-оценивать результаты вычислений.
-строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
-развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
-тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие после го завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
оценивать правильность выполнения действия на уроке.
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
-Воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело;
-Развитие положительного отношения к процессу познания.
Этапы урока, задачи | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Прогнозируемый результат |
I. Самоопределение к деятельности. Задачи: -организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности; -включить учащихся в деятельность по выявлению готовности. (2 мин) | Регулятивные: - волевая саморегуляция Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: - положительное отношение к процессу познания | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг. Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В листе оценивания вы будете выставлять баллы, полученные вами за каждый этап урока. ( приложение 1) | Проверяют готовность к уроку. Знакомство с листом самооценки. Эмоциональный настрой на урок. Записывают в тетрадях число, классная работа . | Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений Задачи: 1. Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности 2. Создать затруднения в индивидуальной деятельности учащихся и организовать фиксацию затруднения самими учащимися (3 мин) | Познавательные: -умение структурировать знания, осуществлять анализ, синтез, выбор оснований для сравнения Регулятивные Контроль, коррекция и оценка процесса и результатов деятельности, волевая саморегуляция | Организует: - повторение знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; - тренировку соответствующих мыслительных операций; -Создает проблемную ситуацию 1) Разбейте числа, которые вы видите на доске на группы. А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами. Даны числа: -15; -2; -17; -9 8; -16; -26; 28 3,2; -1,9; -3,9; 0 а) назовите модуль каждого числа; б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше; в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше. 2)Вычислить, подтверждая действие правилом -15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3) -6 + 8; 10 +(- 14); -8 +11 -456+ 287 Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой? . Как же нам быть в подобных случаях? | Соотносят свои действия с имеющимся: - эталоном выполнения практического задания; -алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала. Положительные, отрицательные, ноль; дробные, целые. Сравнивать, находить модуль, складывать Складывают отрицательные числа, проговаривают правило Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать | Правильное и быстрое выполнение задания |
III. Этап постановки учебной задачи Задачи: Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить в чем состоит недостаточность ЗУН( 1-2 мин) | Познавательные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Фиксирует затруднения уч-ся в индивидуальной деятельности -Организует коммуникативную деятельность уч-ся по исследованию возникшей проблемной ситуации Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов. | Определяют для себя учебную задачу: чему научатся и каким образом (цель своей деятельности) Найти правило, которое нам поможет. формулируют тему. Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками. Записывают тему урока. Оценивают себя и одного одноклассника. | Определены тема и цели урока. |
I V. Этап построения выхода из проблемной ситуации Задачи: Организовать работу по постановке учебной задачи, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации ( 5 мин) | Познавательные: - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения - Выделять характерные причинно-следственные связи. -Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные:- умение использовать для решения познавательных задач источники информации, овладение навыками коммуникации, требующими создания письменного или устного текста с заданными параметрами (текст-алгоритм) Личностные: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Регулятивные Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. | Организует групповую (парную) работу по выдвижению в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ учебной деятельности. -Организует работу по отработке нового способа действий -Новый способ действий фиксируется в устной и письменной форме Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать? Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками). Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки. | Выдвигают, обсуждают гипотезы, обосновывают их «открывают новый способ учебной деятельности; Выполняют «ключевые» задания на новый способ деятельности Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… Можно найти в учебнике, в интернете,… Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, Формулируют правило Работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают правило друг другу, выслушивают варианты одноклассников. Оценивают себя и одного одноклассника | Открытие нового способа деятельности |
V. Этап первичного закрепления учебного материала Задачи: Организовать усвоение учащимися открытого ими нового знания ( 15 мин) | Предметные: - применять новый способ действий при выполнении заданий Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. | -Выявляет каким образом учащиеся усваивают новый способ учебной деятельности -При необходимости оказывает дозированную помощь отдельным ученикам -Предлагает в помощь памятки, образцы 1)Давайте вернемся к примеру -456+ 287 2)Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы. (Слайд 6) -12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7 47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-9 3)Работа по учебнику: выполнить № 1066 у доски и в тетрадях. Не забывайте про самооценку. | Уч-ся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют «ключевые» задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов проговаривают правило, решают пример. ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски. Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило. Выставляют баллы | Подведены итоги работы в баллах |
VI. Самостоятельная работа. Задачи: Выявить уровень усвоения знаний и умений, способов деятельности. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. ( 8 мин) | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | -Предлагает выполнить дифференцированные задания с учетом выполнения учащимися «ключевых» заданий -Организует проверку выполнения учащимися заданий (пошаговое сравнение с эталоном, образцом) -Предлагает критерии для оценивания самостоятельной работы. Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (индивидуальная работа) (слайд 5) 1. Определите знак суммы: а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4); б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300). Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +. 2.Выполните действия: а)-19 + 40 Ответ: 21. б)-3,4 + 5,7 Ответ:2,3; в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). Ответ: -3,5 3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами -5,6 и 3,5. Ответ:9 | Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку. | Подведены итоги самостоятельной работы |
VII. Включение новых знаний в систему деятельности учащихся Задачи: организовать коррекцию отработки способов ( 6 мин) | Регулятивные: Прогнозирование Предметные: - применять новый способ действий при выполнении заданий Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. | -Организует выявление типов заданий, где используется новый способ действия -Организует работу по включению нового знания, способа деятельности в систему знаний и умений Работа в группах. Найдите наиболее удобный способ решения. - 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖ | Выполняют задание на включение новых знаний в систему знаний Проводят самооценку. | Новое знание включается в систему знаний |
VIII. Подведение итогов урока Задачи: Организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознания метода построения и границ применения нового способа действия. ( 2 мин) | Регулятивные: -уметь соотносить цель и результат. -волевая саморегуляция, самооценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли. Личностные: - развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. | Организует работу по оценке деятельности уч-ся. В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и определите индивидуальный уровень овладения темой (базовый, повышенный, высокий) (используя критерии). Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты - желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему - красную сигнальную карту. | Подсчитывают количество баллов за работу на уроке в оценочных листах. Определяют индивидуальный уровень овладения темой (базовый, повышенный, высокий) по эталону. | Дифференцированная отметка за урок у каждого ученика. |
IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ( 2 мин) | Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. | Учитель предлагает на выбор задания по уровням сложности: Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: П.33 выучить правило. Базовый: №1081(а - е), 1083(а, б),, повышенный№1081(а - е), 1083(а, б), задача 1085, высокий №1081(а-е), 1083(а, б), задача 1085 и найти в интернете, когда и кем были придуманы отрицательные числа. | Выбирают домашнее задание соответствующее своим результатам урока | Дифференцированное домашнее задание |
Приложение 1.
Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?
________________________________________________________________________________________________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.
Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________.
Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).
Приложение 2. Лист самооценки.
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) |
1 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | | Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов. | |
2 | Что я буду делать для достижения цели. | Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. | | Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл. Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов. | |
3 | Выполнение лабораторно - практической работы в паре. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
4 | Работа в группе по закреплению правила . проверка правильности решения примеров «Все ли верно» | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
5 | Выполнение № 1066-1,3 строка | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | | Справился у доски с заданием 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. | |
6 | Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенный пример -1 балл | | Не оценивается | |
7 | Выполнение творческого задания (работа в группе) | Нашел удобный способ решения 1 балл. Не нашел удобного способа решения 0 баллов. | | Нашел удобный способ решения 1 балл. Не нашел удобного способа решения 0 баллов. | |
8 | Выбор домашнего задания | 3 балла –выбрали все задания; 2 балла- выбрали 3 задания из 4, 1 балл – выбрали только 2 номера. | | Не оценивается | |