Тема урока: «Квадратный дециметр»
Цель: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.
Задачи:
Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Ход урока
1.Психологический настрой детей на урок
(Слайд№2)
2. Актуализация знаний.
3 см 5 л 2 дм 46 4 мм 100 18 см 22 дм 22
4м 9дм =…..дм
3см 7мм = … мм
65см = …дм…см
28мм = … см… мм
- Что измеряем этими единицами? (длину)
- Чтобы узнать, с чем мы сегодня будем работать, разгадайте шифровку: решите примеры устно, записывая в тетрадь только ответы, потом с помощью шифра сможете узнать часть темы урока.
(Слайд № 3) – после решения примеров по щелчку появляется таблица с шифром, разгадав который дети получают слово «Площадь».
2*5, 45:9, 6*4, 7*4, 27:3, 3*7, 4*4
24 5 10 28 21 9 16
О Л П Щ Д А Ь
- Какое слово получилось? (Площадь)
- Что такое площадь?
- Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять? (прямоугольника и квадрата)
- В каких единицах измерения мы вычисляли площадь? (кв.см)
- Что такое «кв.см» ? (квадрат со стороной 1 см)
3.Формирование новых понятий и способов действий
- Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.
- Найдите лишние фигуры.
-Какие это фигуры? Почему они лишние? (Углы непрямые)
- Как называются выбранные вами фигуры? (прямоугольник и квадрат)
-Чем они похожи? Чем отличаются?
- Найдите площадь прямоугольника.
- Как вы это сделали? (Длину умножили на ширину).
- Чему равна площадь этого прямоугольника? Квадрата?
- А кто готов узнать площадь поверхности вашей парты?
- Вы смогли выполнить задание?
- Почему не получается? В чём затруднение? (не знаем, как сосчитать, долго).
- Вы хотели бы узнать, как выполнить это задание?
- Сегодня вы узнаете, как это можно сделать проще, познакомитесь с новой единицей площади.
- На ваших столах лежат квадраты.
- Измерьте длину стороны этого квадрата. (10 см)
- Кто назовёт эту длину по-другому? (1 дм)
10см =1дм (Слайд №4)
- 1 дм – это линейная единица. Начертите в своих тетрадях отрезок длиной 1 дм.
- Итак, на ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади. Кто догадался, как она называется? (кв. дм)
- Начертите такой квадрат у себя в тетрадях. Что вы должны помнить о квадрате? (У него все стороны равны)
- Кто знает, как записать, что это 1 кв. дм?
- Как называется тема нашего урока? (Единица площади – квадратный дециметр).
- Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы измерять площадь)
- Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (прикладывать квадратик). (Работа в парах)
- Закончили работу. Назовите, какова площадь этого прямоугольника?
(Не успели узнать)
- Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось?
(Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать, трудно было).
- Попробуйте измерить новой меркой. Что скажете?
(Мерка поместилась 2 раза)
- А почему с этим заданием вы справились быстро?
(Мерка большая, легко было измерять)
- Назовите ещё раз, как называется маленькая мерка? Большая мерка?
- Сравните мерки между собой. Что можете сказать?
- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы).
- Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы (поверхность парты, стола, книги, тетради и др.)
Работа в группах
С помощью новой единицы измерения кв.дм найдите:
1 группа – площадь поверхности парты; (70кв.см)
2 группа – площадь дверцы шкафа; (20 кв.см)
3 группа – площадь поверхности компьютерного стола; (15 кв. см)
4 группа – площадь общей тетради. (6 кв.см)
-Какова же площадь этих предметов?
- Какова же площадь тетради? Удобно этой меркой измерять? Почему?
- А как найти? Посовещайтесь в группах. (Измерить по линейке стороны тетради в см и длину умножить на ширину).
- Значит, какой меркой находим площадь тетради? (кв. см)
- А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм.
- Как это можно сделать? (разделить большой квадрат на кв.см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
- Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать. (Слайд №7)
– Объясните, как подсчитать, сколько кв.см в данном квадрате.
- Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (перемножить 10 на 10)
- Посчитайте. (100 кв.см)
- Запишем в тетрадь:
1 кв.дм = 100 кв.см (Слайд № 8)
- Итак, что мы сейчас узнали? (как кв.дм связан с кв.см)
Решим задачу. С. 60, № 3
- Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
- В каких единицах длины измеряется высота и ширина зеркала? (в дм)
- Почему? (зеркало большое)
6. Итог урока