Открытый урок математики
в 5 классе
на тему:
«Понятие дроби»
Подготовила и провела учитель математики
МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева»
Гасанова Гюльжан
Джамалдиновна
2015-2016 уч.год
5 класс
Тема: «Понятие дроби»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование понятий: «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель».
Задачи:
Создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.
Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах;
умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
понимание смысла поставленной задачи;
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
Активизирую знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать, или записывать числа?(ответы детей)
-А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?(ответы детей)
- Помните, как было в детском мультфильме «Апельсин»:
просмотр мультфильма
Какой фрукт делили звери?
Из чего он состоит?
А какие дольки в апельсине?
Значит, что такое доли?
- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь.
В словаре слово «дробить означает делить.
Вам приходилось слышать слово «дробь» не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.
-Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? (ответы детей)
- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
- Какие задачи стоят сегодня перед нами?
3.Этап постановки темы урока и учебной цели.
Учитель. Тема нашего урока: «Понятие дроби». Беседа с учащимися по выявлению цели урока и задач. Сегодня на уроке мы ставим перед собой задачи: узнать, что такое дробь, научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби и историческая справка.
4.Этап открытия новых знаний.
Интересно, а в древности люди знали про дроби?
- В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.
«Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят
это делать», - писал основатель афинской
Академии Платон.
Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский.
Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.
– А как половину записать цифрами?
Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.
– На сколько равных частей разделили полоску?
Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной,
а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом .
– Сколько частей закрасили красным цветом?
Запишем число 1 над дробной чертой вот так: .
Число, записанное над чертой, называют числителем.
ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски
( на практике обозначает половину некоторой величины)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
- Назовите числитель и знаменатель
каждой дроби .
- Хотите узнать, как изображались
обыкновенные дроби у разных народов?
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например
- одна пятая;
- две шестых;
- восемьдесят три сто пятьдесят вторых
Запишите в виде обыкновенной дроби:
- одна пятая;
- две шестых;
- восемьдесят три сто пятьдесят вторых
-Ребята, посмотрите на экран и ответьте на вопросы:
-Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?
- Ребята, прочитайте обыкновенные дроби, которые вы видите на экране, назовите числитель и знаменатель.
Ребята, мне на электронный ящик, пришло письмо от Незнайки.
«Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в нахождении части закрашенной и не закрашенной фигуры. Помогите мне их найти».
Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.
| ( ) | | ( ). |
| ( ). | | ( ). |
| ( ) | | ( ). |
6.Этап релаксации.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8136/Itemid,118/
7.Математический диктант.
Запишите в виде обыкновенной дроби.
1. Две седьмых
2. Четыре девятых.
3.Одна сотая.
4.Шесть восьмых.
5. Три двадцать пятых.
6.Половина.
8.Решение задач из учебника (комментировать решение с места, цель – применить новые знания в решении жизненных ситуаций.
№ 744(а,б,в) а-решение у доски, б,в – комментирование с места.
№ 741 (б,в)
9.Тестовая работа
1 вариант.
а) знаменатель показывает, на сколько равных частей делили предмет;
б) знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.
2) Дана дробь . Какое высказывание верно?
а) 3 – знаменатель дроби;
б) 3- числитель дроби;
в) 5 –числитель дроби.
3) Какая часть квадрата заштрихована?
а) ; б) ; в) .
4) На каком рисунке изображено число ?
а)
б)
в)
5) В книге 100 страниц. Лена прочитала всей книги. Сколько страниц прочитала Лена?
а) 25 страниц;
б) 20 страниц;
в) 100 страниц.
2 вариант.
1) Что показывает числитель дроби?
а) числитель показывает, сколько равных частей предмета взято;
б) числитель показывает, на сколько равных частей делили предмет.
2) Дана дробь . Какое высказывание верно?
а) 4 – знаменатель дроби;
б) 4- числитель дроби;
в) 7 –числитель дроби.
3) Какая часть прямоугольника заштрихована?
а) ; б) ; в) .
4) На каком рисунке изображено число ?
а)
б)
в)
5) В пакете 900 г крупы. На кашу бабушка израсходовала всего количества крупы. Сколько г крупы бабушка израсходовала на кашу?
а) 600 г; б) 300 г; в) 900 г.
Самопроверка по ключу и самооценка.
10.Домашнее задание
П.4.1 , №737, №744(г,д ,е)