- развивать логическое мышление у учащихся.
- вспомнить правила полноценного питания.
Этапы урока | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап- организацион ный | Стих: -Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету вам скажу : «Будет интересно!» Будем мы считать, писать и решать задачи, Чтоб сегодня , как всегда, в руки шла удача. Повторим материал, закрепим уменья, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!» -Откройте тетради, запишите число и классная работа. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. -Какое сегодня число? -Что можете сказать про число16? - Каков порядковый номер месяца апреля? | Проверяют рабочее место, записывают число и классная работа. Ответы детей. ( 16 апреля) Высказывают мнения :двузначное , чётное, в нём 1 дес. и 6 ед. Является произведением чисел 8 и 2 , 4 и 4… номер 4 | Личностные Развитие доброжелательности Метапредметные регулятивные: способность прини-мать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; познавательные: формировать умение ставить задачи и формулировать тему урока. Предметные : знать нумерацию в пределах 1000; уметь заменять числа разрядными слагаемыми; повторить приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел; Личностные Формировать осознание ответственности за себя и товарищей. Метапредметные регулятивные: Формировать саморегуляцию, т.е. мобилизация сил к преодолению препятствий для познания нового. познавательные: Формировать умение ставить цель, задачи и формулировать тему урока. коммуникативные: Контролировать действия товарища, соблюдая культуру поведения. |
2 этап – устный счёт и актуализация изученного материала. | -Используя три цифры : 1,4,6 составьте всевозможные трёхзначные числа. - Расположите эти числа в порядке возрастания, … в порядке убывания... - Оцените правильность своей работы с помощью цветных кругов: зелёный круг – всё верно, красный круг – есть ошибки. -Что обозначает в записи этих чисел цифра 6? Разбор числа 416 : -сколько отдельных единиц? -сколько отдельных десятков? -сколько отдельных сотен? -сколько всего единиц? -сколько всего десятков? -сколько всего сотен? Разложите наибольшее и наименьшее числа из написанных на разрядные слагаемые. 146 = … + .. + . 641 = … + .. + . -Какие знания нам сейчас пригодились? -Попробуйте догадаться , чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему. -Что ещё вы уже умеете делать с трёхзначными числами? Тема нашего урока: Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. -Составьте всевозможные примеры на сложение и вычитание . Например , 614 – 164 146 + 461 416 – 146 641 + 164 и т. д. -А теперь решите эти примеры самостоятельно столбиком. Оцените свою работу с помощью цветных кругов : зелёный круг – всё могу, красный круг – есть затруднения. - С какой темой мы познакомились на уроке окружающего мира? Давайте попробуем связать наши знания по математике с темой «Семейный бюджет» -Из чего состоит бюджет?( доход и расход) -Какую цель поставим на урок? Цель: учиться соотносить доходы и расходы в семье, считать их с помощью арифметических действий. | самостоятельная работа , запись у доски по цепочке. Самостоятельная работа, проверка по интерактивной доске. Слайд №2. Самооценка. Ответы детей. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Ответы: знать нумерацию, уметь раскладывать на слагаемые… ..складывать, вычитать… Предлагают варианты. Слайд №3. Работа в группах. Запись на доске без решения по цепочке. Самостоятельная работа. Самооценка трудностей, а не ответов.. Ответы детей. Слайд №4. Слайд №5. Предлагают вари-анты. Слайд №6. |
3 этап - постановки проблемы. | Задание . Сосчитайте доход семьи из 4-х человек? Зарплата мамы – 12 тысяч рублей Зарплата папы – 12 тысяч рублей. Детские пособия – 1 тысяча рублей. - Были трудности в подсчётах дохода семьи? ( счёт тысячами: 12 тыс. + 12 тыс. + 1 тыс. = 25 тыс.) -Теперь примемся за подсчёт расходов. Коммунальные услуги: -Какие единицы величин вы знаете, и что в них вычисляют? Единицы длины: мм, см, дм, м… Единицы площади: см2, дм2, м2. Единицы массы: г, кг. Единицы ёмкости: л. - А знаете ли вы в чём измеряют газ, электроэнергию? ( учитель знакомит с кубическим метром на примере кубика- игрушки, мысленно увеличив его длину сторон до 1 м) Задача1. Цена 1 кубического метра газа 5 рублей. По показаниям счётчика за месяц израсходовали 250 кубических метров газа. Какова стоимость всего использованного газа за месяц? Опора в виде таблицы на доске ( не в тетради) цена | количество м3 | стоимость | 5 рублей | 250 м3 | ? | -Как найдём стоимость? -Умеем ли мы умножать такие числа? -Так какие задачи поставим на урок? Задача на урок: научимся умножать трёхзначные числа, оканчивающиеся нулями. | Ответы детей устно. Слайд №7. Ответы детей устно. Предлагают варианты. Слайд №8. Заполнение готовых граф в таблице у доски. Проверка по слайду № 9. Ответы детей. Предлагают вари-анты. Слайд №10. | Личностные Формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий Метапредметные регулятивные: Формировать саморегуляцию, т.е. мобилизация сил к преодолению препятствий для познания нового. познавательные: Формировать умение ставить задачи и формулировать тему урока. коммуникативные: Задавать вопросы и формулировать свои затруднения. |
3 этап - открытия нового материала. | -Предлагаю разобраться с вопросом: « Как научиться выполнять такие вычисления?» Это проблемный вопрос урока ? - Ваши действия? Что для этого нужно сделать? Побудем в роли исследователей. Для этого будем вспоминать изученное, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Если не смогут, учитель направляет к сведениям в учебнике с. 82 и с. 83 - параграфы вверху. способ: превращаем в десятки: 250 х 5 = 25 дес. х 5 = 125 дес.=1250 способ: заменяем разрядными слагаемыми: 250 х 5 = ( 200 + 50) х5 = 200 х5 + 50 х5 =1000+250 = =1250 - Так как можно выполнить умножение трёхзначных чисел? Вывод: умножать такие числа можно двумя способами, превращая в десятки или заменяя разрядными слагаемыми. Задача 2 . За свет (электроэнергию) мама заплатила 640 рублей. Сколько киловатт электроэнергии израсходовала семья за месяц, если цена 1 киловатта 2 рубля. Заполнение таблицы у доски ( не в тетради) цена | количество кВт | стоимость | 2 рубля | ? | 640 рублей | -Предлагайте решение. Решение в парах: на карточках 640 : 2 = ____дес. : 2 =___ дес. 640 : 2 = (_____ + ____) : 2 = ____ : 2 + ____ : 2 = =_____+_____ = ______ Стих: Понапрасну не болтай Рассуждая – убеждай. Здесь не нужен шум и гам – Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг. - Так как можно выполнить деление трёхзначных чисел? Вывод: делить можно так же двумя способами, превращая в десятки или по частям, заменяя удобными слагаемыми. | Проблемный вопрос на урок. Ответы детей. Ответы детей. Под руководством учителя сильные ученики записы-вают решение на доске, остальные в тетради. Считаем только до 1000. Предлагают свой вывод. Слайд №11. Заполнение готовых граф в таблице у доски. Проверка по слайду № 12. Ответы детей. Решение в парах. Если есть затруднения – помощь учителя. Ответы детей. Предлагают свой вывод. | Личностные Повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов Метапредметные коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. регулятивные : высказывать свое предположение познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную на уроке; Предметные: развитие умения умножать и делить круглые трёхзначные числа; Личностные: Развитие умения слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждою иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, Метапредметные: познавательные Строить логическую цепь рассуждения. регулятивные: Формировать саморегуляцию, т.е. мобилизация сил к преодолению препятствий для познания нового |
4 этап – практического применения знаний | -Итак, посчитаем наши расходы за коммунальные услуги: ( устно по доске) Плата за газ: 1250 руб. Плата за свет: 640 руб. Плата за телефон и интернет : 1000 руб. Плата за воду : 360 руб. Решите удобным способом: 1250 + 1000 + ( 640 +360) =3250 руб. Физкультминутка. 1,2,3,4.5- Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. К речке быстрой мы спустились Наклонились и умылись. 1,2,3,4 – Вот как славно освежились. Теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз, это брасс. Одной , другой – это кроль. Вышли на берег крутой И отправились домой. Расходы на продукты питания. -Мы сосчитаем хотя бы расход на хлеб. Составьте сами задачу по готовой таблице: Задача № 3. цена | количество | стоимость | 21 руб. | 2 буханки хлеба | ? | -Продолжим задачу устно: ежедневно семья тратит на хлеб 42 рублей. Сколько в среднем тратит за месяц ? -Кто сможет записать эти две задачи вместе с помощью выражения? (42 . 2) . 30 = (40+2) .30 = 40 . 30 + 2 . 30 = 1200 + 60 = =1260 В среднем по подсчётам расход на питание в месяц - 2 тысячи рублей на 1 человека. А на четверых? -Познакомимся со средним расходом семейного бюджета за месяц? Расходы: Оплата коммунальных услуг: 3 тысячи рублей Питание : 8 тысяч рублей Одежда, обувь : 5 тысяч рублей Транспорт : 2 тысячи рублей Прочие расходы: 3 тысячи рублей Итого: …. 21 тысяча рублей. Вспомним каков был доход ? ( 25 тысяч) Найдите разницу: 4 тысячи – это сбережения. Они могут пригодиться в трудную минуту. В народе говорят «на чёрный день». В наше время пандемии- это непредвиденные расходы на лекарства. | Слайд №13. Решают удобным способом. Учитель помогает, так как считаем лишь до 1000. Дети выполняют движения. Слайд №14. Устно составляют задачу и решают. Запись на доске кем-то, остальные в тетради. Помощь учителя в разложении на слагаемые. Проверка по слайду №15. Ответы устно. Слайд №16. Ответы детей. | Личностные повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; Метапредметные коммуникативные : совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам; познавательные: -формировать умение рассуждать, доказывать, проговаривать свои действия; -формировать логические УДД- умение анализировать; -формировать умение самостоятельно ориентироваться в своей системе знаний, с опорой на алгоритм. регулятивные: - формировать целеполагание (построение алгоритма)., контролировать свои выводы с выводом эталона (учебника), -проговаривание своих действий. Предметные анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; составлять задачу по краткой записи. |
5 этап –обобщения и систематизации знаний. | -Можно ли не платить за коммунальные услуги? Этого делать нельзя, так как могут отключить газ , свет , воду. Но можно экономить. Задача №4. Решение устно. За сутки из плохо закрученного крана вытекает 8 вёдер воды. Сколько литров воды вытечет если в одном ведре 10 литров? Детям вручаются памятки: __________________ Способы экономии воды: 1) всегда закрывать кран после его использования. следить за их исправностью. Во время чистки зубов закрывать кран или пользоваться стаканчиком. 2) загружать стиральные и посудомоечные машины полностью. Следить за собой, меньше пачкать одежду, чтобы сократить количество стирок. Способы экономии газа: 1)регулярно очищайте горелки от жира и копоти. Чем они чище – тем меньше газа потребуется для достижения необходимой температуры. 2) чистые кастрюли способны сэкономить газ: их блестящая поверхность лучше проводит тепло, чем загрязнённая копотью. 3)простой способ экономии газа – как можно чаще накрывать посуду крышкой во время готовки. Способы экономии электроэнергии: 1)гасите свет , не оставляйте приборы в режиме ожидания. 2)отдавайте предпочтение энергосберегающим лампочкам. 3) меньше времени проводите за телевизором, компьютером и другими гаджетами. Лучше больше общайтесь с друзьями и родственниками напрямую. _________________________________________________ -Можно ли сэкономить на продуктах питания? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо , рыбу и молочные продукты. Организм должен получать полноценное питание. Но…можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа-чупсов , кока-колы, или чипсов, кириешек… Без этих продуктов вполне можно обойтись. Я уже не говорю о вредных привычках : алкоголь , табак… - Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно продлить срок службы тех вещей, которые есть у вас. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за год, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера ( или кроссовок) придётся забыть. - Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают : на что их потратить в первую очередь, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу «Сейчас на это нет денег».Это не значит , что у мамы и папы нет денег в кошельке - они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб ещё каких-то покупок. А может быть, родителям придётся даже занимать деньги. Поэтому прежде, чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет. | Ответы детей. Слайд №17. Ответы детей. Слайд №18. | Метапредметные : познавательные выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Предметные: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. |
6 этап - рефлексия | -Нам предстоит ещё многому учиться, чтобы с лёгкостью справиться с любыми заданиями Оцените урок и вашу работу . Зелёный круг - урок понравился и вы довольны своей работой, Красный круг - урок не понравился, я не очень доволен своей работой. - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. | Показывают круги и говорят устно. Слайд №19. | Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учеб-ной деятельности; Метапредметные: регулятивные: способность сохра-нять цели и следовать им в учебной деятельности; способность оценивать свои действия |
7- этап информации о домашнем задании | Домашнее задание: уровень - с. 83 ,№ 1,3. уровень - с.83,№1,5 уровень – составить задачу-расчёт расходов на ваши игрушки или на школьные принадлежности в течение года. | Выбирают задание. | Метапредметные : личностные: Формировать осознание ответственности регулятивные: Мобилизовать силы и энергию учащихся. Предметные: решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты. |