Урок математики во 2 классе УМК «Школа России»
Тема урока: Прямоугольник
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Устный счёт
Самоопределение к деятельности
(На доске нарисованы фигуры)
- Как эти фигуры можно разделить на группы? (По количеству углов.)
- Уберите шестиугольники. (Один ученик выходит к доске и убирает 2 шестиугольника.)
-Какие группы фигур остались? (Треугольники и четырёхугольники.)
-Сколько треугольников (2.)
- Какой из них имеет прямой угол? Докажите с помощью угольника. (Один ученик выходит к доске со своим угольником и показывает прямой угол в треугольнике.)
- Уберём треугольники. Какие фигуры остались? (Четырёхугольники.)
- Какие углы имеют оставшиеся фигуры? ( Учащиеся выходят к доске и, пользуясь треугольником, определяют виды углов.)
- Можно ли все эти четырёхугольники назвать прямоугольниками? А как вы думаете, какой четырёхугольник называется прямоугольником?
- Сформулируйте тему урока
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
Сегодня мы отправимся в страну геометрии. В этой стране есть остров. На острове живёт очень важная фигура.
(Учитель закрепляет на доске квадрат из цветной бумаги.)
Важность её признавалась всеми жителями острова. При изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила эта фигура на своём пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»
- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
- Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура? (Квадрат.)
- А как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
Ходил квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Если встречу родственника, то я сразу его узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож».
Однажды встречает он на пути такую фигуру:
(Учитель закрепляет фигуру из цветной бумаги на доске.)
Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.
- Вы не догадались, ребята, чем похожи эти фигуры? (Все углы прямые.)
И спросил тогда квадрат: «Как зовут тебя?»
- Меня зовут…
- Кто знает, как называется эта фигура? (прямоугольник)
- Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые.)
- Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы
(Один ученик у доски измеряет углы.)
- Сколько сторон у прямоугольника? (4)
- Покажите стороны, которые лежат одна против другой.
Это противоположные стороны.
- Давайте измерим их длину. Что скажите? (Они равны.)
- Измерьте две другие противоположные стороны. (Они равны.)
- Сформулируйте вывод о длине противоположных сторон прямоугольника. (Противоположные стороны прямоугольника равны.)
Вот квадрат и спрашивает: « А мы не родственники с тобой?» «Я бы тоже рад был узнать об этом,- отвечает Прямоугольник. – Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас одна и та же фамилия».
Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства.
- Давайте и мы их найдём. (1. Четыре угла. 2. Все углы прямые. 3. Четыре стороны. 4. Противоположные стороны равны.)
- Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быть у них? (Прямоугольники.)
Обрадовались Прямоугольник и квадрат, что они близкие родственники и стали с тех пор дружить
- Понравилась Сказка? О какой новой фигуре вы узнали? (о прямоугольнике.)
- Прочитайте правило на стр. 14 учебника
2. Работа по учебнику
№1 стр. 14.
- Найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые. Назовите номера этих фигур.
№2 стр. 14
- Начертите сначала прямоугольники с прямым углом. Что надо начертить сначала? (Прямой угол) - Воспользуемся чертёжным треугольником. Расположите чертёжный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертёжному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками. (аналогично строят другие фигуры.)
- Прочитайте задание 2. Выполните его самостоятельно.
- Сколько фигур вы раскрасили? (1)
V. Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№4 стр. 14
- Ппрочитайте условие задачи.
- Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в одно действие, в два действия.
- Решите составную задачу.
(Проверка.)
№ 5 стр. 14
Рассмотрите числовые выражения. Можно ли поставить между ними знаки сравнения, не вычисляя значения выражений.
Работа в тетради с печатной основой
№ 40 стр.15(самостоятельное выполнение. )
VII. Рефлексия
VIII. подведение итогов урока
- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что осталось непонятным?
- Какое задание вам было трудно выполнять?
Дом. Задание.
Учебник: стр. 14 № 3,6