Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности обучающегося |
1. Актуализация опорных знаний. | Устный счёт - Отгадайте загадки о геометрических фигурах: | Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Будем дружно мы считать, И делить, и умножать. Вопросы учителя: Во сколько раз 84 больше 12? 91 уменьшить в 7 раз. Найти частное чисел: 96 и 16. Найти произведение чисел: 60 и 9. Найти ¼ от 80. 27 увеличить в 3 раза. Какое число разделили на 30 и получили 8? На какое число разделили 400 и получили 5? А похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (Круг.) Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались, дело в чём? Как фигуру назовём? (Ромб) Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я….(квадрат). И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый….(треугольник) Или на твоё лицо. Вот такая есть окружность- Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг….(овал) Я, ребята, не квадрат. Если вы меня узнали, Буду очень-очень рад. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счёта. В 7 13 6 540 80:4*1=20 81 240 80 Учащиеся отгадывают загадки: -Круг -Ромб - квадрат - треугольник -овал -прямоугольник | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
| Интеллектуальная разминка | Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура не встречалась в загадках, которые вы отгадывали, а, следовательно, является «лишней».   | Учащиеся могут не знать название фигуры, в таком случае они могут сказать, что это фигура на картинке седьмой по счёту. | Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение. Учиться выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения. |
2. Определение темы урока. | Учащиеся определяют тему и задачи урока. | Ребята, отгадайте ещё одну загадку. - У батона колбасы Мы отрезали носы, Он теперь – мужская шляпа Удивительной красы….. Или - Присмотрись, стоит ведро - Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать. Как вы думаете, какова тема урока? (Несмотря на то, что в конспекте приведены краткие ответы учеников, необходимо следить за тем, чтобы обучающиеся давали полные, развёрнутые ответы). - Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68, №1 Можете вы ответить на вопрос, как называется фигура под номером 5. | Цилиндр Цилиндр Цилиндр. Ученики выполняют №1, стр. учебника 68. | Учиться сравнению, обобщению; уметь определять основную и второстепенную информации; отрабатывать навыки постановки и формулирования проблемы. |
3. Открытие нового знания, способа действия. | Изучение нового материала. | Посмотрите внимательно на изображение и попытайтесь определить, что такое цилиндр.  - Верно. Слово «цилиндр» происходит от греческого слова kylindros- «валик», «каток». Цилиндром называют тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя секущими её параллельными плоскостями – основаниями цилиндра. - Ребята, посмотрите на изображение, и определите, обе ли фигуры являются цилиндрами?  -Верно, это цилиндры. Виды цилиндров  Прямой цилиндр, если его образующие перпендикулярны плоскости основания.  Цилиндр называется наклонным, если его образующие наклонены под углом к основанию. Мы с вами на уроках будем работать с прямыми цилиндрами.  -Скажите, пожалуйста, где в повседневной жизни можно встретить цилиндр, где его можно применить? Дополнительно: №3, стр. учебника 69 Вывод: - Цилиндр, что такое? — спросил я у папы. Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа. Чтобы иметь представление верное, Цилиндр, скажем так, это банка консервная. Труба парохода — цилиндр, труба на нашей крыше — тоже, Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой — Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь, И тоже на цилиндр похож.   | - Цилиндр имеет два основания и боковую поверхность. Каждое из оснований представляет собой круг. (стр. учебника 68-определение) Слушают информацию, уточняют. -Да, только одна изображена под наклоном. Учащиеся слушают дополнительную информацию. - Примеры обучающихся. Вывод учащихся: - в одежде; - в быту; - в технике; - на железнодорожном транспорте; - на автомобильном транспорте; - в архитектуре и строительстве; и т.д. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
4. Физминутка | Выполнение физических упражнений. |  | Дети выполняют подражательные движения | |
5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. | Работа по учебнику Задание №5 Задание №6, стр. 70 Задание №12, стр.71 | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. 99 · 4 39 · 7 199 · 5 69 · 6 49 · 4 79 · 3 Решите задачу. 1 вариант В бассейне длина дорожки равна 200 м. Пловец уже проплыл три четвёртых этой дорожки. Сколько метров ему осталось проплыть? 2 вариант Длина лыжной трассы – 25 км. Лыжник прошёл четыре пятых пути. Сколько километров ему осталось пройти? - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Какие из утверждений неверны?  Это не конус. Это не пирамида. Это пирамида. Это не прямоугольный параллелепипед. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предложения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решение: 99·4=(100-1) · 4= 400-4=396 69·6=(70-1) ·6=420-6=414 39·7=(40-1) ·7=280-7=273 49·4=(50-1) ·4=200-4=196 199·5=(200-1) ·5=1000-5=995 79·3=(80-1) ·3=240-3=237 Решение: 200:4·3=150(м)-проплыл пловец 200-150=50 (м)-осталось проплыть пловцу Решение: 25:5·4=20 (км)-прошёл лыжник 25-20=5(км)-осталось пройти лыжнику. Учащиеся выполняют упражнение, устно обосновывая своё решение. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
6. Работа в группах | Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 | Организует работу по группам. - Определите по техническим рисункам название геометрической фигуры, дайте максимальные сведения о ней и её применении. | Учащиеся работают в группах. 1-я группа. Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов. Круги называются основаниями цилиндра. Основания цилиндра равны и лежат в параллельных плоскостях. У цилиндра образующие параллельны и равны. Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности. Радиусом цилиндра называется радиус его основания. Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований. 2-я группа: Куб-это геометрическое тело. Квадрат является гранью куба. Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются гранями. Куб называется правильным шестиугольником, так как у него 6 граней. Две соседние грани квадрата (многогранника) называются рёбрами. У куба 12 ребер, равных по длине. Куб имеет вершины. Три ребра пересекаются (сходятся) к одной вершине. У куба 8 вершин. 3-я группа: Конус - это геометрическое тело. Основание конуса – круг. Высота конуса – это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на плоскость основания. Часть конической поверхности, расположенная между вершиной и плоскостью основания, называется боковой поверхностью конуса. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Осуществлять управление поведением партнёра-контроль, коррекцию, оценку его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи |
7.Итог урока. | Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация поведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: - Что нового узнали на уроке? - Какое задание понравилось больше всего? -Что вызвало затруднение? -Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий-если некоторые вопросы вызвали затруднения. | Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи |
1. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил.
2. Математика: 4 класс: методическое пособие / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 272 с.: ил.