Урок окружающего мира «Чудесные превращения воды в природе». 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Цели:
формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое);
развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
повышать познавательную активность детей; развивать воображение, восприятие, память, наблюдательность;
воспитывать бережное отношение к воде;
прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.
ХОД УРОКА
1.Мобилизационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном веществе. Вот такие высказывания о нём можно встретить сегодня в научных газетах, журналах, энциклопедиях, услышать в познавательных передачах: «Это необыкновенное вещество, главное из веществ в природе, одно из её чудес».
Итак, это – вода. Я приведу вам ещё цитаты из высказываний великих людей прошлого:
Леонардо да Винчи – итальянский, художник эпохи возрождения: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле»
Антуан де Сент-Экзюпери, французский лётчик и писатель. С одним из его произведений мы познакомимся на уроках чтения в 4 классе, а сейчас прочтём его высказывание о воде: «Вода! Ты самое большое богатство на свете».
А вот что говорит русская пословица:«Мать-водица – всему царица».
Учитель:
-Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В супе, в чае, в каждой капле.
Вы согласны? Это так ли?
-Можно ли сказать , что вода находится «везде»?
(высказывания детей)
Ответьте на вопрос или закончите фразу.
-Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь? (прозрачная)
-Мы можем ее окрасить в любой цвет, потому что сама она…..(бесцветная)
-Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода….. ( не имеет вкуса).
— Почему при закипании из чайника выплёскивается вода?? (вода нагревается и расширяется)
-Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха)
Ш. Сообщение темы. (слайд №3)
-Мы повторили основные свойства воды.
—А все ли мы знаем о воде?
— Впереди еще много открытий об этом удивительном веществе и ее волшебных превращениях
— Воду называют путешественницей. Вы согласны?
IV. Работа над новой темой.
1) Разгадывание загадок. (слайд №4)
(Загадки воспринимают на слух, отгадки — кадры презентации; после каждой загадки смена картинки по щелчку)
-Отгадайте загадки, и у вас получится «портрет» воды.
1. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)
3. На дворе лежал горой,
В дом занес, он стал водой.(Снег)
4. Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
5.Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
6.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
а пошли искать их днем-
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
7.Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.
А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)
Итог.
— На какие на три группы можно разделить отгадки?
-Что нового узнали о воде?
-В каких состояниях встречается вода в природе?
-В какое время года мы встречаемся с водой в твердом состоянии? В жидком? В газообразном?
2.Моделирование. Работа в парах.
а)(липкие полоски и «частицы» воды ( кружочки голубого цвета)
— Изобразить модель воды: частицы воды в жидком состоянии и газообразном. 3.Физминутка (в группах по 4 человека). — Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды: в паре над кипящим чайником; в стакане воды, которую поставили в холодильник; в чайнике, который поставили на огонь. |
(Дети должны «изобразить» молекулы)
4.Решение познавательной задачи. Катя налила воду в стакан и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитый стакан. Можете объяснить, что произошло? (размышляют) 5.Объяснение учителя. -0º С –граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять. Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе? Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды. Итог. -Что нового узнали о воде? -В каких состояниях вода встречается в природе? -Что происходит с водой при температуре 0º С? ниже нуля? -Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов? 7.Демонстрация опыта. -Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней происходит? (испарение) Что нужно, чтобы вода из жидкого состояния перешла в газообразное? Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом.Пронаблюдайте. Что происходит с водой? |