


Учитель. Объясните, как можно прибавлять число 5 (слайд 1).

№ 2. В вазах лежали яблоки. Сколько яблок нужно добавить в каждую вазу, чтоб в каждой вазе их стало по 10?

Учитель.Для чего это вспомнили?

Дети.Повторили состав чисел 5, 10.

Учитель.Посмотрите на эти выражения. Что вы можете о них сказать?

10+3= 10+7=10+2=

10+5= 10+9=10+8=

Дети.Одинаковое 1-ое слагаемое – 10, 2-ое слагаемое – однозначное число, это суммы.

Учитель.Молодцы! Назовите быстро только ответы.

Учитель. Есть ли затруднения в прибавлении однозначного числа к 10?

Дети.Удобно прибавлять к 10.

-Будем считать, что удачно выполнив задания, мы подготовили почву и выкопали ямку для саженца яблони. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


Учитель. Теперь нужно в эту ямку посадить саженец. Мы сможем это сделать только быстро и правильно, решив все предложенные выражения.

Дети на листочках (каждый самостоятельно) решают предложенные выражения:

5+3 = 7+5=7+2= 4+3=



Учитель. Проверим, что у вас получилось.

-При решении, какого выражения, у вас возникли затруднения? (7+5=)

Учитель.Посмотрите внимательно на эти выражения.Чем они похожи?

Дети.Везде знак плюс, складываем однозначные числа.

Учитель.Однозначные числа мы умеем складывать? (Да.)

.

Учитель. Мы учили таблицы сложения чисел 1, 2, 3, 4. Почему последнее выражение вызвало у вас затруднения?

Дети. Потому что мы ещё не встречались с такими выражениями, где нужно сложить число 5 с однозначными числами, и при этом значение выражения получается больше 10.

Учитель.Чем это выражение отличается от других?

Дети.При сложении значение получается больше 10.




Помогает выдвинуть проблему. Подводит к теме урока.


Учитель.Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Дети. Научиться складывать число 5 с числами, когда значение получается больше 10.

Учитель.Кто сформулирует тему урока?


Дети.Прибавление числа 5, когда в ответе будет больше10.

Учитель. Если значение выражения больше 10, то говорят, что это сложение с переходом через десяток.



Организует постановку цели урока.



Какая же цель сегодня перед нами?



Дети.Складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток.



С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий

Учитель.Итак, наметим наш план действий.

Дети.

1.Узнать разные способы прибавления числа 5 с переходом через десяток.

2. Определить удобный способ прибавления.

3. Закрепить умение прибавлять 5 с переходом через 10 при решении выражений.

Учитель.Что нам поможет?

Дети. Свой опыт, учебник, учитель.

-Будем считать, что саженец яблони нам удалось посадить, а теперь самое главное - нужно дерево вырастить. А для этого нам нужно достичь поставленной цели.

На доске в ямке появляется рисунок саженца.

Организует подводящий диалог.


Учитель.Давайте на основе уже имеющихся знаний выясним, какие существуют

способы прибавить к 7 число 5.


Дети.1.Счет по линейке: прибавляем 5, делаем пять шагов вправо.

2.Назвать пять следующих чисел после 7.

3.При помощи фишек: выложить 7 фишек, к ним придвинуть ещё 5 фишек по одной.

4.Прибавить по частям: сначала к 7 прибавить 3,чтоб получилось круглое число 10, а потом ещё 2, потому что 5 - это 3 и 2. (слайд 6, 7)


Учитель. Почему представили число 5 в виде суммы чисел 3 и 2, а не 4 и 1?


Дети.Удобнее к 7+3, чтоб получилось круглое число 10, а потом прибавить оставшиеся единицы.


Учитель. Что нового мы узнали?


Дети.Как прибавить число 5.


Учитель.Мы повторили все способы, а значит, выполнили 1-ый пункт плана.

- Теперь выясним, какой способ самый удобный.



В результате беседы выясняется, что линейка и фишки не всегда под руками, при назывании чисел можно ошибиться. Значит, самый удобный способ - прибавление по частям.

Учитель.Итак, значит, какой способ мы будем использовать сегодня на уроке?

- Выполнили 2-ой пункт плана.

Физкультминутка для зрения.

- Следите глазками (слайд 8).

Учитель. Какой 3-ий пункт нашего плана?

Дети.Закрепить умение прибавлять 5.


Организует работу в группе.


Учитель. Поработайте в группах. Каждая группа получит задание: решить выражение удобным способом. Но сначала вспомним правила работы в группе(слайд 9).

Дети.(Проговаривают правила хором.)

Задания:

1 группа – 6 + 5;

2 группа – 7 + 5;

3 группа – 8 + 5;

4 группа – 9 + 5.

После выступления каждой группы учитель обращается к остальным детям.

Учитель. Дети, у вас возникли к ним вопросы?


Учитель. Сделаем вывод: Как прибавляли 5 к числам? (слайд 10)

Дети.Число 5 будем прибавлять по частям. Разобьем на две части (на два удобных слагаемых), так, чтобы при прибавлении первой части сразу получалось 10, а затем прибавим оставшуюся часть.

Учитель.Мы закрепили умение прибавлять 5, а значит, выполнили 3-ий пункт плана. Ребята вы достигли поставленной цели, и дерево наше тем временем подросло.

Учитель переворачивает доску, где изображена яблонька.


Физкультминутка для осанки.


Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Учитель. Откройте рабочую тетрадь на печатной основе с. 49 № 4. Выполните задание по вариантам.

Организует самопроверку по эталону.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Эталон на доске (слайд 11). Если в работе товарища нет ошибок, поставьте, рядом с заданием «М» - «молодец».

Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.


Учитель. Посмотрите на № 5. Что это? (Задача.)

Учитель. Назовите элементы задачи.

Дети.Условие, вопрос, решение, ответ.

Учитель. Прочитайте. Известно ли, сколько съели груш?

Дети. Да, 6 груш.

Учитель. Известно ли, сколько осталось груш?

Дети. Да, осталось 5 груш.

Учитель. Известно ли, сколько было груш?

Дети.Нет, надо найти.

Учитель. Решите задачу самостоятельно.

Выполните самопроверку. Эталон на доске

Учитель.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком задании ошибки?

- В чём причина?


1)Работа по учебнику (с. 69 № 7) – устно. 2) Геометрический материал

Учитель. Сколько треугольников на рисунке? (3)

3) Логическая задача

Маша выше Оли и ниже Наташи. Покажи на рисунке Машу, Олю и Наташу.


Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Учитель.Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Посмотрите, сколько трудностей мы преодолели с вами. Пока растили дерево. Что интересного вы расскажете об уроке своим родителям?

- За что вы можете похвалить себя, своего одноклассника?


Организует самооценку с помощью цветных яблочек.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя одно из яблочек: зелёное – всё получилось, всё хорошо; вы научились и можете помочь другим;

жёлтое – вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь; красное – сегодня пока не получилось, но я буду стараться.

Учитель. Я рада, что зелёных яблок на дереве больше. Спасибо за урок!


Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Проговаривают правила поведения на уроке.

















.







Участвуют в обсуждении представленного задания.










Повторяют состав числа 5






Доказывают, аргументируют.








Повторяют состав числа 10.










Дети называют ответы, учитель фиксирует на доске; ответы могут быть разные.)















Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.




























Формулируют тему урока.







С помощью учителя ставят цель урока.





Обдумывают проект будущих учебных действий.
















Под руководством учителя реализуют составленный план действий.














































Выполняют физминутку







Работают в группах.

Обсуждают удобный способ, записывают, презентуют.






















Работают

по вариантам.


Выполняют взаимопроверку по эталону.

Учащиеся обобщают свои знания, осуществляют контроль в форме сравнения способа действия и его результат с заданным эталоном.





Работают самостоятельно.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.



Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
































Оценивают свою работу на уроке.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.(Коммуникативное УУД)


выражать положительное отношение к процессу познания

(Личностные УУД)



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД)


формулирование познавательной цели. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД)

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

(Личностные УУД)






















Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)



Способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности

(Личностные УУД)










































Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

(Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД)


















Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану. (Регулятивные УУД)







Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)















Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД)










Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)





Учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

( Личностные УУД)























































































Дата подпись


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!