СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики. 4 класс. Тема "Цилиндр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Класс: 4

         Предмет: Математика

        Тема урока: «Цилиндр».

           Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

         Цель урока: Создание условий для  знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры.

«Начальная школа  ХХI века»

Просмотр содержимого документа
«Урок математики. 4 класс. Тема "Цилиндр"»

технологической карты урока




  1. Ф.И.О. учителя Фролова Елена Владимировна

  2. Класс: 4

  3. Предмет: Математика

  4. Тема урока: «Цилиндр».

  5. Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

  6. Цель урока: Создание условий для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры.

7.Задачи

  • Образовательные: познакомить с понятием «цилиндр»; сформировать умение показывать основания и боковую поверхность цилиндра; научить выполнять изображение цилиндра на плоскости.

  • Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;

  • Воспитательные: воспитывать культуру речи, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

  1. Планируемые результаты

  • Предметные: познакомиться с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; научатся показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости.

  • Метапредметные:

- Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.

- Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других.

  • Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

8. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация.

для учащихся – учебник.







Организационная структура урока

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности обучающегося

1. Актуализация опорных знаний.







Устный счёт
























- Отгадайте загадки о геометрических фигурах:


Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем дружно мы считать,

И делить, и умножать.


Вопросы учителя:






Во сколько раз 84 больше 12?


91 уменьшить в 7 раз.


Найти частное чисел: 96 и 16.


Найти произведение чисел: 60 и 9.


Найти ¼ от 80.


27 увеличить в 3 раза.


Какое число разделили на 30 и получили 8?


На какое число разделили 400 и получили 5?


  • Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня. (Круг.)


  • Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались, дело в чём?

Как фигуру назовём? (Ромб)


  • Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….(квадрат).


  • На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый….(треугольник)


  • Он похожий на яйцо

Или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность-

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг….(овал)


  • Хоть углы мои прямые,

Я, ребята, не квадрат.

Если вы меня узнали,

Буду очень-очень рад.







Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счёта.




В 7


13


6


540


80:4*1=20


81


240



80



Учащиеся отгадывают загадки:




-Круг







-Ромб







- квадрат






- треугольник








-овал





-прямоугольник

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.




Интеллектуальная разминка

Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура не встречалась в загадках, которые вы отгадывали, а, следовательно, является «лишней».





Учащиеся могут не знать название фигуры, в таком случае они могут сказать, что это фигура на картинке седьмой по счёту.

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Учиться выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения.

2. Определение темы урока.

Учащиеся определяют тему и задачи урока.

Ребята, отгадайте ещё одну загадку.


- У батона колбасы

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа

Удивительной красы…..


Или

- Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать.


Как вы думаете, какова тема урока?

(Несмотря на то, что в конспекте приведены краткие ответы учеников, необходимо следить за тем, чтобы обучающиеся давали полные, развёрнутые ответы).


- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68, №1 Можете вы ответить на вопрос, как называется фигура под номером 5.





Цилиндр







Цилиндр





Цилиндр.







Ученики выполняют №1, стр. учебника 68.


Учиться сравнению, обобщению; уметь определять основную и второстепенную информации; отрабатывать навыки постановки и формулирования проблемы.





3. Открытие нового знания, способа действия.

Изучение нового материала.

Посмотрите внимательно на изображение и попытайтесь определить, что такое цилиндр.


- Верно. Слово «цилиндр» происходит от греческого слова kylindros- «валик», «каток». Цилиндром называют тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя секущими её параллельными плоскостями – основаниями цилиндра.


- Ребята, посмотрите на изображение, и определите, обе ли фигуры являются цилиндрами?




-Верно, это цилиндры.

Виды цилиндров



Прямой цилиндр, если его образующие перпендикулярны плоскости основания.



Цилиндр называется наклонным, если его образующие наклонены под углом к основанию.

Мы с вами на уроках будем работать с прямыми цилиндрами.


-Скажите, пожалуйста, где в повседневной жизни можно встретить цилиндр, где его можно применить?

Дополнительно: №3, стр. учебника 69


Вывод:

- Цилиндр, что такое? — спросил я у папы.

Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа.

Чтобы иметь представление верное,

Цилиндр, скажем так, это банка консервная.

Труба парохода — цилиндр, труба на нашей крыше — тоже,

Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой —

Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь,

И тоже на цилиндр похож.







- Цилиндр имеет два основания и боковую поверхность. Каждое из оснований представляет собой круг. (стр. учебника 68-определение)







Слушают информацию, уточняют.







-Да, только одна изображена под наклоном.














Учащиеся слушают дополнительную информацию.
























- Примеры обучающихся.









Вывод учащихся:

- в одежде;

- в быту;

- в технике;

- на железнодорожном транспорте;

- на автомобильном транспорте;

- в архитектуре и строительстве;

и т.д.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Физминутка


Выполнение физических упражнений.

Дети выполняют подражательные движения


5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику




Задание №5















Задание №6, стр. 70


















Задание №12, стр.71

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.







99 · 4 39 · 7 199 · 5

69 · 6 49 · 4 79 · 3










Решите задачу.

1 вариант

В бассейне длина дорожки равна 200 м. Пловец уже проплыл три четвёртых этой дорожки. Сколько метров ему осталось проплыть?



2 вариант

Длина лыжной трассы – 25 км. Лыжник прошёл четыре пятых пути. Сколько километров ему осталось пройти?


- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.




Какие из утверждений неверны?



Это не конус.

Это не пирамида.

Это пирамида.

Это не прямоугольный параллелепипед.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предложения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.



Решение:

99·4=(100-1) · 4= 400-4=396

69·6=(70-1) ·6=420-6=414

39·7=(40-1) ·7=280-7=273

49·4=(50-1) ·4=200-4=196

199·5=(200-1) ·5=1000-5=995

79·3=(80-1) ·3=240-3=237





Решение:

  1. 200:4·3=150(м)-проплыл пловец

  2. 200-150=50 (м)-осталось проплыть пловцу




Решение:

  1. 25:5·4=20 (км)-прошёл лыжник

  2. 25-20=5(км)-осталось пройти лыжнику.






Учащиеся выполняют упражнение, устно обосновывая своё решение.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

6. Работа в группах











Карточка 1




























Карточка 2





















Карточка 3

Организует работу по группам.

- Определите по техническим рисункам название геометрической фигуры, дайте максимальные сведения о ней и её применении.

































Учащиеся работают в группах.








1-я группа.

Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов. Круги называются основаниями цилиндра. Основания цилиндра равны и лежат в параллельных плоскостях. У цилиндра образующие параллельны и равны. Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности. Радиусом цилиндра называется радиус его основания. Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований.











2-я группа:

Куб-это геометрическое тело. Квадрат является гранью куба. Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются гранями. Куб называется правильным шестиугольником, так как у него 6 граней. Две соседние грани квадрата (многогранника) называются рёбрами. У куба 12 ребер, равных по длине. Куб имеет вершины. Три ребра пересекаются (сходятся) к одной вершине. У куба 8 вершин.





3-я группа:

Конус - это геометрическое тело. Основание конуса – круг. Высота конуса – это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на плоскость основания.

Часть конической поверхности, расположенная между вершиной и плоскостью основания, называется боковой поверхностью конуса.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Осуществлять управление поведением партнёра-контроль, коррекцию, оценку его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владеть монологической и диалогической формами речи

7.Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация поведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

-Что вызвало затруднение?

-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий-если некоторые вопросы вызвали затруднения.

Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.


Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи


Литература

1. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил.

2. Математика: 4 класс: методическое пособие / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 272 с.: ил.