УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ ПО НУМЕРАЦИИ
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с приёмами сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представления двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; закрепления знаний нумерации чисел от 11 до 20.
Планируемые результаты (предметные): уметь использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; знать нумерацию чисел от 11 до 20.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: определяют и высказывают под руководством учителя правила поведения при сотрудничестве.
Организация начала урока
Здравствуйте ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Краткая беседа о здоровье.
Мотивация к уроку
Проверка правильной посадки за парту.
-Как живёте? -Вот так! (Показать большой палец)
-Как идёте? -Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
-Как бежите? -Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
(-Ночью спите? -Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову)
-Как берёте? -Вот так!
-А даёте? -Вот так!
-Как шалите? -Вот так! (Произвольные движения)
-А грозите? -Вот так! (Погрозить пальчиком))
-Как сидите? -Вот так! (Руки на стол)
-А математику как знаете? -Вот так! (Показать большой палец.)
Вот мы и подготовили пальчики к письму.
II. Чистописание
Запись чисел 15 и17.
Что можно сказать об этих числах?
- Двузначные, нечетные.
III. Сообщение темы и целей урока.
Откройте учебник.
– Что мы уже знаем.
– Как записывать и образовывать двузначные.
– Хотите научиться выполнять математические действия с двузначными числами? Тогда пусть это станет темой нашего урока.
Дети формулируют задачи и цели урока, заканчивая предложения.
Научимся …
Узнаем …
Познакомимся …
Все наши знания мы применяем для чего?
- Решать математические выражения, задачи, сравнивать числа.
А разве мы этого не умеем?
- Умеем.
- Но теперь будем работать с двузначными числами.
Организация самооценки предстоящей деятельности
- Как вы думаете, у вас получится? Включить детей в деятельность.
IV. Актуализация знаний
1. Устный счёт. «Набери число». Слайд 2
Маршрут построен!
Мы отправимся в Простоквашино и продемонстрируем, что узнали за это время и чему научились.
- Дети, а вы помните героев Э. Успенского «Трое из Простоквашино».
На доске появляются портреты героев.
2. Развитие навыков устного счёта.
Межпредметная связь с уроком «Литературное чтение»
Как зовут этого мальчика и его соседей?
А теперь задание: запишите соседей данных чисел в своих тетрадях.
Физминутка. Зрительная гимнастика.
Посмотрите на зелёную табличку «Гимнастика для глаз» и выполните движение глазами.
Дифференцированная работа с проверкой на экране «Вставим числа» Слайд 3
1 группа числа первого десятка 2 группа числа второго десятка
Математический диктант Услышать и записать числа.
1. Щенки собак открывают глаза на 12 день
2. В Библии собаки упоминаются 14 раз
3. В Древней Руси собака ценилась как 3 лошади
1. Кошка может подпрыгнуть на высоту в 5 раз больше, чем её собственный рост
2. Кошка из Финляндии по кличке Мисси попала в Книгу рекордов Гиннеса.
У неё самые длинные вибриссы в мире – целых 19 сантиметров!
3. Кошки могут почувствовать землетрясение за 10 минут раньше, чем человек.
Проверка: при нажатии на верный ответ звучит одобрение Слайд 4
Какое понятие лишнее? Слайд 5
Парная работа «Выбери компоненты математических действий»
1 вариант выкладывает «Сложение», 2 вариант – «Вычитание»
В конвертах набор карточек. (см. Иллюстрации к уроку «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ ПО НУМЕРАЦИИ 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (Путешествие в Простоквашино)»)
Просмотр фрагмента мультфильма (кот Матросскин стал толстенький и новый костюм порвался). (см. Иллюстрации к уроку «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ ПО НУМЕРАЦИИ 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (Путешествие в Простоквашино)»)
Краткая беседа о здоровом питании.
Самостоятельная работа.
У Матросскина проблема: порвалась одежда. Если вы правильно решите примеры, у котика появится новый костюм. Ученики решают примеры самостоятельно на карточках ((см. Иллюстрации к уроку «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ ПО НУМЕРАЦИИ 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (Путешествие в Простоквашино)») с последующей проверкой на экране.
Электронный тренажёр-раскраска «Кот в сапогах» Слайды 6-16
Физкультминутка «Собачий вальс» ((см. Иллюстрации к уроку «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ ПО НУМЕРАЦИИ 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (Путешествие в Простоквашино)»)
V. Работа по теме урока Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Вспомним состав чисел.
– Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых: 12, 11, 15, 18. (12 – это 10 и 2; 11 – это 10 и 1; 15 – это 10 и 5; 18 – это 10 и 8.)
Устно (с объяснением) выполняют задание
Самостоятельная работа математические выражения
Вариант I – 1-й и 2-й столбики.
Вариант II – 3-й и 4-й столбики.
Фронтальная проверка. Дети читают полученные выражения.
VI. Работа над задачами.
Групповая работа «Задача – не задача» Слайды 17-20
(см. Иллюстрации к уроку «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ ПО НУМЕРАЦИИ 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (Путешествие в Простоквашино)»)
У каждой группы набор текстов. Дети определяют, что из них является задачей (наличие условия, вопроса, полных данных и т.п.)
6. Решение задач изученных видов.
Учащиеся читают задачи из задания 2
– Что хотите сказать? Связаны ли между собой задачи?
– Проверим ваше мнение, решим первую задачу.
– Прочитайте условие задачи. О чём в задаче спрашивается?
– Составьте схему:
В.
Р. – на 2 больше.
– Каким действием следует решать задачу? (Сложением.) Почему? (Так как ромашек на 2 больше.) Запишите решение. (8 + 2 = 10 (р.).) Дайте ответ на вопрос задачи.
– Что увидели? (Первая и вторая задачи связаны между собой. Искомое число первой задачи – 10 – является данным числом второй.)
Ученики выделяют условие и вопрос, данные и искомое числа второй задачи и составляют её схему:
Учащиеся с комментированием записывают решение задачи и дают ответ на поставленный вопрос.
Геометрический материал «Назови геометрические фигуры» Слайд 21
VII. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Какое задание вам было особенно интересным? Почему?
Что помогало в вашей работе на уроке? Давайте прорекламируем пользу нашего урока и наших знаний.
Дети получают красочные буклеты от сказочных героев со стихами. Слайд 22
(см. Иллюстрации к уроку «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ ПО НУМЕРАЦИИ 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (Путешествие в Простоквашино)»)
Математика - царица всех наук,
Только не даётся нам без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.