- способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма нахождения значения с двумя переменными;
- тренироваться решать составные задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
- организовать проблемную ситуацию для определения темы урока и постановки учебной цели и учебных задач учащимися;
- прививать интерес к науке математике.
Этап учебного занятия | Содержание этапа учебного занятия (Деятельность учителя) | Показатели выполнения образовательных задач этапа (Деятельность обучающихся) |
I.ОРГАНИЗАЦИОН-НЫЙ ЭТАП | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. - Все ли готовы к уроку? - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Слушают учителя, проверяют наличие всех необходимых принадлежностей на столах. -Да! Улыбаются друг другу и желают успешной работы на уроке. |
II.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ, СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ | - Прочитайте тему урока на экране и определите, что мы сегодня узнаем? - Сегодня на уроке мы будем учиться записывать выражения с двумя переменными и находить значения данных выражений. | - Тема урока «Выражение с двумя переменными». Мы узнаем, что такое выражение с двумя переменными. |
III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УСТНЫЙ СЧЕТ | - Повторим материал прошлых уроков. Обратите внимание, на доске даны выражения с переменной, а для их решения я приглашаю Ваню, Алину и Сашу К. На доске: 56 : x = 8 (1 ученик) 70 – y = 34 (2 ученик) а ● 5 = 40 (3 ученик) (Проверка) -Итак, молодцы, можете присаживаться на свои места. На экране появляется 2 слайд презентации с формулами: P = a + b + c; P = a ● 4; P = (a + b) ● 2. - Посмотрите на экран, вы видите уже знакомые вам формулы. - Скажите, что такое периметр? - Правильно, ваша задача определить, периметр какой фигуры в 1 формуле? - А какие же фигуры во второй и третьей формуле? - Молодцы, откройте рабочие тетради и запишите «число» , «классная работа» . Сегодня 25 января. - Откроем учебники на странице 9. Примеры под номером 10 у доски будет решать Кира. Остальные записывают №10 и решают в тетрадях. 3 ● 26 18 ● 2 (24 + 16) : 8 90 – 6 ● 9 - Проверим, правильно ли решены примеры. Посмотрите на экран: 3 ● 26 = 78; 18 ● 2 = 36; (24 + 16) : 8 = 5; 90 – 6 ● 9 = 46. | Трое учеников выходят к доске и решают выражения с переменной: Ваня: x = 56 : 8, x = 7; Алина: y = 70 – 34, y = 36; Саша К.: a = 40 : 5, a = 8. Ученики возвращаются на свои места. Смотрят на экран - Периметр это сумма длин всех сторон какой-либо геометрической фигуры. - Первая формула периметра треугольника. - Квадрат и прямоугольник. Делают записи в тетрадях Ученица выходит и решает примеры у доски: 3 ● 26 = 3 ● (20 + 6) = 3 ● 20 + 3 ● 6 = 60 + 18 = 78; 18 ● 2 = (20 – 2) ● 2 = 20 ● 2 - 2 ● 2 = 40 – 4 = 36; (24 + 16) : 8 = 40 : 8 = 5; 90 – 6 ● 9 = 90 – 54 = 46; -Ответы совпадают, значит примеры решены правильно. |
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | -Посмотрите на экран, прочитайте и определите, какая из записей лишняя: 30 : 1 30 : 5 30 : 6 30 : 10 = 3 24 : у - Почему? - На какие группы можно разбить эти выражения? - Что надо знать, чтобы найти значение буквенного выражения? -Посмотрите на выражения: 70 + b 80 – a - Вы сможете их решить? Почему? - Правильно, это выражения с одной переменной величиной, а мы сегодня познакомимся с выражениями с двумя переменными величинами. - Вверху на странице 11 нам представлены выражения с двумя переменными: a+b и c-d ; Для решения нам даны значения данных выражений: a = 58 b = 26 c = 53 d = 16 - Подставляем значения вместо букв и решаем полученные выражения: 58+26=84 53-16=37 - Записываем в тетради №1. А Настя Е. прочитает задание. - Записываем первое выражение: c+d c = 48, d = 12, 48 + 12 = 60 - Следующее выражение к доске идет решать Ульяна. - Остальные записывают решение в тетради. m-n m = 80, n = 35, 80 – 35 = 45 | Читают записи по цепочке. - 30:10=3 - Потому что это равенство, а остальные записи – выражения. - Числовые и буквенные выражения. - Нужно знать, каким числом выражена буква, подставить значение вместо буквы и найти значение выражения. - Нет, потому что мы не знаем значения переменных Читает задание Учащиеся решают выражения у доски: c=30, d=43, 30+43=73 (Ульяна) c=1, d=89, 1+89=90 (Олег) c=24, d=6, 24+6=30 (Ярослав) m=100, n=7, 100-7=93 (Влада) m=21, n=9, 21-9=12 (Игорь) m=64, n=50, 64-50=14 (Даша) |
V.ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ | - Выполним упражнение №5 на странице 11: - Вычисли значение выражения c * d, при с = 6, d = 14; c = 24, d = 4. - Записываем №5в тетради, решать у доски будет Настя Е. - Остальные записывают решение в тетради. - Проверьте, у всех ли записано правильно. Можешь присаживаться. | Ученик выполняет вычисление у доски, остальные записывают в тетрадь: c*d c=6, d=14, 6*14=84 c=24, d=4, 24*4=96 |
VI. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | - Настало время отдохнуть. Встаньте возле парт, следите и повторяйте движения под музыку. Мультипликационная зимняя физ.минутка «Кабы не было зимы». - Молодцы, ребята, можете присаживаться на свои места. | Встают возле парт, смотрят на экран и повторяют движения. Присаживаются на свои места. |
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ | - Прочтите задачу №4 на странице 11. - Из каких частей состоит задача? - Прочитайте условие - Прочитайте вопрос - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - А можем ли мы узнать массу двух чемоданов? - Масса чемоданов равна массе двух рюкзаков и сумки - Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? - Кира, Олег и Ульяна запишут решение на доске, остальные записывают в тетрадях. 1)8*2=16(кг) – масса 2 рюкзаков 2)16+4=20(кг) – масса 2 чемоданов 3) 20:2=10(кг) – масса 1 чемодана Ответ: 10 кг масса одного чемодана. | Читают задание. - Задача состоит из условия и вопроса. - Масса двух одинаковых чемоданов равна массе двух одинаковых рюкзаков и сумки. - Узнай массу чемодана -Нет, потому что мы не знаем массу двух чемоданов. - Можем, для этого 8*2=16 (кг) - К массе двух рюкзаков прибавим массу сумки 16 + 4 = 20 (кг) - Да, для этого 20:2=10 (кг) Записывают решение и ответ задачи. |
VIII. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ | - Откройте дневники и запишите домашнее задание: -Стр. 11, № 2 и задания на карточках. | Слушают пояснения учителя и записывают домашнее задание. |
IX.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ | - С чем мы сегодня познакомились? - В каких выражениях это встречается? - Чему вы сегодня научились? Ребята, посмотрите на экран, вам представлена «Лесенка успеха» – нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. - Поднимите руки, кто на нижней ступеньке, у кого ничего не получилось - Поднимите руки, кто на средней ступеньке, у кого были затруднения - И поднимите руки те, у кого все получилось - Спасибо! Урок окончен. | - Мы познакомились с выражениями с двумя переменными - В буквенных выражениях - Мы научились записывать и находить значение выражений с двумя переменными. Слушают Следуют инструкции учителя |