В основе урока лежали самостоятельные действия учащихся на каждом этапе, полное погружение в учебную задачу. Этому способствовали такие приёмы, как работа в группах, само- и взаимопроверка, создание ситуации успеха, дифференцированные задания, саморефлексия.
Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность ученика |
1. Орг. момент |
Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность. | Стимулирование на учебную деятельность. Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула. Потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично. | Организация рабочего места, проверка посадки. |
2. Мотивация. |
Стимулирование познавательной активности, активизация мыслительного процесса | Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания. Устный счёт. Проверка знания табличного умножения: | Решение заданий, основанных на знании табличного умножения. |
А) найди лишнее число: 2 4 6 7 10 12 14 6 18 24 29 36 42 Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить. | Нахождение лишнего числа. |
Б) вставьте пропущенные числа: … 16 24 32 … 48 … | Добавление недостающего числа. |
Создание проблемной ситуации Задания в парах: В) расставьте примеры в 2 группы:
 Почему так распределили? (с ответом 4 и 5). | Классификация примеров по группам. |
Карточки: 8·7-6+30:6= 28:(16:4)·6= 30-(20-10:2):5= 30-(20-10·2):5= | Сильные ученики работают по индивидуальным карточкам. |
Что вы заметили? Есть ли здесь лишний пример? Все ли примеры вы смогли решить? У кого возникли затруднения? Чем этот пример отличается от остальных? Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером? | Нахождение затруднения. Выявление недостающего знания, причины затруднения. |
Постановка учебной задачи. Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число. Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)· Приведите примеры. Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0. Подходят ли эти правила к нашему примеру? Как же он поведёт себя при делении? | Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером. |
Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно. Таблица на доске. Что для этого надо? Узнать правило деления 0 на число. | Формулирование темы и целей урока. |
3. Открытие нового знания. |
Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила. | Установление связи с ранее изученным. Какие же у вас есть предположения? 0:5=0 0:5=5 | Выдвижение гипотезы, |
Как же найти верное решение? С каким действием связано умножение? (с делением) Приведите пример 2 · 3 = 6 6 : 2 = 3 Можем ли мы теперь 0:5? Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0. х·5=0 Это число 0. Значит, 0:5=0. Приведите свои примеры. | поиск решения на основе ранее изученного, |
Формулирование правила. Какое же правило теперь можно сформулировать? При делении 0 на число получается 0. 0 : а = 0. Прочитайте правило в учебнике и сравните с вашим. А давайте попробуем любое число разделить на 0. Например, 5:0. Сколько получится? Нельзя подобрать такое число, при умножении которого на 0 получится 5. Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ. | формулировка правила. |
4. Первичное закрепление |
Тренировка в выполнении правила действия. | | Решение типовых заданий с комментированием. Работа по схеме (0:а=0) |
5. Физминутка. |
Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления. | | |
6. Автоматизация знаний. |
Выявление границ применимости нового знания. | В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений) (30- 3·10):5= | (26-17):0= | 13 · х = 0 | 0 · х = 9 | | Использование полученных знаний в разных заданиях. Работа в группах. |
Что неизвестно в этих уравнениях? Вспомните, как узнать неизвестный множитель. Решите уравнения. Какое решение в 1 уравнении? (0) Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя) | Обращение к ранее изученным умениям. |
** Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0) | Для сильных уч-ся творческое задание |
7. Самостоятельная работа. |
Развитие самостоятельности, познавательных способностей | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. №6 | Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль. Сильные ученики проверяют и помогают более слабым. |
8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач. |
Формирование навыка решения задач. | Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0? (Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.) Тогда будем решать задачи, где есть другие числа. Прочитайте задачу. Что поможет решить задачу? (таблица) Какие столбики в таблице надо записать? Масса 1 ящ. | кол-во | масса общ. | Сл. 8 кг | 1) : | 48кг | Гр. 9 кг | | ?кг 2)· | Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии? | Работа над задачей с использованием таблицы. Планирование решения задачи. Самостоятельная запись решения. Самоконтроль по образцу. |
9. Рефлексия. Итоги урока. |
Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка. | Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока? Какую цель ставили перед собой? Достигли вы её? С каким правилом познакомились? Оцените свою работу, выставив соответствующий значок: | солнышко | – я доволен собой, у меня всё получилось | | белое облако | – всё хорошо, но я мог работать лучше; | | серое облако | – урок обычный, ничего интересного; | | капелька | – ничего не получилось | | Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. |
10. Домашнее задание. |