Якуниной Анастасией Павловной.
Цель урока: Формировать у учащихся умения овладеть письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Задачи урока | Дидактические | Развивающие | Воспитательные |
-закрепить знания названий компонентов умножения; - научить умножать на числа, оканчивающиеся нулем. | -развитие воображения, памяти; -развитие логического мышления и грамотной речи. | -воспитывать любознательность, активность, усидчивость; -активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, самоконтроль. |
Основные понятия | Множитель, произведение, умножение в столбик. |
Информационно- образовательная среда | Учебник «Математика» 4 класс. Часть 2. Моро М.И., Бантова М.А. |
Ресурсы и оборудование | Информационный материал: Моро М.И. Математика: Учеб. Для 4 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 2.- М. Демонстрационный материал: наглядные пособия (дидактическая игра «Орешки» для II этапа урока. Диагностический материал: страница учебника 13, раздаточный материал. |
Межпредметная связь | Окружающий мир «Изменения в природе осенью» |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится Знания (ученик будет знать): названия компонентов действия умножения, знаки действия умножение; связь между сложением и умножением. Умения (ученик будет уметь): называть компоненты и результат действия умножения в пределах первой сотни. Ученик получит возможность научиться: 1)устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; 2)применять переместительное свойство умножения при вычислениях | Регулятивные УУД: 1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; 2) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: 1) владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; 2) читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение. Коммуникативные УУД: 1) строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; 2) принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | У учащегося будут сформированы: 1) положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе; 2) интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики; 3) умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат. |
Этап урока, его цель, длительность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 1 мин. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие учащихся. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна и сегодня я проведу у вас урок математики. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки –на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Ребята, перед тем как мы начнем наш урок, покажите, пожалуйста, своё настроение. Улыбнитесь мне, а я вам и у нас всё получится! -Проверьте своё рабочее место, все ли у вас на месте и мы скорее приступим к изучению математики. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.) Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Для начала нам надо повторить материал, который поможет нам подготовиться к изучению новой темы. (На доске числовые выражения с действием умножение.) Посмотрите внимательно на доску. Белочке нужно помочь собрать орешки. Но принести в дупло она его может, только тогда, когда найдет значение выражения. Поможем Белочке? А как вы думаете, почему белочка собирает орешки? Сейчас посмотрите внимательно на выражения и устно найдите их значение. Сейчас мы его с вами решим, но для начала повторим, как же решать такие выражения? (3*4)+(2*2) (5*7)-5 (3*1)+(6*8) 2+(9*1) 9*6 7*4 Как нашел значение? - Ребята, какие мы знания сейчас закрепили? Каким действием мы находили значение этих выражений? Как называется компоненты умножения? | Устно находят значение выражения. Отвечают на вопросы. -Сначала выполняем действие в скобках. Отвечают на вопросы. -Нахождение значений выражений. -Умножение. -1множитель,2множитель, произведение. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин.) Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -А теперь посмотрите на этот большущий орех. Знаете ли вы как решать такой пример? 53*200 А что вы еще не умеете делать? Что особенного в этом примере? Но мы пообещали помочь белочке собрать орехи, а этот смотрите какой большой. Подвести нельзя и мы будем учиться решать такие примеры. -Ребята, с кокой проблемой мы столкнулись? | Отвечают на вопросы. -Умножать на числа, оканчивающиеся нулем. -В этом примере умножается на число с двумя нулями на конце. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения (1 мин.) Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Давайте сформулируем тему урока и поставим цель, исходя из предыдущего упражнения. -Верно, тема урока: «Умножения на числа, которые оканчиваются нулем» -Ребята, цель нашего сегодняшнего урока научиться умножать на числа, которые оканчиваются нулем. -Для начала повторили материал, который поможет вам при изучении новой темы. Затем приступим к изучению нового материала. - И в этом нам поможет учебник и рабочая тетрадь, а так же вы должны быть очень внимательны и активны! | Формулируют тему и ставят цель урока. -Тема: Умножения на числа, которые оканчиваются нулем» |
V.Реализация построенного проекта (7 мин.) Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Итак как же все-таки решать такие примеры. 53*200= -Нужно число 53 умножить на число 200. Число 200 заменим произведением чисел 2 и 100. Потом 53 умножили на 2 и получили 106. И это же число умножили на 100. Ответ:10600 53*200=53*(2 *100)=53*2*100= (53*2)*100=106*100=10600 С помощью этого способа, мы можем разбить число с нулями. И опустив скобки, найти удобный способ решения. В нашем случае мы видим, что умножить 2 и 53 было удобнее. А потом добавить 2 нуля. А теперь посмотрим как же решать такие примеры в столбик. -Для начала нужно записать это выражение в столбик. Смотрите внимательно, записываю второй множитель так, чтобы нули остались в стороне. 53 200 Теперь умножаем, не обращая внимание на нули. Сколько будет 2*3? 5*2? К полученному результату приписать столько нулей, сколько их было в первом множителе, прочитать ответ. Ответ:10600 Запишите в свои тетради. Нам удалось помочь белочке забрать с собой этот большой орех. Откройте учебник на стр.13, посмотрите вверху страницы есть еще пара примеров. Здесь точно так же раскладывают число с нулями на два множителя. А затем опускают скобки. И решение в столбик. Записывают второй множитель так, чтобы нули оказались в стороне. Умножают числа, не обращая внимания на нули. И приписываем столько нулей, сколько их было. Говорим ответ. | Дети внимательно слушают объяснение учителя. Записывают пример в тетради. Рассматривают образцы решения примеров в учебнике. |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Откройте учебник на стр.13, выполняем номер 40. Решаем первую строку. Записываю второй множитель так, чтобы нули остались в стороне. 588 70 Теперь умножаем, не обращая внимание на нули. 7*8=56, 5 запоминаю. 7*8=56+5=61, 6 запоминаю. 5*7=35+6=41.К полученному результату приписать столько нулей, сколько их было в первом множителе, прочитать ответ. Ответ:4116 И т. д. -Что мы сейчас делали? Итак, как надо записывать умножение с такими числами? | Подписывают число, классная работа в тетради. Отвечают на вопросы учителя грамотно и полным ответом. Решают примеры в тетради Отвечают на вопросы учителя, подводят итог по этапу урока, делают выводы по проделанной работе. -Умножали на числа, которые оканчиваются нулем. Решали примеры. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | -Ребята, пришло время поработать самостоятельно. У вас нас толах лежат листы с заданием. Вам нужно записать этот пример в столбик и решить его. Один человек работает у доски на отметку. 13*100 52*30 - Давайте проверим свою выполненную работу! - Ребята, сейчас поднимите руку, кто сделал одну ошибку, кто сделал две ошибки… Вывод: - И так ребята, были ли трудности в решении этого задания? Какие? | Выполняют работу самостоятельную на раздаточном материале. Проверка самостоятельной работы. |
VIII.Включение в систему знаний и повторение (5 мин.) Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Выполняем номер 41. Я читаю, а вы внимательно слушаете и ответите на вопрос «о чем задача?». Итак, о чем задача? Я прочитаю еще раз, а вы мне назовете условие и вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? Какое выражение составим? Что нашли? А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Какое выражение составим? Выполняем номер 43. Я читаю, а вы внимательно слушаете и ответите на вопрос «о чем задача?». Итак, о чем задача? Я прочитаю еще раз, а вы мне назовете условие и вопрос задачи. Что означают выражения? Выполняем номер 45. Что больше: 1. Сумма чисел 60 и 20 или их разность? 2.Частное чисел 15 и 5 или их произведение. | 1)36*30=1080(кг)-меда в 30 ульях. 2)42*20=840(кг)-меда в 20 ульях. 3)1080+840=1920(кг) 1. Сколько прошел первый поезд. 2.Сколько прошел второй поезд. 3.Сколько прошли 2 поезда вместе. 4.На сколько больше прошел первый поезд. 1.Сумма. 2.Произведение. |
IX.Рефлексия (1 мин.) Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Ребята, вот и подходит к концу наш урок математики, сегодня мы с вами проделали огромный путь и приобрели новые знания в области математики! - Какая у нас сегодня была тема урока математики? - Что мы сегодня закрепляли на уроке математики? -Ребята, вы сегодня продуктивно поработали. Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. -Поднимите руку, кто считает, что усвоил материал и на уроке все получилось. -Поднимите руку, кто считает, что усвоил материал и на уроке все получилось. -Урок окончен, до свидания! | Отвечают на вопросы. Обучающиеся сами оценивают свою работу. . |