I. Орг. момент (самоопределение к деятельности) - (2 минуты) Цели: 1. Актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»). 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 3. Установить тематические рамки («могу»). |
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Личностные УУД. Уметь самостоя-тельно определять общие для всех правила поведения. Познавательные УУД. Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные УУД. Умение слушать и понимать речь других. | 1. Организационная беседа. -Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. -Ребята! Давайте вспомним, какая была тема прошлого урока? - С какими новыми знаниями вы поз-накомились на уроке? - Как мы узнавали новое? -Какие два главных шага мы выполня-ли при открытии новых знаний? -Чтобы работа на уроке была успеш-ной, с чего надо начинать? (Учитель акцентирует внимание детей на этапах деятельности). -Сегодня мы продолжим изучать уравнения и открывать новые знания, но тему урока вы уточните сами. - Как вы думаете, кто будет вместе с нами путешествовать в неизведанном мире знаний? - Любопытный Незнайка сегодня то-же решил учиться с нами. Я желаю вам не бояться трудностей. За работу! | -Повернулись мы друг к другу. Все пожали крепко руку. Скажем весело «Ура!» Начинать урок пора! ИД страница 1  - На прошлом уроке работали по теме «Уравнения». -Запомнили алгоритм решения уравнений. -Учились решать уравнения по правилам. -Открывали новые знания. ИД страница 2  -Сначала разбирались, что мы еще не знаем, а затем сами находили способ действия. -Надо начинать с повторения. -Персонажи учебника: Вова, Петя, Катя и Лена. |
II. Актуализация знаний - (8 минут) Цель: 1. Актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания. |
Предметные УУД. Уметь воспроизво-дить последователь-ность чисел от 1 до 10; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие матема-тические записи вида 7 + 1 = 8 и другие, используя название компонентов при сло-жении и вычитании; выполнять табличное сложение в пределах 10; решать простей-шие уравнения и за-дачи в одно действие, используя правило нахождения целого или части. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в пись-менной речи. Регулятивные УУД. Уметь отличать верно выполненное задание от неверного. Личностные УУД. Уметь проявлять го-товность к обсужде-нию собственных ошибок. Познавательные УУД. Уметь самостоятель-но «читать» и объяс-нять информацию, заданную с помощью схем. Коммуникативные УУД. Уметь работать в парах, выполнять различные роли (лидера, исполните-ля). Регулятивные УУД. Уметь работать по коллективно состав-ленному плану. Коммуникативные УУД. Уметь формулировать вопросы и ответы. | Фронтальная работа. На уроке организуется диалог, в ходе которого учитель направляет дея-тельность учеников. 1.Математическая разминка «Кто быстрее и точнее?» Задания №1-5 на доске. 1) Задание №1 Математический диктант. – Запишите число, предшествующее 10. – Запишите число, последующее 9. – На сколько 10 больше 4? – Семь увеличили на 1, чему равен результат? – Шесть уменьшили на 2, чему равен результат? – Из 8 вычли х, получили 5. Чему равен х? – Первое слагаемое 0, второе слага-емое 7. Чему равна сумма? – Уменьшаемое 8, вычитаемое 0. Чему равна разность? -Петя решил 4 уравнения, а Катя-3 уравнения. Сколько уравнений ре-шили дети? -У Лены было 9 тетрадей. 8 тетрадей в клетку, остальные в линию. Сколько у Лены тетрадей в линию? Проверка результата с помощью до-ски. -Какие допущенные ошибки удалось найти? 2) Задание №2. Игра «Цепочка». -2+3-4=5 3) Задание №3: подбери значение а так, чтобы неравенство было верное! Цель: вставить числа вместо а так, чтобы получилась верная запись! а-4а-5 -Сколько вариантов решения может быть? 4) Задание №4 ( созданно с помощью инструментов ИД). Цель: акцентировать внимание на основных правилах нахождения це-лого и части. -Узнай, что обозначают буквы на схеме. 5) Задание №5 (с применением ин-терактивного средства «Qestion flipper») Цель: совершенствование умения решать уравнения. Итог «Математических соревнова-ний». 2.Работа с заданием учебника. Задание №1, с. 64. -Прочтите задание и подумайте, что случилось с Вовой? -Как ему помочь? Вспомним основ-ные правила и поможем справиться с трудностью. Проверка и оценка результата. Учитель организует диалог ученик-ученик. -Проверьте как ребята помогли Вове выполнить задание. - Какие вопросы ещё можно задать по этому заданию? (Возможно название компонентов: уменьшаемое, вычитаемое, слага-емое). 3.Физкультминутка для пальчиков «Котятки». | 1)Учащиеся работают в тет-радях. Взаимопроверка и самооценка. ИД страница 3  Ответ: 9, 10, на 6, 8, 4, 3, 7, 8, 7, 1 2)Проверка задания №2 осуществляется посредством индивидуального цифрового «веера», после открывается «шторка» на доске. 3) Самостоятельно выполняют задание №3 с последующей проверкой с помощью цифрового «веера». Учащиеся делают вывод. 4) ИД страница 4  От каждого ряда выходят к доске по одному ученику, вы-полняют по заданию и прове-ряют ответ, открыв «шторку» ИД. 5) ИД страница 5  Каждый ряд решает устно по два уравнения. Проверка с по-мощью ИД. 2. Задание №1, с. 64 -Он не может отметить в урав-нениях и на схемах целое и части. -Вова затрудняется подобрать к уравнениям нужные схемы. Дети обсуждают варианты ответов в парах. ИД страница 6  От каждого ряда к доске выхо-дят по 1 ученику и выполняют работу с одним из уравнений, используя инструмент «Перо распознавания фигур». 3.Физкультминутка. |
III. Фиксирование затруднения в деятельности - (4 минуты) Цели: 1. Самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 2. Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений. |
Предметные УУД. Уметь решать уравне-ния вида а ± х = b, х – а = b на основе взаи-мосвязи между ча-стью и целым. Познавательные УУД. Уметь с помощью учителя сравнивать задания. Познавательные УУД. Уметь использовать полученную инфор-мацию для решения уравнения. Регулятивные УУД. Уметь выполнять работу по предложе-ному плану. Личностные УУД. Уметь проявлять толерантность к чу-жим ошибкам. Познавательные УУД. Уметь самостоятель-но ориентироваться на страницах учебни-ка. Регулятивные УУД. Уметь вступать в речевое взаимодейст-вие и высказывать своё предположение. Познавательные УУД. Уметь ориентировать-ся в своей системе знаний: отличать новое от уже извест-ного с помощью учи-теля. | Учитель организовывает беседу (по-лилог) на основе парно-групповой работы детей. 1. Работа с заданием учебника. Задание № 2, с. 64 -Подумайте, это задание похожее на предыдущее? -Сможем ли мы быстро заполнить схемы и решить уравнения? Самостоятельная работа по рядам. Проверка и оценка результата по ИД. -Проверим решение Незнайки, он успел решить все уравнения (показ решения на доске). Учитель организует диалог по схеме ученик-ученик. -Какие правила забыл Незнайка? Какие можно задать ему вопросы? К доске вызывается 2 ученика, кото-рые будут помогать «отвечать» Незнайке. -Где же ошибся Незнайка? -Как вы думаете, что нам делать, что-бы избежать ошибок? 2. Задание для пробного действия. - Какую работу мы сейчас должны сделать? -Авторы учебника задают нам вопрос, прочитайте его. 3. Выполнение пробного действия. - А что сейчас будем делать? - Как же можно проверить, верно ли мы решили уравнения? 4.Фиксация индивидуального зат-руднения. -Почему остальные дети не предла-гают свои варианты ответов? -На каком этапе мы выяснили, что встретилось новое знание? -Что будем делать дальше? | 1.Задание № 2, с. 64 -Да, но только схему заполнить надо самим и вы-полнить решение. -Работать сможем быстро, так как мы знаем алгоритм ре-шения уравнения. Ученики обсуждают в паре план выполнения задания с использованием алгоритма решения уравнений: 1) Прочитать уравнение. 2) Найти и отметить в урав-нении части и целое. 3) Отметить на схеме части и целое. 4) Определить, чем является х, частью или целым. 5) Применить соответству-ющее правило. 6) Назвать и записать ответ. ИД страница 7  Первый ученик по ходу про-верки подчёркивает ошибки с помощью «Волшебного пера», второй ученик исправляет ошибки, используя инстру-мент «Перья» и цвет. -Незнайка ошибся при нахождении целого, части, в вычислениях. -Хорошо знать и применять правила. Уметь выполнять проверку решения уравнения. 2. -Получить задание для проб-ного действия. - Как можно проверить, верно ли мы решили уравнения? 3. - Мы переходим к выполне-нию пробного действия и бу-дем отвечать на прочитанный вопрос. Часть детей выдвигают свои предположения. 4. -Не знаем вариантов ответа. -Этап затруднения. -Надо уточнить, что я не знаю? |
IV. Уточнение возникновения затруднения (где и почему) - (1 минута) Цели: 1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение. 2. Зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Коммуникативные УУД. Уметь ясно формули-ровать свои затрудне-ния, возникшие при выполнении задания. | - В каком месте возникло затрудне-ние? - Почему возникло затруднение? | -При проверке решения ура-внения. -Не знаем, как выполнить про-верку. |
V. Построение проекта выхода из затруднения - (3 минуты) Цели: 1. Постановка цели урока. 2. Построение плана достижения цели. |
Регулятивные УУД. Уметь с помощью учителя определять и формулировать цель и тему урока. Коммуникативные УУД. Уметь, согласно за-данным рамкам об-суждения, высказы-вать и развивать собственные идеи, аргументировать свои суждения. Регулятивные УУД. Уметь составлять план действий. | 1.Постановка цели. – Как будем действовать дальше? - Поставьте перед собой цель сегод-няшнего урока. -Предположите название темы урока. 2. Построение плана. –Вспомним, как мы должны действовать дальше? -Обсудите в группах пункты плана. План обсуждается в диалоге ученик-ученики. 3. Подвижная физкультминутка. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | 1. -Самостоятельно искать спо-соб преодоления затруднения. -Узнать, как выполнить про-верку решения уравнения. Ответы учащихся. 2. -Мы должны составить план действий. Группы представляют план, выбирается самый точный: 1) Попробуем сами узнать, как выполнить проверку решения уравнения. 2) Сверим результат с учеб-ником. 3) Устраним затруднение. 4) Новое знание применим в заданиях. 3. Физкультминутка. |
VI. Реализация построенного проекта («открытие» нового знания) - ( 10 минут) Цели: 1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксирование полученного действия в речи и знаках. 3. Преодоление возникшего ранее затруднения. |
Регулятивные УУД. Уметь работать по коллективно состав-ленному плану. Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: нахо-дить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, по-лученную на уроке. Регулятивные УУД. Уметь использовать инструкцию при выполнении задания. Коммуникативные УУД. Уметь работать консультантом и помощником для других ребят. Уметь работать с кон-сультантами и помо-щниками в своей группе. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД. Уметь оценивать работу группы по критериям. | -Кто подскажет, какие наши дальней-шие действия? 1. Работа по учебнику. Задание № 3, с. 64. – Петя, Катя и Вова сделали проверку решения уравнений. Вот это действие они хорошо умеют делать и могут помочь нам. Давайте исследуем в группах, как они это сделали, сверим со своими предположениями и пос-тараемся научиться делать проверку сами. -Как будете работать в группах? 2. Самостоятельная работа в группах. 3. Презентация результата работы. В случае затруднения педагог орга-низует с отвечающими подводящий диалог. – Как Петя, Катя и Вова делали про-верку? – Что они делали потом? – Почему в проверке записаны такие равенства: 3 = 3 ( 10 = 10; 4 = 4)? Что означают числа в этих равенствах? – Какое же число можно назвать ре-шением уравнения? 4.Итоговая беседа. – Что нового мы с вами узнали? – Чем полезно это знание для нас? – Как вы думаете, чем мы с вами се-годня будем заниматься на уроке? – Какой следующий этап нашей рабо-ты? | -Работаем по плану. 1.Задание № 3, с. 64. Учащиеся вспоминают правила работы в группе. -Уважать мнение друг друга и проявлять терпение, работать дружно. Дети обсуждают в паре и пре-длагают план работы с зада-нием: -чтение и разъяснение зада-ния; -комментирование действий по строчкам; -поиск нового; -вывод; -презентация результата. 2. Самостоятельная работа в группах. 3. Презентация результата ра-боты. ИД страница 8  Ученики (по одному от группы) объясняют как выпол-нить проверку. 4. -Узнали, как делать проверку решения уравнения. -Можно себя обезопасить от ошибок. -Решать уравнения с провер-кой. -Закрепить новое знание во внешней речи. |
VII. Первичное закрепление с комментированием - (5 минут) Цель: 1. Решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием вслух. |
Предметные УУД. Уметь решать урав-нения вида а ± х = b, х – а = b на основе вза-имосвязи между ча-стью и целым, выпол-нять проверку. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД. Уметь анализировать объекты, находить сходства, выделять лишнее. | 1. Работа с заданием учебника. Задание № 4, с. 64. Фронтальная работа. -Прочитайте и объясните задание. Как будем его выполнять? -Можно ли добавить седьмой пункт в алгоритм решения уравнения? Какой? -Задание выполним в тетради с ком-ментированием по алгоритму. -Верно ли выполнено задание? Что является доказательством? 2.Задание с применением интерактивного средства «Sentence arrange» (Упорядочивание). Цель: закрепить умение решать урав-нение по полному алгоритму. | 1. -При выполнении задания ну-жно использовать алгоритм решения уравнений. Дети предлагают варианты ответов. Возможный коммен-тарий: 1) Читаю уравнение:… 2) В этом уравнении части… и …, целое … 3) Неизвестна(о)… 4) Применяю правило: ... 5) х равен сумме (разности) ... и ... 6) х равен ... 7) Проверяю: - подставляю вместо х в урав-нение найденное число… -считаю… -сравниваю числа и делаю вы-вод. Выполнение задания. -Задание выполнили верно, мы доказали, сделав провер-ку. 2. ИД страница 9  Ученик у доски перемещает строчки решения уравнения вверх и вниз, выстраивать их в нужном порядке, определяет лишнюю запись. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе - (4 минуты) Цели: 1. Выполнение учащимися самостоятельной работы. 2. Самопроверка по эталону (пошагово сравнить с эталоном). 3. Проведение самооценки. |
Предметные УУД. Уметь решать урав-нения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым, Выполнять проверку решения. Регулятивные УУД. Уметь выполнять проверку по задан-ному эталону, с целью обнаружения отличий и вносить необходи-мые коррективы в действие. | 1.Самостоятельная работа (на новое знание) по вариантам. I в. Х-2=5 II в. 8-Х=2 2.Самопроверка, сверка с эталоном. - У кого есть ошибки? В чём причи-на? 3. Самооценка. - Оцените сами выполнение задания на новое знание. | 1.Выполняют задание в тетра-ди. 2. ИД страница 10  Выполняют самопроверку, по-шагово сверяются с этало-ном. Исправление ошибок. 3.Самооценка. |
IX. Решение задач на повторение - (5 минут) Цель: 1. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. |
Предметные УУД. Уметь оформлять в тетради решение за-дачи. | 1.Задание учебника №5, с.65. -Подумайте самостоятельно, как помочь Вове, Кате, Пете и Лене вы-полнить решение задач? Самостоятельная работа по рядам: 1 ряд-задача №5, а. 2 ряд-задача №5, б. 3 ряд-задача №5, в. Дополнительно (по желанию учащи-хся) предлагается задание повышен-ной трудности: I в. - задание №6 II в. - задание №7 2. Проверка. | 1.Выполнение самостоя-тельной работы в тетрадях. 2. Проверка с помощью документ-камеры «Ken-a-vision». Желающие учащиеся предста-вляют свои работы. |
X. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке - (3 минуты) Цели: 1. Рефлексия деятельности (зафиксировать новое знание). 2. Самооценка детьми собственной учебной деятельности. |
Регулятивные УУД. Уметь оценивать учебные действия в соответствии с пос-тавленной задачей. Личностные УУД. Способность к само-оценке на основе критерия успешности учебной деятель-ности. | 1.Организует рефлексию: -Какой последний этап нашего урока? - Какую цель ставили? Достигли ли цели, докажите. -Что нам помогло справиться с постав-ленной задачей? -А что ещё нового узнали? -Вспомните задание, которое показа-лось тебе самым трудным? В чём тре-буется помощь? -Что интересного было на уроке? - В какие моменты урока вы проявля-ли терпение, доброту по отношению друг к другу? 2.Организует самооценку учебной де-ятельности: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Зелёный: -Урок прошёл удачно: я активно участ-вовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой. Жёлтый: -Сегодня на уроке не все задания ока-зались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне до-волен собой. Красный: -Задания на уроке оказались слишком трудными, мне нужна помощь! Учитель оценивает достижения уча-щихся, которые в ходе урока про-явили умение учиться. | 1. -Подведение итога работы на уроке. -В школе мы уже многому научились, у нас есть личный опыт, знания. - Когда кто-то отвечает у доски или при работе в группе, в паре, надо терпеливо выслушать и понять. Надо помогать исправлять ошибки. 2.Делают самооценку в еже-недельнике. ИД страница 11  |
1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 64, 65.
2. Методические рекомендации по курсу «Математика» и комплексному курсу «Математика и информатика» 1 класс, Москва, БАЛАСС, 2011
3. Образовательная система «Школа 2100». Реализация Федерального образовательного стандарта. Пособие для учителей 1 класса.-М.:Баласс, 2011-128 с.
4.Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.−М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
5. Электронные ресурсы
http://www.school2100.ru/izdaniya/books/img/content/6_1/dnevnik_1k-spec.png -ежедневник