Урок математики. 4 класс.
Тема: Задачи на движение.
Цель урока: закрепление умения решать задачи на движение.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение решать задачи на движение; учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое мышление; развивать математическую речь учащихся.
Воспитывающие:
воспитывать трудолюбие, ответственность; умение работать в паре и классом, слушать и слышать других.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
II. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на экран, что объединяет все эти объекты? (Движение)
(На экране движущиеся объекты: велосипедист, самолет, лодка, машина, лыжник, ракета.)
70 ∙ 10 – 3 ∙ 90 ( З) =430
360 : 4 : 15 ∙ 50 (А) =300
42 – 320 : 80 ∙ 4 (Д) = 26
(900 – 90) : 9 – 7 ∙ 5 (А) = 55
96 ∙ 10 : 6 + 80 (Ч) =240
(88 : 22 + 60 : 5) ∙ 5 (А) =80
- Объедините предыдущие два задания и сформулируйте тему урока:
Как думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
(Решать задачи на движение)
-
Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?
(В жизни. Чтобы не опаздывать на встречи, спланировать время выхода, рассчитать скорость движения)
- Мы не просто будем решать задачи, а отправимся в путешествие. Мы с вами выпускной класс, с предыдущими выпускными классами мы совершали поездки-экскурсии по нашему Ставропольскому краю. Куда мы могли бы поехать? Предлагаю представить, что мы поедем в Пятигорск и попробовать применить умения решать задачи на движение для планирования такой поездки.
Но сначала проверим какие знания по этой теме у вас есть:
III. Актуализация знаний.
1. - Какие величины используются в задачах на движение? (Расстояние, скорость, время)
- Какой буквой обозначается расстояние? S
- Как его найти? ( Расстояние равно скорости, умноженной на время.)
S =V ∙ t
- Какой буквой обозначается скорость? V
- Как ее найти? (Скорость равна расстоянию, деленному на время.)
V = S : t
- Какой буквой обозначается время? t
- Как его найти? (Время движения равно расстоянию, деленному на скорость)
t = S : V
2. Раздели данные единицы измерения на три группы.
Км/мин мм сек неделя см м/сек
- По какому признаку вы их разделили на 3 группы? (Единицы измерения расстояния, скорости, времени)
- Какими еще единицами измерения можно добавить каждую группу?
3. Математический диктант.
• Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели?
• Поезд за 4 часа прошёл 360 км. С какой скоростью он двигался?
• За какое время прошел турист 28 км, если он шел со скоростью 4 км/ч?
• Какое расстояние проплывет катер за 4 часа, если он движется со скоростью 30 км/ч?
• Мотоциклист за 4 часа проехал 320 км. С какой скоростью он двигался?
• Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил?
• За 2 часа вертолет пролетел 600 км. С какой скоростью он летел?
• Какое расстояние пройдет лыжник за 5 часов, если будет двигаться со скоростью 15 км/ч?
• Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?
4. - Какие существуют виды задач на движение?
• Движение навстречу друг другу (на сближение)
• Движение в противоположные стороны (на удаление)
• Движение друг за другом
- Что общего в этих задачах?
(Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние)
- Чем отличаются эти задачи?
(Направление движения объектов)
IV. Решение задач
- Я вижу, вы готовы отправиться в путешествие. Нам необходимо узнать, какое расстояние мы с вами должны преодолеть, для этого вы должны решить задачу.
1. Самостоятельная работа.
Задача.
Расстояние от г. Ставрополь до г. Невинномысск можно преодолеть за 2 ч со скоростью 20 км/ч и расстояние от г. Невинномысск до г. Пятигорск за 3 ч со скоростью 40 км/ч. Найди расстояние между г. Ставрополь и Пятигорск.
Проверка решения.
- Что находили? (Расстояние)
- Как находили? (S =V ∙ t )
20∙2=40 (км) – расстояние между
40∙3=120 (км) – расстояние между
40+120=160 (км) – расстояние между
2. Физкультминутка.
- Мы сегодня говорим о движении, и мы должны знать правила дорожного движения. Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке. Да – хлопать в ладоши, нет – топать.
• Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам.
• Выезжать за пределы дворовой территории можно детям с 7 лет.
• Можно играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
• Переходить улицу можно только при зеленом свете светофора.
• Переходя через улицу, сначала посмотри направо.
• Нельзя обходить автобус, троллейбус, трамвай ни спереди, ни сзади. Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода.
• Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено.
3. Работа в группах.
- Итак, мы отправляемся в путь. А сейчас будем работать в группах. На столе лежит карточка с задачей и план работы.
Задача.
Мы выехали из Ставрополя , навстречу нам из Пятигорска выехали наши друзья. Через сколько часов мы встретимся, если мы будем ехать со скоростью 85 км/ч, а наши друзья со скоростью 75 км/ч? Расстояние между городами мы нашли в первой задаче.
План работы:
• Определить вид задачи.
• Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже.
• Решить задачу по действиям с пояснениями.
Проверка решения.
Ответы учащихся. (Эта задача на встречное движение. Для того чтобы решить задачу такого вида, нам необходимо, сначала найти скорость сближения, а затем расстояние разделить на полученный результат.)
75+85=160 (км/ч) – скорость сближения
160:160=1 (ч) – время
4. Коллективный разбор задачи и самостоятельная запись решения.
- Продолжаем наше путешествие. По дороге мы встретили двух велосипедистов. Они выехали одновременно из поселка в одном направлении. Скорость первого 13км/ч, скорость второго 11км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
- В каком направлении двигаются велосипедисты? (Одновременно, в одном направлении.)
- Какова скорость первого велосипедиста? (13км/ч)
- А скорость второго?( 11км/ч)
- Что еще известно в задаче? (Время)
- Что нужно найти в задаче? (Расстояние)
- Как будем решать? Что сначала узнаем в задаче? (Скорость удаления)
- Как найти скорость удаления при движении в одном направлении? (Из скорости первого вычесть скорость второго)
- Как найти расстояние? (Расстояние равно скорости, умноженной на время)
13-11=2 (км/ч) – скорость удаления
2∙3=6 (км) – расстояние между велосипедистами через 3 часа
5.
V. Подведение итогов
- Вот наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Ребята, понравился вам наш урок?
VI. Рефлексия.
Закончи предложение:
• Для меня было интересным….
• Я не знал(а) что….
• Труднее всего было…
• Я точно запомнил(а), что….
V. Домашнее задание.
Составить и решить задачу на движение.
70 ∙ 10 – 3 ∙ 90 ( З) =430
360 : 4 : 15 ∙ 50 (А) =300
42 – 320 : 80 ∙ 4 (Д) = 26
(900 – 90) : 9 – 7 ∙ 5 (А) = 55
96 ∙ 10 : 6 + 80 (Ч) =240
(88 : 22 + 60 : 5) ∙ 5 (А) =80
70 ∙ 10 – 3 ∙ 90 =
З
360 : 4 : 15 ∙ 50=
А
42 – 320 : 80 ∙ 4=
Д
(900 – 90) : 9 – 7 ∙ 5 =
А
96 ∙ 10 : 6 + 80=
Ч
(88 : 22 + 60 : 5) ∙ 5 =
А