Урок литературного чтения в 3-м классе (1—4)
по теме: "Узбекская народная сказка "Черепаха и Скорпион"
ОРГ. МОМЕНТ.
Цели урока
I Проверка домашнего задания
1) Чтение по ролям рассказа Ю. Ярмыша «Добрый клён»
Автор –
Клён –
Плющ –
Мальчики –
2) Выразительное чтение рассказа Ю. Ярмыша «Озеро»
-За что были наказаны плющ и озеро? (не умеют дорожить дружбой)
Выставление оценок
II ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.
Мы продолжаем работу над разделом КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ
Выполнив задание, вы узнаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
слайд
ЗАГАДКА: Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (черепаха).
1 . Подготовленный ученик рассказывает о черепахе.
Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах.
2 слайд
Загадка
Всех он жалит и кусает,
Никого не отпускает.
По пустыне скачет он
А зовётся…
Вывешивается иллюстрация. Подготовленный ученик рассказывает о скорпионе.
Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезненен, но жизни, как правило, не угрожает.
2. Упражнения на отработку техники чтения.
– Прежде чем приступить к чтению произведения, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся в тексте.
слайд
А) Читаем плавно по слогам, а затем целыми словами:
от-пра-ви-лись – отправились
пе-ре-пра-вить-ся – переправиться
спра-вед-ли-вы – справедливы
за-хлеб-нул-ся – захлебнулся
Б) Читай внимательно:
видела – видала
отравились – отправились
поплыла – подплыла
переплавиться – переправиться
В) Читай правильно:добрались не отделаться
поднялся мечется
принялся не годится
свалиться
Г) Читай слитно, быстро.
туда – сюда
взад – вперед
3. – Узнав, о ком мы будем читать, прочитав трудные слова, можете ли вы предположить с произведением какого жанра нам предстоит познакомиться?
Ответы детей.
На доске Тема: Узбекская народная сказка «Черепаха и Скорпион»
Сказка о животных.
- Какие ещё знаете сказки о животных? ( Лиса и журавль, Три медведя, Три поросёнка, Теремок, …
Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые)
– Ну а теперь посмотрим, чьи предположения оказались правильными. Откройте учебники на с. 13. Сегодня мы прочитаем узбекскую народную сказку “Черепаха и Скорпион”.
ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СКАЗКИ.
Первичное чтение сказки хорошо читающими учащимися.
– Понравилась ли вам сказка? Что понравилось?
(добрая черепаха, не бросила в беде. Помогла другу, дала сдачу, смелая)
Физкультминутка для глаз.
Вторичное чтение.
– Сейчас вы прочитаете сказку, работая в паре. Во время чтения на полях учебника отметьте ваше отношение к событиям, поступкам героев знаками “+” и “-“.
На доске Поступки хорошие плохие
+ -
Проверка с обсуждением
3. Вопросы после чтения.
Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?
Какой момент в сказке вам особенно понравился?
Какой момент на ваш взгляд был самым напряженным, тревожным?
(черепаха беспокоилась за скорпиона , чтобы не утонул, а в это время её пытался скорпион убить)
Почему Черепаха отправилась в путь вместе со Скорпионом? Прочитайте.
(так было веселее)
Найдите в тексте, почему Черепаха вернулась за Скорпионом?
(он не умел плавать, а товарища бросать не годиться)
Прочитайте, что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег? (качает из стороны в сторону)
О чем Черепаха напомнила Скорпиону? (1. Можешь свалиться. 2. Мы ведь с тобой товарищи.)
Физкультминутка.
Работа в парах.
– Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказку.
Возьмите конверты. Достаньте полоски бумаги. На них написаны действия наших героев или их высказывания. Ваша задача – обсудив в паре, разложить эти полоски на две группы.
1 вариант возьмет то, что относится к Черепахе.
2 вариант возьмет то, что относится к Скорпиону.
– Внимание на доску. Самопроверка.ЧЕРЕПАХА СКОРПИОН
поплыла привязался
то нырнет, то всплывет мечется
оглянулась плавать не умею
должна помочь все равно кого ужалить
не сержусь так уж я устроен
нырнула утонул
– Проверили. Убрали полоски в конверты.
Работа с таблицей “ДА-НЕТ”.
Давайте попробуем ответить вот на какой вопрос:
ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА?
ДА
НЕТ
Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи.
Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание.
Устная проверка.
5. Работа с пословицами. слайд
Внимательно прочитайте каждую.
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.
Всякая дорога вдвоем веселей.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Делая зло, на добро не надейся.
Сам погибай, а товарища выручай.
Выберите ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.
Дома запишите эту пословицу в тетрадь и объясните, почему именно ее вы выбрали.
6.– Хорошо закончилась наша сказка?
Давайте попробуем изменить конец сказки.
Обсудите ваши идеи в паре. Расскажите друг другу. Выберите самую интересную концовку. Поделитесь с нами.
Продолжите эту работу дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Домашнее задание с 13-16 в.ч., вопрос 3 (по ролям)
Урок окончен. Всем спасибо.
С Я Маршак басня Черепаха и скорпион. Какова мораль басни?
Вероломный друг врага опасней
Вероломный – нарушающий клятву, коварный, действующий путём обмана , измены.
Рефлексия
Я на уроке …
Из урока …
5