СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе "Понятие дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе "Понятие дроби"»





Открытый урок математики

в 5 классе

на тему:

«Понятие дроби»









































Подготовила и провела учитель математики

МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева»

Гасанова Гюльжан

Джамалдиновна

2015-2016 уч.год





















5 класс

Тема: «Понятие дроби»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование понятий: «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель».

Задачи:

  • Создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.

  • Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах;

  • умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • понимание смысла поставленной задачи;

  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

  • умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.





ХОД УРОКА.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Толька лишь оценку пять.


2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Активизирую знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать, или записывать числа?(ответы детей)

-А всегда ли   при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?(ответы детей)

- Помните, как было в детском мультфильме «Апельсин»:

просмотр мультфильма

Какой фрукт делили звери?

Из чего он состоит?

А какие дольки в апельсине?

Значит, что такое доли?

- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь.                                                                        

В словаре слово «дробить означает делить.

Вам приходилось слышать слово «дробь» не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.

-Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? (ответы детей)


 - А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

- Какие задачи стоят сегодня перед нами?

                                                     

3.Этап постановки темы урока и учебной цели.

Учитель. Тема нашего урока: «Понятие дроби». Беседа с учащимися по выявлению цели урока и задач. Сегодня на уроке мы ставим перед собой задачи: узнать, что такое дробь, научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби и историческая справка.





4.Этап открытия новых знаний.

Интересно, а в древности люди знали про дроби?

- В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.

«Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят

это делать», - писал основатель афинской

Академии Платон.

Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский.

Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.

– А как половину записать цифрами?

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

– На сколько равных частей разделили полоску?

Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной,

а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом .

– Сколько частей закрасили красным цветом?

Запишем число 1 над дробной чертой вот так: .

Число, записанное над чертой, называют числителем.

ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски

( на практике обозначает половину некоторой величины)

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

- Назовите числитель и знаменатель


каждой дроби .

- Хотите узнать, как изображались

обыкновенные дроби у разных народов?

5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

Например

- одна пятая;

- две шестых;

- восемьдесят три сто пятьдесят вторых

Запишите в виде обыкновенной дроби:

- одна пятая;

- две шестых;

- восемьдесят три сто пятьдесят вторых

-Ребята, посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

-Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?

- Ребята, прочитайте обыкновенные дроби, которые вы видите на экране, назовите числитель и знаменатель.

Ребята, мне на электронный ящик, пришло письмо от Незнайки.





«Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в нахождении части закрашенной и не закрашенной фигуры. Помогите мне их найти».

Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.



( )

( ).

( ).

( ).

( )

( ).



6.Этап релаксации.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8136/Itemid,118/

7.Математический диктант. 

Запишите в виде обыкновенной дроби.

1. Две седьмых

2. Четыре девятых.

3.Одна сотая.

4.Шесть восьмых.

5. Три двадцать пятых.

6.Половина.



8.Решение задач из учебника (комментировать решение с места, цель – применить новые знания в решении жизненных ситуаций.

№ 744(а,б,в) а-решение у доски, б,в – комментирование с места.

№ 741 (б,в)

9.Тестовая работа

1 вариант.

    1. Что показывает знаменатель дроби?

а) знаменатель показывает, на сколько равных частей делили предмет;

б) знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.

2) Дана дробь  . Какое высказывание верно?

а) 3 – знаменатель дроби;

б) 3- числитель дроби;

в) 5 –числитель дроби.



3) Какая часть квадрата заштрихована?

а)  ; б)  ; в)  .

4) На каком рисунке изображено число   ?

а) 

б) 

в) 

5) В книге 100 страниц. Лена прочитала   всей книги. Сколько страниц прочитала Лена?

а) 25 страниц;

б) 20 страниц;

в) 100 страниц.

2 вариант.

1) Что показывает числитель дроби?

а) числитель показывает, сколько равных частей предмета взято;

б) числитель показывает, на сколько равных частей делили предмет.

2) Дана дробь . Какое высказывание верно?

а) 4 – знаменатель дроби;

б) 4- числитель дроби;

в) 7 –числитель дроби.



3) Какая часть прямоугольника заштрихована?

а)  ; б)  ; в) .

4) На каком рисунке изображено число   ?





а) 

б) 

в) 

5) В пакете 900 г крупы. На кашу бабушка израсходовала   всего количества крупы. Сколько г крупы бабушка израсходовала на кашу?

а) 600 г; б) 300 г; в) 900 г.

Самопроверка по ключу и самооценка.

10.Домашнее задание 

П.4.1 , №737, №744(г,д ,е)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!