Тема урока «Слагаемые. Сумма».
Цель:
создать условия для ознакомления с названием чисел при сложении;
закрепления умений прибавлять и вычитать числа от 1 до 10;
развития мышления;
привития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные):
- уметь прибавлять и вычитать числа от 1 до 10;
- знать название чисел при сложении.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
- уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные:
- уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.
Познавательные:
- стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные:
- организовывают исследовательское пространство.
Здоровьесберегающие:
-создание благоприятного психологического климата;
- поддержание высокой работоспособности;
- формирование положительного эмоционального состояния учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте успехов.
Учитель: Сегодня на уроке проверим ваши знания по математике: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать и решать задачи. Познакомимся с новыми математическими терминами.
Устный счет
1. Игра «Где мое место?»
(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которых получает карточку с числами от 1 до 10 (Дети строятся по порядку номеров у доски).
Учитель: Правильно ли построились ребята?
Дети: Правильно.
Учитель: Назовите соседей числа 6.
Дети: 5,7.
Учитель: Назовите предыдущее число по отношению к числу 9.
Дети: 8.
Учитель: Назовите следующее число числа 4.
Дети: Пять.
Учитель: А теперь постройтесь, начиная с самого большого.
(Дети построились)
Учитель: Кто стоит перед Снежаной? Кто находится между Вовой и Аней? Кто за Семеном?
Кто стоит последним?
2) "Потерялось" число. Найдите его место в ряду чисел:
1 2 3 4 5 7 8 9 10
- Что вы можете сказать о числе 7?
- Как получить число 7?
- Придумайте разные варианты.
3) Минутка чистописания: 7
Дети прописывают цифру в воздухе, а затем – в тетрадях.
4) Задачи в стихах.
Снежана записывает выражения у доски, остальные – в тетрадях.
1) Дружно муравьи живут,
И без дела не снуют.
5 несут травинку,
2 несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7)
2) Ну-ка, сколько всех ребят,
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Двое дожидаются. (5)
3) У котёнка 6 игрушек,
Две хозяйка принесла.
Вы игрушечки все эти,
Сосчитайте скорей, дети. (8)
На доске: 5+2=7, 3+2=5, 6+2=8.
Учитель: Проверьте выражения. Прочитайте их по-разному.
Учитель ставит проблему:
- Эту запись ещё можно прочитать, используя математические термины. Прочитайте (ответа нет).
- Почему не получается? Ответы детей (Не хватает знаний).
- Значит, какая цель урока? Ответы детей (Познакомиться с новыми математическими терминами, узнать, как по-новому прочитать числовое равенство.)
Учитель:
- Верно, будучи внимательными на уроке в конце – вы сможете обязательно прочесть это числовое равенство.
Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
Стр.86 (работа с рисунком)
– Сколько красных кубиков у девочки?
Дети: Три.
Учитель: Сколько синих кубиков у мальчика?
Дети: Два.
Учитель: Сколько всего?
Дети: Пять.
Учитель: Как получили число 5?
Дети: К 3 + 2 = 5.
Учитель: Какие 2 числа мы прибавили?
Дети: 3 и 2.
Учитель: Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются слагаемыми. Назовите первое слагаемое.
Дети: 3.
Учитель: Назовите второе слагаемое.
Дети: 2.
Учитель: В результате сложения мы получили сумму. Сумма сложения равна 5. Слева тоже записана сумма. Это сумма – выражение. А справа сумма – результат. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.
Числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой.
Слайд
Название чисел при сложении
Физкультминутка музыкальная «Цыплята».
Чтение равенств с использованием новых терминов.
Стр.86, №1
Упражнения в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».
Например: первое слагаемое – 6, второе слагаемое – 3, сумма равна 9. Сумма чисел 6 и 3 равна 9.
Отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел» проводится по заданию 1 (с. 86 учебника, часть 1).
Запись в тетради.
Запиши и вычисли сумму чисел:
5 и 1
7 и 2
3 и 1
2 и 2
9 и 1
5 и 4
Проверка по эталону: 6,9,4,4,10,9
IV. Формирование навыков счёта.
Ученики выполняют с комментированием задание 2 (с. 86 учебника).
Дети при комментировании читают выражения по-разному. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре». И т. д.
Учитель: Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.)
Физкультминутка для глаз «Матрешки».
Пропедевтика темы «Задача».
Учитель: посмотрите на слайд и что вы увидели?
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ. Это задача.
Учитель: Что такое условие? Вопрос?
Один из учащихся читает задачу 3 (с. 87 учебника).
– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? (Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.)
– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)
– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Сложение.) Почему так считаете? (Потому что книг у Васи стало больше.)
Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.).
Аналогично разбирается задача 4 (с. 87 учебника).
Закрепление нового материала.
Первое слагаемое 5, второе – 2. Найди сумму.
Чему равна сумма, если первое слагаемое 8, второе – 2?
У Маши – 5 картинок. У Даши – 3 картинки. Сколько всего у девочек картинок?
VI. Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Как называется пропущенное число: сумма или слагаемое?
6 + … = 10
5 + 5 = …
… + 2 = 8
4 + 5 = …
Эталон к проверке.
VII. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Как называются числа, которые складываются?
- Как называется результат, полученный при сложении?
VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу
Красный сигнал – все получилось.
Зеленый сигнал – были затруднения.
Синий сигнал – требуется помощь учителя.