СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 1 классе. Игра – путешествие «В цирке». Тема: Связь сложения и вычитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка в увлекательной форме познакомит учащихся со связью между суммой и слагаемыми, способствует развитию внимания, памяти, мышления,воображения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе. Игра – путешествие «В цирке». Тема: Связь сложения и вычитания.»

Урок математики в 1 классе.

Игра – путешествие «В цирке».

Тема: Связь сложения и вычитания.

Цель: Формирование вычислительных навыков. (Умение находить неизвестное слагаемое, зная сумму и другое слагаемое)

Задачи:

  1. Повторить нумерацию чисел в пределах 20.

  2. Показать взаимосвязь между сложением и вычитанием, вывести правило.

  3. Развивать внимание, память, мышление, воображение, математическую речь.

  4. Воспитывать доброе отношение и заботу о животных.

Ход урока

1. Целеполагание.

- Вы любите путешествовать? Замечательно. Сегодня на  уроке мы отправимся в путешествие.

Игра - путешествие «В цирке».

- А вы знаете, что такое цирк? (ответы детей)

Цирк – вид театрального искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков.

- С каким настроением ходят в цирк?

- с хорошим

-  радостным

- Что нужно для того, чтобы попасть на представление?

- билет

- Итак:  приобретаем билеты …

- билеты голубого цвета

зеленого цвета

желтого цвета

Выполнить задания на карточках (повторение состава чисел: 10, 9, 8)..

Проверка:           - Какой ряд занимают зрители

- с голубыми билетами? (10)

- с зелеными билетами? (9)

- с желтыми билетами? (8)

- Какие цифры мы использовали в ответах? (10, 9, 8)

- Постройте их в ряд. (8, 9, 10)            

- Назовите два следующих числа?  (11, 12)

- Как назовем ряд чисел?

(отрезок    натурального ряда)

- На какие группы можно разделить числа?

- однозначные 8, 9

- двузначные 10, 11, 12

- Ну, вот мы в цирке. Рассаживайтесь поудобнее, но не забывайте соблюдать правила культурного поведения: не шуметь, не шуршать, приветствовать артистов.

Представление началось.

На арену цирка выходит зебра.   

Встречаем: (дети хлопают в ладоши)

- Где вы могли ее видеть?              (в зоопарке)

- Что еще называют зеброй? (пешеходный переход)

- Почему пешеходная дорожка получила такое название?

- Итак, зебра предлагает вам перейти дорогу, правильно это сделает тот, кто составит выражение, используя цифры, обозначающие номера ваших рядов (8, 10, 9), значение которых равно 11

∆  - знак действий (+ или - ).

□  - цифра

Схема: □∆□∆□ = 11

Проверка: 10+9-8=11

10-8+9=11

Прочитайте полученные выражения.

- Назовите действия, использованные в выражениях.

(сложение, вычитание)

Молодцы!

2. Целеполагание

Чему мы будем учиться на уроке, вы уже догадались?

считать, складывать, вычитать,

Правильно и узнаем, как сложение связано с вычитанием.

- На арену цирка выезжает косолапый мишка.

(дети хлопают в ладоши) 

- Говорят косолапый медведь,

А как умеет педали вертеть!

Помогите мишутке проехать по математическому лабиринту, рассмотрите воздушные шарики (ими украшен наш класс). Это необычные шары, математические.

- Я называю ответы, а вы - математическое выражение к ответу.

(Дети, поворачивая головы влево и вправо, глазами находят нужный воздушный шар с математическим выражением и называют его).

9 5+4              9-5

8-2               2 8-6

8 6+2              5 9-4

- Прочитайте выражения разными способами.

(сумма чисел 5 и 4,

разность чисел 8 и 2,

первое слагаемое 6, второе слагаемое 2,

уменьшаемое 9 вычитаемое 5)

Молодцы!

3. Усвоение базового содержания темы.

- Какой же цирк без фокусов?

- А в роли фокусника перед вами выступлю я.

(дети хлопают в ладоши) Для этого мне нужна шляпа и легкий платочек!

- Кладу в шляпу 5 палочек, добавлю еще 2. Сколько стало?

(семь)

Составьте математическое выражение:

(5+2)

(работа проводится на магнитной доске)

- Прочитайте выражение разными способами:

1. Сумма чисел 5 и 2 = 7.

2. Первое слагаемое 5, второе 2, сумма 7. 

- Уберу из шляпы 2 палочки. Что осталось в шляпе?

- Составьте новое математическое выражение: (7-2). Сколько станет? Следите внимательно, как происходит превращение чисел:

- Положу обратно 2 палочки. Стало? (7)

Теперь уберу 5 палочек. Сколько станет? (2)

Составьте новое математическое выражение (7-5).

- Что вы заметили?

(Если из суммы убрать одно слагаемое, то получится другое слагаемое)

Посмотрите еще раз, что я делала (показываю на доске, перемещая цифры)

- Какой вывод можно сделать?

Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое.

- Сгруппируйте выражения, записанные на воздушных шариках, используя этот вывод.

5+4=9                 6+2=8

9-5=4                  8-2=6

9-4=5                  8-6=2

- Что помогло сгруппировать шары? (правило)

- Какое, повторите: (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится, другое слагаемое.) Молодцы!

Антракт

Что это такое? (ответы детей)

Краткий перерыв между действиями спектакля, отделениями концерта.

4.Физминутка .

Солнце заглянуло в класс…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

5. Формирование практических умений.

Работа в тетрадях.

- Найдите значение сумм и разностей. Сравните числа каждого столбика. Что вы заметили? Сравните свой вывод с таким:

если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.

Проверка:

6. Рефлексивно – оценочный 

- На арене цирка тюлень-жонглер. (дети хлопают в ладоши) Он считает себя самым умным, ловким из всех. Скромно ли это? (ответы детей)

А действительно ли это так? Давайте проверим, выполнив его задание, используя изученное правило? (Детям выданы карточки с заданиями.)

Самостоятельная работа

1в            2в

5+3=□        4+6=□

8-3=□      10-4=□

8-5=□      10-6=□

Проверка:

- Что помогло вам найти верные решения? (правило)

- Расскажите правило.

- Самый ли ловкий тюлень? Посмотрим, как он выполнил задание!

- Сколько раз он ронял мяч? Сколько раз ошибся?

- Исправим ошибки, научим хвастунишку? (исправление ошибок, повторение правила).

- Кто же оказался ловким? (ответы детей)

Пожелание тюленю – не хвастайся. Поспешишь – людей насмешишь.

- Придумайте математический рассказ к первому выражению.

1) Тюлень жонглировал большими и маленькими шарами. Больших 5, маленьких 3, а всего 8 шаров.

- Используя данные первого рассказа, придумайте математический рассказ ко второму выражению.

2) У тюленя 8 мячей 3 из них он уронил, а 5 мячей у него осталось.

- Используя данные первого рассказа ,составьте к третьему выражению математический рассказ.

3) У тюленя 8 мячей. Он играл 5 большими мячами, а 3 маленьких мяча осталось.

Молодцы!

На арене цирка выступает слоненок.

(дети хлопают в ладоши)

Он плачет? А почему? (Не может справиться с заданием.) Помогите, пожалуйста, найти спрятанные числа.

4+*=8                  *+3=10

8-*=4                   10-3=*

- Какое правило использовали, выполняя данное задание?

Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим в ответе второе слагаемое и наоборот.

7. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

Считать, складывать и вычитать, составлять математические рассказы.

- Что нового мы узнали?  Сложение связано с вычитанием.

- Что необычного увидели на уроке?

- Чему радовались, а, может быть, огорчались на уроке?

Артисты с вами прощаются.

За прекрасные выступления вручим им наши подарки .

(дети раскрашивают воздушные шарики разной формы).