СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Деление 0 на число"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

  • раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
  • развивать самостоятельность, внимание, мышление;
  • формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.

Для достижения цели урок был разработан с учётом деятельностного подхода.

Структура урока включала в себя:

Орг. момент, целью которого было позитивно настроить детей на учебную 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Деление 0 на число"»

Урок математики по теме "Деление 0 на число". 3-й класс

Цели урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

  • раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

  • развивать самостоятельность, внимание, мышление;

  • формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.

Для достижения цели урок был разработан с учётом деятельностного подхода.

Структура урока включала в себя:

  1. Орг. момент, целью которого было позитивно настроить детей на учебную деятельность.

  2. Мотивация позволила актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого были предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнулись с проблемой: нашёлся пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети самостоятельно сформулировали цель и поставили перед собой учебные задачи урока.

  3. Поиск и открытие нового знания дал возможность детям предложить различные варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогли найти верное решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.

  4. Во время первичного закрепления ученики комментировали свои действия,работая по правилу, дополнительно были подобраны свои примеры на это правило.

  5. Для автоматизации действий и умения пользоваться правилам в нестандартных заданиях дети решали уравнения, выражения в несколько действий.

  6. Самостоятельная работа и проведенная взаимопроверка показали, что большинство детей тему усвоили.

  7. Во время рефлексии дети сделали вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценили себя с помощью карточек.

В основе урока лежали самостоятельные действия учащихся на каждом этапе, полное погружение в учебную задачу. Этому способствовали такие приёмы, как работа в группах, само- и взаимопроверка, создание ситуации успеха, дифференцированные задания, саморефлексия.

Ход урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Орг. момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула.
Потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт.
Проверка знания табличного умножения:

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число:
2 4 6 7 10 12 14
6 18 24 29 36 42
Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16 24 32 … 48 …

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
В) расставьте примеры в 2 группы:

Почему так распределили? (с ответом 4 и 5).

Классификация примеров по группам.

Карточки:
8·7-6+30:6=
28:(16:4)·6=
30-(20-10:2):5=
30-(20-10·2):5=

Сильные ученики работают по индивидуальным карточкам.

Что вы заметили? Есть ли здесь лишний пример?
Все ли примеры вы смогли решить?
У кого возникли затруднения?
Чем этот пример отличается от остальных?
Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
Подходят ли эти правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.

цель

Таблица на доске.
Что для этого надо?  Узнать правило деления 0 на число.

задача


Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным.
Какие же у вас есть предположения?
0:5=0
0:5=5

предположение


Выдвижение гипотезы,

Как же найти верное решение?
С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3
Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.
Приведите свои примеры.

поиск решения на основе ранее изученного,

Формулирование правила.
Какое же правило теперь можно сформулировать?
При делении 0 на число получается 0.
0 : а = 0.

вывод


Прочитайте правило в учебнике и сравните с вашим.
А давайте попробуем любое число разделить на 0.
Например, 5:0. Сколько получится?
Нельзя подобрать такое число, при умножении которого на 0 получится 5.
Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.

формулировка правила.

4. Первичное закрепление

Тренировка в выполнении правила действия.

15·0=

0:6=

0:20=

8:0=

       

Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

5. Физминутка.

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

 

 

6. Автоматизация знаний.

Выявление границ применимости нового знания.

В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)

(30- 3·10):5=

(26-17):0=

13 · х = 0

0 · х = 9


Использование полученных знаний в разных заданиях.
Работа в группах.

Что неизвестно в этих уравнениях?
Вспомните, как узнать неизвестный множитель.
Решите уравнения.
Какое решение в 1 уравнении? (0)
Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя)

Обращение к ранее изученным умениям.

** Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0)

Для сильных уч-ся творческое задание

7. Самостоятельная работа.

Развитие самостоятельности, познавательных способностей

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
№6

Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Сильные ученики проверяют и помогают более слабым.

8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач.

Формирование навыка решения задач.

Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.
Прочитайте задачу. Что поможет решить задачу? (таблица)
Какие столбики в таблице надо записать?

Масса 1 ящ.

кол-во

масса общ.

Сл. 8 кг

1) :

48кг

Гр. 9 кг 

 

?кг 2)·

Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии?

Работа над задачей с использованием таблицы.
Планирование решения задачи.
Самостоятельная запись решения.
Самоконтроль по образцу.

9. Рефлексия. Итоги урока.

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
Оцените свою работу, выставив соответствующий значок:

 

солнышко 

– я доволен собой, у меня всё получилось 

 

белое облако 

– всё хорошо, но я мог работать лучше; 

 

серое облако 

– урок обычный, ничего интересного; 

 

капелька 

– ничего не получилось 


Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

10. Домашнее задание.