МОУ «Савостинская СОШ»
подготовила
учитель математики и информатики
Бульёнова Екатерина Вячеславовна
Цели:
- повторение и обобщение умений и навыков выполнения действий с десятичными дробями, - развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти, - воспитание интереса к математике и ее приложениям, - умение работать коллективно, в парах, индивидуально.
Форма проведения урока:
- традиционная с использованием новых информационных технологий, - фронтальная, - работа в парах,
Оборудование урока: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, карточки с тестовыми заданиями, бланки для самоконтроля,
Структура урока:
Организационный, мотивационно-ориентировочный: разъяснение учебной деятельности учащихся.
Подготовительный: актуализация опорных знаний.
Основной: выполнение специально подобранных заданий.
Контроль за усвоением знаний и умений: тестовая работа по индивидуальным карточкам.
Заключительный: подведение общих итогов.
Ход урока:
I. Организационный момент(1мин.): 2слайд:
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим и обобщим наши умения и навыки выполнения действий с десятичными дробями. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.
Откройте тетради, запишите число. На партах у вас лежат листочки с таблицей, в которую вы будете вносить баллы за каждый правильный ответ, а в конце урока, подсчитав баллы, поставите оценку.
II. Актуализация опорных знаний(3мин.):
1. Фронтальный опрос: 3слайд:
1. Какая дробь называется десятичной?
2. Как сложить десятичные дроби?
3. Как вычесть десятичные дроби?
4.Как округлить десятичную дробь?
5. Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?
6. Как разделить десятичную дробь на число?
Каждый правильно ответивший на вопрос ставит 1 балл в таблицу «теория».
2. Устный счет(3 мин.): 4слайд
1. подсчитать: 2. решить цепочку:
14,2 + 3,5 4, 2-2,8+5,6-3,8+1,7-0,7
15,32 – 2,2
17,35 * 10
5,2 * 3
7,2 : 8
7 – 5,2
5,6 : 100
3,7 * 0,2
Самые активные ставят 1 балл в таблицу «устный счет».
III. Историческая справка(2 мин.): 5 слайд
«Дробь» - от глагола «дробить» ( 8 век). В первых учебниках математики - «ломаные числа». Десятичные дроби используют чаще, чем обыкновенные. Это связанно с простотой правил вычислений. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль- Каши. Записывал аль - Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математике.
4. Выполнение заданий(13 мин.): 6 слайд
1. Округлите десятичные дроби:
а) до десятых:
6,713≈6,7
16,051≈16,1
9,25≈9,3
б) до сотых:
0,526 ≈0,53
2,408≈2,41
8,555≈8,56
в) до десятков:
413,3≈410
664,3≈660
273,58≈270
г) до сотен:
801,9≈800
2405≈241
1267,1≈127
2. Вычислите произведение: 28 * 34 (952). 7слайд:
Используя полученный результат, запишите значение выражений, не выполняя указанных в них действий.
2,8 * 34 = 28 * 0,34 = 952 : 34 = 95,2 : 34 = | | 95,2 9,52 28 2,8 |
3. Реши уравнение: 8 слайд:
а) 7x – 365,72 = 47,28 б) (x – 73,5) * 6 = 57 | |
4. Задача: 9слайд:
Какое расстояние проедет автомобиль за 3,5 часа, если его скорость 85, 5 км/ч ?
Тот, кто быстро и правильно справился с заданиями, ставит баллы в таблицу «уравнение, примеры, задача»
IV. Физкультминутка (3 мин.):
V. Самостоятельная работа с самопроверкой в парах и самооценкой (10 мин.)
раздаточный материал: (карточки с заданиями)
1 вариант
1. Вычислите: 550,8: 27-5,3;
А 15,1 В 16,1 С 15,2 D 16
2. Решите уравнение х: 3,5= 1,12;
А 3,29 В 3,92 С 3,12 D 1,23
3. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?
А 6,2 В 7,4 С 4,4 D 5,2
2вариант
1.Вычислите: 0,35∙ 30,5-5,35;
А 5,33 В 5,23 С 3,52 D 5,325
2. Решите уравнение: 75х = 172,5;
А 3,2 В 22,3 С 2,3 D 3,22
3. Ученики 5 «А» класса собрали 215,7кг яблок, а 5 «Б» класса - на 23,6 кг больше. Сколько килограмм яблок собрали вместе?
А 455 В 239,3 С 192,1 D 407,8
Дети решают по вариантам, после обмениваются решенными заданиями и проверяют друг друга с помощью ключей. Проверяющие ставят баллы в таблицу «самостоятельная работа».
VI. Итог урока(2 мин.).
Какие правила, мы с вами сегодня закрепили?
Что вызвало затруднение?
Какие моменты остались непонятны?
VII.Домашнее задание.
№ 1260, №1263.
VIII. Рефлексия(3мин).
А давайте оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?
Каждый ученик берет у себя на парте подходящее облачко для своих знаний и украшает им доску.
5-10 удовлетворительно – облако синее.
10-15 хорошо – облако зеленое.
15-20 отлично – облако красное.
Подсчитав баллы, выставить оценки.
Всем спасибо за урок. Урок закончен.
Литература:
1. Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.
2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И.
3. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы. Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Шанцева М.Н.
4. Математика. 5 класс. Блицопрос. Тульчинская Е.Е.
5. Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. 1.
Ссылки на сайты:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8C Десятичная дробь
http://900igr.net/kartinki/matematika/Sravnenie-desjatichnykh-drobej/011-Iz-istorii-drobej.html Картинки на тему: десятичная дробь, факты из истории
http://pedsovet.su/load/244-1-0-3017 физкультминутка для глаз
http://www.uchportal.ru/load/27 тесты по математике