СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики с позиции системно-деятельностного подхода

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по теме "Сложение чисел с разными знаками". 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики с позиции системно-деятельностного подхода»

Технологическая карта урока математики

«Сложение чисел с разными знаками» в 6 классе

Предмет: математика

Класс: шестой

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов деятельности

Триединая дидактическая цель урока:

обучающий компонент

Учащиеся научатся:

- выводить алгоритм сложения чисел с разными знаками;

- применять алгоритм сложения чисел с разными знаками при выполнении действий;

-оценивать результаты вычислений.

Получат возможность научиться:

- сложению чисел с разными знаками;

-строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.

развивающий компонент

Регулятивные УУД:

-развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

-развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

-тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей;

- вносить необходимые коррективы в действие после го завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и вступать в диалог,

-участвовать в коллективном обсуждении проблем,

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Познавательные УУД:

-Умение структурировать знания,

-осуществлять анализ, синтез, выбор оснований для сравнения;

- умение ориентироваться в своей системе знаний.

воспитывающий компонент:

Личностные УУД:

-Воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело;

-Воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;

-Привитие навыков самостоятельной работы и работы в паре;

-Развитие положительного отношения к процессу познания.

Методы обучения: словесные, частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно - практической работы, листы самооценки.



Технологическая карта


Этапы урока, задачи

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Прогнозируемый результат

I. Самоопределение к деятельности. Задачи:

-организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности;

-включить учащихся в деятельность по выявлению готовности. (2 мин)

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные:

- положительное отношение к процессу познания

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки.

Аутотренинг.


Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их.

В листе оценивания вы будете выставлять баллы, полученные вами за каждый этап урока.  

( приложение 1)


Проверяют готовность к уроку.

Знакомство с листом самооценки.

Эмоциональный настрой на урок.


Записывают в тетрадях число, классная работа

.

Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Задачи:

1. Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности

2. Создать затруднения в индивидуальной деятельности учащихся и организовать фиксацию затруднения самими учащимися (3 мин)

Познавательные:

-умение структурировать знания, осуществлять анализ, синтез, выбор оснований для сравнения

Регулятивные

Контроль, коррекция и оценка процесса и результатов деятельности, волевая саморегуляция


Организует:

- повторение знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- тренировку соответствующих мыслительных операций;

-Создает проблемную ситуацию


1) Разбейте числа, которые вы видите на доске на группы.

  • А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.

  • Даны числа: -15; -2; -17; -9

8; -16; -26; 28

3,2; -1,9; -3,9; 0

а) назовите модуль каждого числа;

б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

2)Вычислить, подтверждая действие правилом

-15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3)


-6 + 8; 10 +(- 14); -8 +11



-456+ 287




Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой?

.


Как же нам быть в подобных случаях?



Соотносят свои действия с имеющимся: - эталоном выполнения практического задания;

-алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала.



  • Положительные, отрицательные, ноль;

дробные, целые.

  • Сравнивать, находить модуль, складывать


  • Отвечают на вопросы.








  • Складывают отрицательные числа, проговаривают правило

  • Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут,

  • последний пример выполнить не могут.


Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать


Правильное и быстрое выполнение задания

III. Этап постановки учебной задачи

Задачи:

Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить в чем состоит недостаточность ЗУН( 1-2 мин)

Познавательные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Фиксирует затруднения уч-ся в индивидуальной деятельности

-Организует коммуникативную деятельность уч-ся по исследованию возникшей проблемной ситуации


Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов.

Определяют для себя учебную задачу: чему научатся и каким образом

(цель своей деятельности)




  • Найти правило, которое нам поможет.

  • формулируют тему.

  • Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.

  • Записывают тему урока.

  • Оценивают себя и одного одноклассника.


Определены тема и цели урока.

I V. Этап построения выхода из проблемной ситуации

Задачи:

Организовать работу по постановке учебной задачи, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

( 5 мин)

Познавательные:

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения - Выделять характерные причинно-следственные связи.

-Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:- умение использовать для решения познавательных задач источники информации,

овладение навыками коммуникации, требующими создания письменного или устного текста с заданными параметрами (текст-алгоритм)

Личностные:

независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные

Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.


Организует групповую (парную) работу по выдвижению в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ учебной деятельности.

-Организует работу по отработке нового способа действий

-Новый способ действий фиксируется в устной и письменной форме



Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать?


Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.

Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения.

Поставьте баллы в лист самооценки.

Выдвигают, обсуждают гипотезы, обосновывают их

«открывают новый способ учебной деятельности;

Выполняют «ключевые» задания на новый способ деятельности



  • Сообща.

  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…

  • Можно найти в учебнике, в интернете,…



  • Выполняют лабораторно – практическую работу в парах,


Формулируют правило



Работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают правило друг другу, выслушивают варианты одноклассников.


Оценивают себя и одного одноклассника






Открытие нового способа деятельности

V. Этап первичного закрепления

учебного материала

Задачи: Организовать усвоение учащимися открытого ими нового знания

( 15 мин)

Предметные:

- применять новый способ действий при выполнении заданий

Личностные:

уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.


-Выявляет каким образом учащиеся усваивают новый способ учебной деятельности

-При необходимости оказывает дозированную помощь отдельным ученикам

-Предлагает в помощь памятки, образцы





1)Давайте вернемся к примеру -456+ 287


2)Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

(Слайд 6)

-12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7 47+(-35)=8

-53+19=-35 -41+32=-9

3)Работа по учебнику: выполнить № 1066 у доски и в тетрадях.





Не забывайте про самооценку.


Уч-ся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют «ключевые» задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов



  • проговаривают правило, решают пример.

  • ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.




  • Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.



Выставляют баллы

Подведены итоги работы в баллах

VI. Самостоятельная работа. Задачи:

Выявить уровень усвоения знаний и умений, способов деятельности. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям.

( 8 мин)

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

-Предлагает выполнить дифференцированные задания с учетом выполнения учащимися «ключевых» заданий

-Организует проверку выполнения учащимися заданий (пошаговое сравнение с эталоном, образцом)

-Предлагает критерии для оценивания самостоятельной работы.


Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (индивидуальная работа) (слайд 5)

1. Определите знак суммы:

а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4);

б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2.Выполните действия:

а)-19 + 40 Ответ: 21.

б)-3,4 + 5,7 Ответ:2,3;

в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). Ответ: -3,5

3.Найдите сумму всех целых чисел,

расположенных между числами -5,6 и 3,5. Ответ:9










Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

Подведены итоги самостоятельной работы




VII. Включение новых знаний в систему деятельности учащихся

Задачи: организовать коррекцию отработки способов

( 6 мин)

Регулятивные:

Прогнозирование



Предметные:

- применять новый способ действий при выполнении заданий Личностные:

принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

-Организует выявление типов заданий, где используется новый способ действия

-Организует работу по включению нового знания, способа деятельности в систему знаний и умений




Работа в группах.

Найдите наиболее удобный способ решения.

- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1



Выполняют задание на включение новых знаний в систему знаний






  • Выполняют задание в группах.

Проводят самооценку.

Новое знание включается в систему знаний

VIII.

Подведение итогов урока

Задачи:

Организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознания метода построения и границ применения нового способа действия.

( 2 мин)

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат.

-волевая саморегуляция, самооценка

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли.

Личностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Организует работу по оценке деятельности уч-ся.




В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и определите индивидуальный уровень овладения темой (базовый, повышенный, высокий) (используя критерии).

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты - желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему - красную сигнальную карту.

Подсчитывают количество баллов за работу на уроке в оценочных листах.

Определяют индивидуальный уровень овладения темой (базовый, повышенный, высокий) по эталону.





  • Самооценка.

  • Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.

Дифференцированная отметка за урок у каждого ученика.

IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

( 2 мин)

Регулятивные:

Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Учитель предлагает на выбор задания по уровням сложности:


Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров:

П.33 выучить правило.

Базовый: №1081(а - е), 1083(а, б),, повышенный№1081(а - е), 1083(а, б), задача 1085, высокий №1081(а-е), 1083(а, б), задача 1085 и найти в интернете, когда и кем были придуманы отрицательные числа.


Выбирают домашнее задание соответствующее своим результатам урока

Дифференцированное домашнее задание


Приложение 1.


Лабораторно-практическая работа в парах

Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.


Ход работы: начертите координатную прямую.

С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу:

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5| |3|



7 + (-3)=

|7| |-3|



-4 + 6 =

|-4| |6|



-9 +10=

|-9| |10|



-8 + 3=

|-8| |3|




Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?

________________________________________________________________________________________________________________

С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________

Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________

Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.

Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:

36 +(-33)=

-92 + 12=

15 + (-18)=

-44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________.

Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).




Приложение 2. Лист самооценки.


№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Формулировка темы урока, цели и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.


Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.



2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.


Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл.

Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов.


3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



4


Работа в группе по закреплению правила .

проверка правильности решения примеров «Все ли верно»

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



5

Выполнение № 1066-1,3 строка

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.


Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.


6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл


Не оценивается


7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.



Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.



8

Выбор домашнего задания

3 балла –выбрали все задания; 2 балла- выбрали 3 задания из 4, 1 балл – выбрали только 2 номера.


Не оценивается



Поставьте себе оценку:

Базовый –7-8 баллов– «3»

Повышенный - если вы набрали 9-11 баллов - «4»

Высокий-12 и более баллов – «5»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!