Открытый урок в 6 классе по теме: «Пропорция»
Обобщающий урок: поход в музей «Пропорция вчера, сегодня, завтра…»
Цели урока:
Образовательная: закрепление практических навыков решения задач с помощью пропорции, а так же расширение знаний о пропорции.
Развивающая: развитие познавательных интересов к уроку математики, развитие логического мышления, навыков коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, умение увидеть применение математики в жизни и ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование: учителем на уроке используется презентация, и проектор.
План урока.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала (цифровой диктант).
Историческая справка.
Решение упражнений.
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Подведение итога урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Пропорция». На этом уроке мы покажем свои знания по данной теме и научимся применять их на практике. А проведем мы этот урок в виде увлекательного посещения музея пропорции, который называется «Пропорция вчера, сегодня, завтра…». Я директор музея. Чтобы войти в музей, вам нужны билеты. Билеты математические, закодированные. Если вы правильно разгадаете код, то получите билет, а если не сможете, то вам помогут ваши товарищи.
2.Разминка.
Проводим диктант. Если вы считаете, что речь идет о прямой пропорциональности, то ставите цифру 1, если об обратной пропорциональности – цифру 2, а если величины непропорциональны - цифру 0.
Цифровой диктант:
1.Длина рельса и его масса.
2.Число рабочих и время выполнения определенной работы.
3. Площадь квадрата и его сторона.
4. Количество проданных в метро билетов и выручка кассы.
5. Цена тетрадей и их количество, которые можно купить на 24 руб.
12012 - это код. Вы получили билет, добро пожаловать в музей.
Так как очень много желающих посетить наш музей, то на каждую группу время изучения экспозиции ограниченно. Поэтому вам придется разделиться на группы( класс на две группы), а потом рассказать друг другу о том, о чем узнали в том или ином зале музея.
Первый зал «Исторический».
Слово «пропорция» происходит от латинского proportio, означающего вообще соразмерность, определенное соотношение частей между собой. В древности учение о пропорциях было в большом почете у пифагорейцев. С пропорциями они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во вселенной. Некоторые виды пропорции они, поэтому называли «музыкальными» и «гармоническими». Пропорциями пользовались для решения разных задач и в древности и в средние века.
Более подробно о истории пропорций нам расскажут учащиеся:
1 ученик.
Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в IV веке до нашей эры в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, развитыми ремеслами. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Теория отношений и пропорций была подробно изложена в «Началах» Евклида (III в. до н. э.), там, в частности, приводится и доказательство основного свойства пропорции.
С глубокой древности люди пользовались различными рычагами. Весло, лом, весы, ножницы, качели, тачка и т. д. – примеры рычагов. Выигрыш, который даёт рычаг в прилагаемом усилии, определяется пропорцией , где М и m – массы грузов, а L и l - «плечи» рычага.
Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.
2 ученик. Золотым сечением и даже «божественной пропорцией» называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. На рисунке точка С делит отрезок АВ в отношении золотого сечения.
Это отношение приближенно равно 0,618 ≈ . Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, встречается в природе.
Знаменитый зодчий Ле Корбюзье обозначал отношение золотого сечения знаком φ. Он нашел это отношение во многих пропорциях человеческой фигуры (см. рисунок) и часто применял при проектировании зданий.
Окружающие нас предметы также часто дают примеры золотого сечения. Например, переплёты многих книг имеют отношение ширины и длины, близкое к числу 0, 618.
Рассматривая расположение листьев на общем стебле растений, можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев (А и С) третья расположена в месте золотого сечения (точка В).Красивейшее произведение древнегреческой архитектуры – Парфенон – построено в V в. до н. э. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618.
Задачи из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого.
1. Некто купил аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна.
Решение:
аршина - 3 алтына
100 аршин – х алтын, при увеличении покупки сукна увеличивается оплата за него, тогда: = х= х= х=400(алтын) стоит 100 аршин сукна.
Ответ: 400 аршин.
2. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
Решение:
6 косцов – за 8 часов
Х косцов – за 3 часа, при увеличении косцов время уменьшается, тогда
= х= (косцов) выпьют один бочонок за 3 часа.
Ответ: 16 косцов.
Второй зал «Пропорция в сельском хозяйстве».
1. Из одного килограмма картофеля получается 200 г крахмала. Сколько крахмала получится из 42 кг картофеля?
Решение:
1 кг=1000 г 200 г=0,2 кг
1 кг картофеля – 0,2 кг крахмала
42 кг картофеля – х кг крахмала, при увеличении веса картофеля увеличивается вес крахмала, тогда:
= (кг) –крахмала получится из 42 кг картофеля.
Ответ 8,4 кг.
2. Три трактора могут вспахать поле за 20 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора при одинаковой производительности?
Решение:
3 трактора - за 20 дней
4 трактора - за х дней, при увеличении тракторов количество рабочих дней уменьшается, тогда:
(дней) потребуется 4-ем тракторам при одинаковой производительности вспахивать поле.
Ответ: 15 дней.
.
Третий зал «Пропорция в нашем доме».
1. За 42 кВт/ч электроэнергии уплатили 52,92 р. Сколько следует уплатить за 65 кВт/ч?
Решение:
42 кВт/ч - 52,92 р.
65 кВт/ч - х р., при увеличении расхода электроэнергии увеличивается оплата, тогда:
-надо оплатить при расходе 65 кВт/ч.
Ответ: 81,9 р.
2. Чтобы покрыть пол линолеумом, требуется 27 м при его ширине 0,96 м. Вместо него имеется линолеум, который на 0,24 м уже. Сколько метров узкого линолеума потребуется, чтобы покрыть ту же площадь пола?
1) 0,96-0,24=0,72(м)-ширина узкого линолеума, тогда
27 м - 0,96 м
Х м - 0,72 м при уменьшении ширины линолеума, увеличивается размер линолеума при той же поверхности пола, тогда:
(м) – узкого линолеума потребуется.
Ответ: 36 м.
Четвертый зал «Пропорция на даче»
1. Для приготовления вишневого варенья на 3 стакана вишни берут 2 стакана сахарного песку. Сколько надо взять сахарного песку, чтобы сварить варенье из 40 стаканов вишни? (Ответ округлите до целых единиц.)
Решение:
Для 3 стаканов вишни – 2 стакана сахарного песку
Для 40 стаканов вишни – х стаканов сахарного песку, при увеличении стаканов вишни, количество сахара увеличивается, тогда:
27 (стаканов) – сахарного песку.
Ответ: 27 стаканов.
2. Из 150 плодовых деревьев, посаженных в саду, 84 яблони. Какой процент всех посаженных деревьев составляют яблони?
150 деревьев – 100%
84 дерева - х%, тогда:
% яблонь
Ответ : 56% яблонь.
Пятый зал «Пропорция на производстве».
1. Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составило 44% месячного плана. Каков месячный план?
1540 автомобилей - 44%
Х автомобилей - 100%, тогда
(автомобилей)- было запланировано.
2. Из некоторого количества пряжи выходит 90 м ткани шириной 60 см. Сколько метров ткани выйдет из этого же количества пряжи, если ширина ткани будет 72 см?
Решение:
1 м=100 см, тогда 90м=900 см
900 см ткани – шириной 60 см
Х см ткани - шириной 72 см, при увеличении ширины уменьшается количество ткани, тогда
(м) – ткани получится.
Ответ:75 м.
4. Выступления групп.
За каждую правильно решенную задачу команда получает жетон в пять баллов, за задачу с недочетом – в четыре балла, за задачу с ошибкой – в три балла. Остальных, просьба внимательно выслушивать выступления, так как если вами будет замечена и исправлена ошибка выступающей группы, то ваша группа получит дополнительные баллы.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Буратино потянулся
Раз –нагнулся, два – нагнулся
Руки в стороны развел.
Ключик, видно не нашел
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать…
6. Самостоятельная работа.
Работа в парах (взаимопроверка самостоятельной работы)
Если вы отыщите неизвестные члены пропорции и используете ключ к ответу, то узнаете, кто придумал современную запись пропорции с помощью двоеточия и знака равенства. (Лейбниц).
Найти неизвестный член пропорции:
у : 0,4 = 0,02 : 0,3 3,3 : 0,4 = у : 1
у : 4 = 1,5 : 1 1 : = 2 : у
6 : 3 = у : 1 0,38 : 4 = х : 1
4,2 : у = 5 : 1 2 : 0,2 = х :
Ц - , И - , Л – 10, Б – 1, Н – 3, Е – 5, Й - .
7. Итог урока.
Что вы узнали нового сегодня на уроке?
Учащиеся делают выводы о том, что с задачами, решение которых сводится к составлению пропорций, встречаются люди разных профессий, как важно для нашей жизни уметь решать задачи на пропорции: они помогают нам и дома, и в школе, и на даче, и на работе нашим родителям.
8. Домашнее задание запишем в дневники:
Составить задачу, которая решалась бы с помощью пропорции: с практической направленностью, чтобы еще раз убедиться, что без пропорции нет, нельзя на свете жить. Задачу оформить на листочке с текстом и решением.
Литература:
1. Арифметические задачи: Учебное пособие для проведения практикума по решению задач. Красноярск: изд-во КГПУ, 1998. – 104 с.
2. Баранова И.В. и др. Задачи по математике для 4-5 классов / И.В.Баранова., З.Г. Борчугова, Н.Л.Стефанова. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с. – (Б-ка учителя математики).
3. Глейзер Г.И. История математики в школе: 4 – 6 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с., ил.
4. Газета «Математика»
5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные наддачи. – М.: наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 160 с.
6. Пономарев С.А. и др. Сборник задач по математике для 4-5 классов. Пособие для учителей /С.А. Пономарев, П.В. Стратилатов, Н.И. Сырнев. – М.: Просвещение, 1979 – 272 с. – (Б-ка учителя математики).
7. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов средней школы: Пособие для учителя / Л.М. Буланова, Ю.П. Дудницын, О.Н. Доброва и др. – М.: Просвещение, 1992. – 80 с.: ил.
8. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – Просвещение, 1991. – 480 с.: ил.