Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: математика.
Тема: «Табличное умножение и деление чисел от 1 до 100»
3 класс
Технология развивающего обучения.
Номинация: современные образовательные технологии.
Автор : Телюкова Валентина Васильевна
2019
Педагог: Телюкова Валентина Васильевна
Предмет:учитель начальных классов .
Тема урока: «Табличное умножение и деление чисел от 1до 100» Характеристика класса. В классе 16человек: 9мальчиков и 7 девочек. Класс очень подвижный.3 человека имеют справки ЗПР, 1 человек-олигофрения. 7 человек больные серьёзными заболеваниями: ДЦП, иммунная система, заболевания глаз. .В классе эмоционально- психологический настрой- удовлетворительный. У 16 человек положительная мотивация к учебной деятельности.
На уроке дети активны, любознательны, проявляют творчество. Учащиеся имеют представление о числах и величинах, выполняют арифметические действия, могут решать текстовые задачи, определяют пространственные отношения, находят и решают задачи геометрического содержания, работают с информацией, составляют. записывают алгоритм поиска информации. Качество знаний учащихся составляет 56%.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке.
1.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 3 класс,-Москва. Просвещение, 2011
3.Компьютер.
4.Игра «Русское лото».
5.Контрольные карты при выполнении работы.
6.Сигнальные карты
7.Карточки-задания с геометрическими задачами для групп.
Данный урок входит в систему уроков раздела «Табличное умножение и деление чисел от 1 до 100»
Урок включает 5 этапов: организационный; актуализация знаний учащихся,
мотивация учебной деятельности; работа по теме урока; рефлексия.
1.Организационный момент. Цель учителя: создать эмоционально-психологический настрой учащихся; проверить готовность учащихся к уроку, включение учащихся в деятельность
на лично-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». Цели учащихся: эмоционально-психологический настрой; готовность к уроку. Методы: словесные.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; включение учащихся в деятельность.
Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает проверить готовность к уроку.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Прозвенел звонок весёлый, Он позвал ребят всех в класс, Урок математика у нас. Будем примеры, задачи решать. Творчество и фантазию развивать. Посмотрите, какой приятный день. У всех хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Проверьте всё ли у вас готово к уроку? Начинаем наш урок. | Учащиеся поворачиваются друг к другу, улыбаются, говорят добрые слова, проверяют готовность к уроку. | Проведён эмоционально- психологический настрой и проверка готовности к уроку учащихся класса |
2.Актуализация знаний учащихся. Цели учителя: создать условия для актуализации знаний учащихся; развития речи ; обогащения словарного запаса. Цели учащихся: развитие умения правильно отвечать на вопросы учителя; развивать свою речь. Методы: словесные.
П
риёмы работы: на компьютере записан эпиграф о математике. Учитель ведёт диалог о том, как дети понимают эти слова, зачем нужна математика в жизни.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Как вы понимаете эпиграф: Чтобы математику хорошо знать, Нужно правильно числа считать, Много думать, сравнивать, Задачи, примеры решать! -Проверим домашнее задание. (На компьютере слайд №1) | Ответы учащихся: -математика- это интересный и трудный предмет. На этих уроках нужно много думать, чтобы решать задачи; -даются логические задания, где нужно учиться сравнивать, находить что-то общее, лишнее; -решать головоломки; -работать с геометрическим материалом. -в жизни не обойтись без математики: нужно знать компьютер, при получении профессий- бухгалтер, учитель, биолог, геолог, продавец, вести расходы и доходы семьи. (Проверка домашнего задания ведётся в паре. Приложение №1) | На данном этапе урока были созданы условия для развития речи, обогащения словаря учащихся. Формирование личностных УУД |
3.Мотивация учебной деятельности. Цели учителя: создать условия для того, чтобы учащиеся смогли сформулировать тему и цель урока, наметить план работы. Цели ученика: научиться определять тему, цель урока, наметить для себя, чему они будет учиться на уроке и составить план работы. Методы: словесные.
Учитель предлагает задание, подводящее учащихся к определению темы, цели урока и планированию учебной деятельности. План работы записывается на доске.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
(Включается компьютер Слайд №2) -Необходимо решить примеры, по шифру составить слово. 30:5 (о) 5*8(н) 9*9(в) 7*3(о) 6*5(т) 4*4(р) 3*5(о) 42:6(е) 10*1(п) 2*7(и) Шифр:10, 6, 81,15, 16, 7, 40, 14, 7 - Чему будете учиться? | Учащиеся составляют слово: «Повторение» Тема урока: «Повторение. Табличное умножение и деление чисел от 1 до 100» -повторим табличное умножение и деление чисел; -решать примеры, задачи на действия деления и умножения; -уметь рассуждать, логически мыслить; -учиться работать в паре, группе. | 5 Учащиеся умеют определять тему и цели урока, планировать свою деятельность. Формирование метапредметных УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
-Давайте спланируем нашу деятельность. Делается запись на доске. 1.У.С 2.К.М. . 3.С.Р. 4.Уч. стр.66-67. 5 Г.м. 6.!. 7.Д.З. | -устный счёт в виде игры «Русское лото»; -каллиграфическая минутка,; -самостоятельная работа; -работа с учебником стр..66-67. -геометрическая пятиминутка» -рефлексия. -домашняя работа. | |
4
.Работа по теме урока. Цели учителя: создать условия для закрепления и повторения табличного умножения и деления чисел от 1 до 100; отработки умения сравнивать, анализировать, классифицировать числа, геометрические фигуры; ориентироваться и работать с учебником; развития логического мышления, внимания, памяти; формирование умения работать в паре, обмениваться мнениями, уважать мнение партнёра; использование методов стимулирования.
Цели ученика: повторить и закрепить табличное умножение и деление чисел от 1 до 100. учиться работать с учебником; отрабатывают умения сравнивать, анализировать, классифицировать числа, геометрические фигуры; умения решать головоломки; умение работать в паре уважать мнение других, согласовывать свои действия с партнёром.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Формы работы: математический диктант в виде игры «Русское лото»
выполнение логического задания- работа в группе; проведение рефлексии при проведении устного счёта: что понравилось, что было трудно самооценка учебной деятельности каждым.
При работе с учебником учащиеся учатся составлять и решать задачи;
работая в группе, проводят исследовательскую работу.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
*Устный счёт. Математический диктант «Русское лото». Инструкция к игре: каждый получает карту с числами. Ведущий проводит тираж №1, даёт числовые выражения, которые должны выполнить играющие. *Гимнастика для рук. -Раз. два. три, четыре. Кто живёт в моей квартире? -Раз. два, три, четыре пять. *Каллиграфическая минутка. (На компьютере слайд №4) -Исследуйте запись чисел, работая в паре. Установите закономерность их записи. Даны числа 13, 17, 21. *Самостоятельная работа. -Вам предлагается разноуравневая работа. Каждый выбирает для себя свой уровень. *Танцевальная физкультминутка. *Самостоятельная работа с учебником. -Решаем задачи с.66 №1, №2,№3. Работаем в паре. *Проводим геометрическую пятиминутку, работаем в группе. (Приложение №4) | Учащиеся получают карту с числами, выполняют задание ведущего, зачёркивая ответы числовых выражений, которые называет ведущий. (Приложение №20 Проверка проводится по контрольному листу, который находится на слайде №3) Победителю вручается медаль. Дети хлопают в ладоши. -Всех могу пересчитать! (Стучат в кулачки) -Эти числа двухзначные. Нечётные. В записи чисел есть цифра 4, одно число больше другого на 4.Значит, мы будем писать цифру 4.(В тетрадях учащиеся пишут цифру 4) (Учащиеся выбирают каждый для себя уровень. (Приложение №3) Учащиеся выполняют под музыку упражнения. Учащиеся выбирают одну задачу и ищут способы её решения. Они объясняют решение задач. Задача №1 Из 12 мотков шерсти получается 3 детских свитера. Сколько мотков шерсти нужно на 5 таких свитеров? Решение:12:3*5=20(м.) Задача №2 Папа провёл 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске? Решение:2*7+10=24(д.) Задача №3 Длина дорожки в саду 35м .Миша расчистил 7м., Ира-5м., а остальную часть расчистил папа. Сколько метров дорожки расчистил папа? Решение: 35- (5+7)=23(м.) Учащиеся получают карточку с заданием. (Приложение №4) Обсуждение в группах задания, способах его решения, защита выбора решения. | Учитель применяет индивидуальную форму работы. Вид деятельности: игра «Русское лото». Индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность. Применение здоровьесберегающих технологий. Снятие усталости. У 7 чащиеся проводят исследование чисел. работая в паре. Они правильно делают вывод о написании числа 4 на каллиграфической минутке. Форма работы: индивидуальная. Вид работы: самостоятельная разноуравневая работа. Проверка проводится по контрольным листам. Снятие усталости. Применение здоровьесберегающих технологий. Форма работы: парная. Вид деятельности: самостоятельное решение задач, нахождение способа их решения, умение детей слушать друг друга, вступать в диалог, в ходе которого находить правильное решение задачи. Формирование предметных УУД Формирование коммуникативных УУД Форма работы: групповая. Учащиеся умеют планировать свою деятельность, распределять обязанности в группе: лидер. секретарь, аналитик. исследователь, проводить защиту выполненного задания, давать оценку своей работы. |
5. Рефлексия. Цели учителя: создать условия для подведения итогов работы учащихся на уроке по теме: «Табличное умножение и деление чисел от 1 до 100»; организация правильной самооценки своей работы учащимися. Цели ученика: какую цель перед собою ставил каждый учащийся на уроке по теме «Табличное умножение и деление чисел от 1 до 100», чего он достиг в результате своей деятельности; сделать самооценку результатов своей деятельности и всего класса.
Формы работы: учитель предлагает учащимся несколько пословиц, которые
записаны на компьютере. Учащиеся выбирают «Ученье- путь к уменью»
и соотносят её со своими результатами, полученными на уроке. Учитель проводит диалог.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
-Как бы вы назвали сегодняшний урок? (Запись пословиц на компьютере Приложение №5) -Выберите ту пословицу, которая показывает нашу работу на уроке. -Как понимаете значение пословицы? -Какие цели ставили и чего достигли? -Что было трудно? -Сделайте самооценку Своей деятельности. -Заполните анкету рефлексивно-оценочной деятельности учащихся. -Ваше настроение? - Запишите домашнее задание с.67 №3 -Посмотрите задание, что вы должны выполнить? -Для чего вам дано это задание? -Молодцы! Спасибо за урок! | -Урок повторения. -Ученье- путь к уменью. Чем лучше учишься, тем больше получаешь умений, навыков для жизни. - - Сегодня мы на уроке провели устный счёт. Здесь мы повторили умножение, деление чисел от 1 до 100, решали задачи, работали в паре .группах. учились слушать друг друга, вместе находить способы решения задач. решали логические задания и задачи. работали с геометрическим материалом. . -Устный счёт на уроках математики, решать геометрические задачи. ( из 16 учащихся 15 оставляют ладони открытыми, 1 человек-закрытыми (Ладони открытые означают: «Я доволен собой».Кулачок:«Не совсем доволен!») Учащиеся заполняют анкеты.. (Приложение №6) С помощью лучиков дети собирают солнце Красный- прекрасное; Жёлтый- очень хорошее; Оранжевый- удовлетворительное. Учащиеся записывают домашнее задание. -Решить примеры на умножение и деление чисел от 1 до 100 -Чтобы закрепить тему урока. | Расширение кругозора, Умение делать выводы. Развитие умения самим подводить итоги с воей работы; оценивать свою деятельность. Учитель определяет цель домашнего задания. которая связана с изученным материалом на уроке. |
Выводы: в процессе изучения данной темы учащиеся повторили счёт чисел от 1 до 100. Проблемная ситуация помогла определить тему. цели урока, которые были решены в ходе урока. Обучающиеся работали в парах, группах, что помогло быстрее выполнить задание, выслушать партнёра, принять его точку зрения. В ходе урока использовались различные формы работы: игры, решение задач и логических заданий; исследовательская работа по изучению геометрических фигур; самооценка своей деятельности. Всё это помогло повторить изученный материал.
Формирование прочных знаний, устойчивого интереса к предмету добивалось через сочетание индивидуальных и групповых форм обучения,
которые создают атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся. Полагаю, что моё умение организовать совместную деятельность с учащимися позволяет выработать у них способность понимать, слушать, сопереживать. Результатом такого совместного труда являются рефлексивные знания
собственных возможностей, что является основой умения учиться.
Учитывая психофизиологические особенности и состояние здоровья
учащихся на уроке использовались здоровьесберегающие технологии.
Цели урока решены.
Литература
1Доровских И. С. Маленькие искатели истины: как формировать исследовательскую позицию младших школьников: Методические рекомендации.- Барнаул, 2016 - с.15
2.Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике.- М.: Просвещение, 2015 - с.44
3.Ковалько В. И. Здоровьесбергающие технологии.- М.: Вако, 2010.- с.21
4.Коновалова Е. И. Нестандартные уроки математики в 1 классе.- Волгоград: Учитель-Аст, 2015.
5.Советова Е. З. Эффективные образовательные технологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 - с.111
6.Интернет-ресурсы:
В помощь современному учителю http://k-vpokv.ru/load 67
Официальный сайт образовательной программы «Школа России»
schoolrussia.ru/
Приложение №1
Слайд №1
Вариант 1 Вариант 2
*Найди значение выражения.
47+5*3-18=44 2*(8:4)+16=20
*Отметить неверные записи.
7*3=21 8*8=64
48:6=8 24:4=5
42=6*5 5*7=40
Приложение №2
Учитель сообщает, что они будут играть в «Русское лото», объявляет номер тиража и раздаёт каждому ученику билет с некоторыми числами от 1 до 90.
Среди этих чисел есть ответы к заданиям учителя. Ученик должен успеть выполнить вычисления, найти в билете число и зачеркнуть его.
Выигрывает тот, кто вычеркнет числа правильно.
6 | 10 | | 30 | 48 | | | 72 | |
| 12 | | 32 | | | 60 | | |
3 | | 27 | | 42 | | | | |
| 9 | 24 | | | 50 | | | |
8 | | | 35 | | 56 | | | |
2 | | 28 | | | | | | 90 |
Тираж 1
Найди частное чисел 12 и 2
Найди произведение чисел 4 и 2
Первый множитель 5, второй множитель 2. Найди произведение
Делимое 18, делитель 2. Найди частное
Найди сумму чисел 26 и 16
Найди произведение чисел 3 и 9
Найди частное чисел 100 и 2
Увеличь 30 в 3 раза
Произведение чисел 9 и 8
Делимое 70, делитель 2. Найдите частное
Контрольная карта
6 | 1 0 | | 30 | 48 | | | 7 2 | |
| 12 | | 32 | | | 60 | | |
3 | | 2 7 | | 4 2 | | | | |
| 9 | 24 | | | 5 0 | | | |
8 | | | 3 5 | | 56 | | | |
2 | | 28 | | | | | | 9 0 |
Приложение №3
Уровень 1
42 : 6 ∙ 7
8 ∙ (20 - 14)
32 : 8 ∙ 3 (36+12):6
27 : 3 ∙ 6
(90 – 42) : 8
Уровень 2
Задача
8 карандашей стоит 24 рубля.
•Сколько стоят 7 таких карандашей?
•Сколько карандашей можно купить на 18 рублей?
Уровень 3
1) 6 ∙ 9 4 ∙ 9
(лу) (де)
2) 64 : 8 27 : 9
(вре) (мя)
3) 8 ∙ 8 9 ∙ 9 40 : 8
(хе) (те) (по)
4) 7 ∙ 9
(час)
Шифр
1) 36 54
2) 8 3
3) 5 81 48
4) 63
Уровень выбирается по желанию учеников. Проверка индивидуальная по контрольным листам.
Контрольные листы.
Уровень 1
42 : 6 ∙ 7= 49
8 ∙ (20 - 14)=48
32 : 8 ∙ 3-24 (36+12):6=8
27 : 3 ∙ 6=54
(90 – 42) : 8=6
Уровень 2 Уровень3 Задача. Делу время- потехе час. 1.24:8-3р. 2.3*7=21р. 3.18:3=6к.
Приложение №4
Геометрические задания
Г
руппа 1
Вокруг квадратной клумбы надо расставить 14 ваз так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество ваз. Как это сделать?
Ответ:
Группа 2
На каком расстоянии от точки А на отрезке АВ, длина которого 9 см., надо поставить точку К так, чтобы сумма длин отрезков АК и КВ была наименьшей.
Ответ: так как сумма длин сторон отрезков АК и КВ всегда равна длине отрезка АВ, то точка К может быть любой точкой отрезка АВ. Значит, ответ: на любом
Группа 3
Что лишнее и почему?
Группа 4
Периметр треугольника равен периметру квадрата. Чему равна сторона квадрата, если каждая из сторон треугольника равна 12 см.?
Ответ: 12 ∙ 3 = 36 (см.)
36 : 4 = 9 (см.)
Приложение №5 Пословицы. *Терпенье и труд всё перетрут. *Ленивому лениться лень. *Ученье-путь к уменью.
14
Приложение №6
Анкета рефлексивно-оценочной деятельности учащихся
1. | Домашнее задание. | + или? |
2. | Игра «Русское лото» | + или? |
3. | Самостоятельная разноуравневая работа | + или? |
4. | Решение задач. | + или? |
5. | Геометрическая пятиминутка. | + или? |