СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 3 классе "Деление суммы на число"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе "Деление суммы на число"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПАРТЕНИТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЯ АНТОНОВИЧА ГРЕЧКО» ГОРОДА АЛУШТЫ












Конспект урока математики

«Деление суммы на число»

в 3 классе





Разработала:

Волченко Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов.















2023/2024 учебный год

Конспект урока математики в 3 классе

ТЕМА: Деление суммы на число.

УЧИТЕЛЬ: Волченко Татьяна Алексеевна


Цель: создать условия для ознакомления с различными способами деления суммы на число.

Задачи:

1) формировать умение делить сумму на число;

2) развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать;

3) воспитывать интерес к изучению математики.


Планируемые результаты:

Предметные:

- знать свойства умножения, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100;

- уметь применять свойства умножения для нахождения значения числового выражения, решать задачи изученных видов.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, извлекать информацию, делать выводы на основе умозаключений.

Регулятивные:  умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник: Математика, 3кл.: Учебник: В 2 ч./ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова -М.: Просвещение\ Учебник, 2022.-Ч.2, презентация в формате PowerPoint, раздаточный материал.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • хорошей работы на уроке (прикосновение всей ладонью)


II.Мотивация. Целеполагание.


-  Ребята, Вы хотели бы найти клад? (Слайд 2)

- А что это такое? (Клад - это богатство, деньги, золото).

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Как вы думаете, что это за клад? (Ответы детей) Наш клад – это знания! (Слайд 3) Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! (Звучит веселая музыка)

- Прочитайте пример: (10+5) · 5 = (Сумму чисел 10 и 5 умножили на число 5). (Слайд 4)

-Сколько способов вы знаете, чтобы умножить сумму на число (2).

- Какой первый способ? (Нужно посчитать сумму и полученный результат умножить на 5, 10 + 5 = 15 и 15 · 5 =75).

- Какой второй способ? (Нужно первое слагаемое умножить на 5, затем второе слагаемое умножить на 5, полученные результаты сложить, 10 · 5 + 5 · 5 = 50 + 25 =75). (Слайд 5)

- А если я изменю один знак в примере, сможете ли вы теперь прочитать пример?

(10+5) : 5 = (Ответы детей)

- Решали ли мы примеры такого вида? (Нет.) Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Деление суммы на число). Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке? Зачем надо научиться делить сумму на число, где это может вам пригодиться? (Ответы детей)


III. Актуализация опорных знаний.

1. Устный счёт. (Слайд 6)


№ 2.

А.Бабушка Маша пекла пирожки,
По тарелкам разложила. 
Помоги сосчитать скорей 
Сколько пирожков она получила. 
На пять тарелок по шесть штук с картошкой . 
На три тарелки по семь штук с рыбешкой. 
На две тарелки по четыре пирожка с вареньем клубничным. 
Угощение для внуков получилось отличным. (6 · 5 + 7 · 3 + 4 · 2 = 59 )

Б. Зайка   морковки собирал. 
Морковки в корзинки  распределял. 
В три корзинки по девять штук он положил. 
В четыре лукошка по пять штук он разложил. 
Морковки сосчитать никак не может. 
Кто вычислить ему поможет? (9 · 3 + 5 · 4 = 47)

В. Белка орешки собирала.

На зиму орешки запасала.

Сорок два орешка по семь штук в каждое дупло положила.

Сколько деревьев она посетила? (42 : 7 = 6)

Г. Мы ходили в магазины и купили апельсины

10 штук по 2 положим.

Скольких угостить мы можем? (10 : 2 = 5 )

2. - Какое сегодня число? (24 января.)

- Составьте устно примеры так, чтобы в ответы было число 24.(Ответы детей)

- Запишите в тетрадях (слайд 7):

24 января.

Классная работа.

3. Математический диктант.

1. Какое число надо разделить на 4, чтобы получилось 8?

2. Во сколько раз 45 больше 5?

3. На сколько надо уменьшить 36, чтобы получилось 6?

4. Найди произведение чисел 8 и 5.

5. Какое число надо умножить на 7, чтобы получилось 21?

6. Уменьши 36 в 9 раз.

7. Найди сумму чисел 36 и 19.

8. Сколько сантиметров в 9 дм?

9. Площадь квадрата со стороной 5 см.

10.На одной полке 10 книг, а на другой в 3раза больше. Сколько книг на двух полках?

Ответы появляются на экране:1) 32; 2) 9; 3) 30; 4) 40; 5) 3; 6) 4; 7) 55; 8) 90 см; 9) 25 см2 ; 10) 40 . (Взаимопроверка) (Слайд 8)

IV. Работа по теме урока.

1. - Давайте выдвинем гипотезу. Как вы думаете помогут нам разделить сумму на число те же способы, которыми мы пользовались при умножении суммы на число? (Вероятно, да).

-Давайте попробуем это сделать и решим наш пример (слайд 9):

(10+5) : 5 =

I способ: (10+5) : 5 = 15 : 5 = 3. (Слайды 10,11)

II способ: (10+5) : 5 = 10 : 5 + 5 : 5 =2 + 1 =3.

- Какие получились ответы? (Одинаковые) Верно ли наше предположение, сделанное ранее? (Да.)

- Какое математическое свойство использовали? (распределительное свойство деления)

2. Работа с учебником.

- Прочитайте объяснение в учебнике на с. 13. Правильно ли мы определили этапы решения нового вида примеров?

- Давайте решим с устным объяснением № 2 на этой же странице.

(80 + 16) : 4 = 96 : 4 = 24 (Деление 96 : 4 вызывает затруднения у детей, так как такой вид примеров мы ещё не решали. Тогда пробуем II способ, так как знаем, что ответы должны получиться одинаковые)

(80 + 16) : 4 = 80 : 4 + 16 : 4 = 20 + 4 =24 (Пример II способом оказалось решить проще)

(30 + 21) : 3 = 51 : 3 = 17 (Затруднения)

(30 + 21) : 3 = 30 : 3 + 21 : 3 = 10 + 7 =17 (Решают без затруднений)

(11 + 13) : 6 = 24 : 6 = 4

(11 + 13) : 6 = 11 : 6 + 13 : 6 = (Решить не могут, так как слагаемые не делятся на 6 без остатка )

- Какой вывод можно сделать? Всегда ли можно разделить сумму на число двумя способами? Какой способ мы выбираем? (Удобный для счёта).

V. Физкультминутка.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам.

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.


VI. Закрепление изученного материала.

1. – с.13 № 2.

- Прочитайте задачу. Кто такие закройщицы, какую работу они выполняют?

- Скажите, что известно и что неизвестно. (Слайд 12)


Кол-во тк. на1 пл.

Кол-во пл.

Всего м тк.

1з.

? пл. ? пл.

15 м

2з.

? пл.

12м

-Чтобы ответить на вопрос задачи, сколько всего платьев они скроили, какие два числа надо знать? ( Сколько всего метров ткани было у двух закройщиц и сколько метров они расходовали на одно платье.) Оба этих числа мы знаем? (Нет.) Можем ли сразу решить задачу? (Нет, надо сначала узнать, сколько всего метров ткани было.) Как мы это узнаем? 1).15 + 12 = 27 (м) – ткани было у закройщицы.

- Теперь мы знаем оба эти числа? Да. Можем решить задачу? Да.

2).27 : 3 = 9 (пл.)



План решения:


Всего метров

ткани

?

метров

расх.

на 1 пл.

?

:

3



1) 15 + 12 =

-Как мы можем записать решение выражением?

(15 +12) : 3 = 27 : 3 = 9 (пл.)

- Какой это способ деления суммы на число? (I)

- Как бы вы решили задачу вторым способом?

- Что узнаем сначала? (Сколько платьев скроила первая закройщица из 15 метров ткани? 15:3=5 (пл.)).

- Что узнаем потом? (Сколько платьев скроила вторая закройщица из 12 метров ткани? 12:3=4 (пл.)).

- Что узнаем дальше? (Сколько всего платьев скроили обе закройщицы? 5+4=9 (пл.))

Запишите решение выражением.

15:3+12:3=9 (пл.)

- Давайте запишем ответ. (Ответ: 9 платьев они скроили.)

2.Творческое задание.

с.13 № 3. Устно составьте задачу по выражению (20 + 30) : 5 =. Объясните разные способы её решения.

3. Логическая задача. (Слайд 13)

У Светы 8 кукол. Если ей подарят еще 4 куклы, то у нее их станет на 5 больше, чем у Лены. Сколько кукол у Лены? (7)


VII. Рефлексия. Итог урока.

- Какой вид примеров мы с вами решали?

- Достигли ли вы поставленных перед собой целей?

- Что вызывало затруднения? Что больше всего понравилось делать на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора». (Слайд 14)

-Зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного. (Карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Выставление отметок.


VIII. Домашнее задание.

с.13 № 4 и № 5. (Объяснение домашнего задания)

(Слайды 15, 16)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!