Урок математики
Тема урока «Деление с остатком»
3 класс
УМК «Перспектива» учебник Г .В .Дорофеев, Т .Н. Миракова ,
Т.Б .Бука
Учитель начальных классов Леонова В.В.
Цели: обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком и формирование умения применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
Формировать практические навыки деления числа с остатком;
Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
2.Развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
Развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
наблюдательности и любознательности,
развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения
;Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами). На данном уроке учащимся предоставляется возможность вспомнить случаи табличного деления, познакомиться с делением с остатком, провести наблюдение за вариантами выполнения деления с остатком – с помощью рисунка и числового луча, потренироваться в решении примеров по теме урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Устный счёт Игра «Не ошибись»
Называйте по порядку все числа от 1 до 30, если делится на 3, говорите «не ошибусь»
https://uchi.ru/teachers/groups/5391861/subjects/1/course_programs/2/cards/208240
https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/matematika-2-klass-2-chast-dorofeev-mirakova-perspektiva/
2. Разделите выражения на две группы:
12:3 14:3 9:3 18:3
7:3 21:3 29:3 6:3
- На какие две группы можно разделить данные выражения? (выражения, которые делятся нацело, кратные трём и выражения, которые делятся с остатком).
Правильно! Сформулируйте тему и цели урока. (Деление с остатком,
- узнать, что такое остаток
- научиться делить числа с остатком - развивать внимание, умение рассуждать)
Работа по теме урока:
Повторение случаев табличного деления
Прочитайте тему урока: «Деление с остатком». Что вы уже знаете по этой теме?
Можете ли вы разложить 8 слив поровну на две тарелки (рис. 1)?
Рис. 1. Иллюстрация к примеру
В каждую тарелку можно положить по 4 сливы (рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к примеру
Действие, которое мы выполнили, можно записать так.
8 : 2 = 4
Знакомство с делением с остатком
Как вы думаете, можно ли 8 слив поровну разложить на 3 тарелки (рис. 3)?
Рис. 3. Иллюстрация к примеру
Будем действовать так. Сначала в каждую тарелку положим по одной сливе, потом по второй сливе. У нас останется 2 сливы, но 3 тарелки. Значит, дальше поровну мы разложить не можем. Мы положили в каждую тарелку по 2 сливы, и 2 сливы у нас осталось (рис. 4).
Рис. 4. Иллюстрация к примеру
Продолжим наблюдение.
Прочитайте числа. Среди данных чисел найдите те, которые делятся на 3.
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
Проверьте себя.
12 : 3 =4
15 : 3 = 5
18 : 3 = 6
Выполнение деления с остатком с помощью рисунка
Остальные числа (11, 13, 14, 16, 17, 19) на 3 не делятся, или говорят «делятся с остатком».
Найдем значение частного.
17 : 3
Узнаем, сколько раз по 3 содержится в числе 17 (рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация к примеру
Мы видим, что поместилось по 3 овала 5 раз и 2 овала осталось.
Выполненное действие можно записать так.
17 : 3 = 5 (ост. 2)
Можно записать и в столбик (рис. 6)
Рис. 6. Иллюстрация к примеру
Рассмотрите рисунки. Объясните подписи к этим рисункам (рис. 7).
Рис. 7. Иллюстрация к примеру
Рассмотрим первый рисунок (рис. 8).
Рис. 8. Иллюстрация к примеру
Мы видим, что 15 овалов разделили по 2. По 2 повторилось 7 раз, в остатке – 1 овал.
Рассмотрим второй рисунок (рис. 9).
Рис. 9. Иллюстрация к примеру
На этом рисунке 15 квадратов разделили по 4. По 4 повторилось 3 раза, в остатке – 3 квадрата.
Рассмотрим третий рисунок (рис. 10).
Рис. 10. Иллюстрация к примеру
Можно сказать, что 15 овалов разделили по 3. По 3 повторилось 5 раз поровну. В таких случаях говорят, что остаток – 0.
4. Закрепление Решение примеров по теме урока
Выполним деление.
7 : 3
Семь квадратов разделим по три. Получим две группы, и один квадрат останется. Запишем решение (рис. 11).
Рис. 11. Иллюстрация к примеру
Выполним деление.
10 : 4
Узнаем, сколько раз по четыре содержится в числе 10. Видим, что в числе 10 по четыре содержится 2 раза и 2 квадрата остаются. Запишем решение (рис. 12).
Рис. 12. Иллюстрация к примеру
Выполним деление.
11 : 2
Узнаем, сколько раз по два содержится в числе 11. Видим, что в числе 11 по два содержится 5 раз и 1 квадрат остается. Запишем решение (рис. 13).
Рис. 13. Иллюстрация к примеру
Сделаем вывод. Разделить с остатком – значит узнать, сколько раз делитель содержится в делимом и сколько единиц останется.
Выполнение деления с остатком с помощью числового луча
Деление с остатком можно выполнить и на числовом луче.
10 : 3
На числовом луче отметим отрезки по 3 деления и увидим, что по три деления оказалось три раза и одно деление осталось (рис. 14).
Рис. 14. Иллюстрация к примеру
Запишем решение.
10 : 3 = 3 (ост.1)
Выполним деление.
11 : 3
На числовом луче отметим отрезки по 3 деления и увидим, что по три деления оказалось три раза и два деления осталось (рис. 15).
Рис. 15. Иллюстрация к примеру
Запишем решение.
11 : 3 = 3 (ост.2)
Выполним деление.
12 : 3
На числовом луче отметим отрезки по 3 деления и увидим, что получили ровно 4 раза, остаток отсутствует (рис. 16).
Рис. 16. Иллюстрация к примеру
Запишем решение.
12 : 3 = 4
5. Итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с делением с остатком, научились выполнять названное действие с помощью рисунка и числового луча, потренировались в решении примеров по теме урока.