СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Решение уравнений"(7 класс).

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Решение уравнений" проводился в рамках семинара "Использование новых педагогических технологий в обучении здоровью учащихся, его сохранении и укреплении на уроках математики".

Урок содержит игровые моменты, в процессе которых раскрывается познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме. Также в нем присутствуют разгрузочные паузы: двигательные упражнения для позвоночника и упражнения для снятия усталости глаз.

Урок воспитывает у учащихся трудолюбие, чувство уважения к науке, расширяет умственный кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Решение уравнений"(7 класс).»














ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБУЧЕНИИ ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ, ЕГО СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

(Методический материал из опыта работы).










Составила учитель математики

МБОУ СОШ № 87

ШАХБАЗОВА Зоя Ивановна.









Г. Воронеж, 2014





«ЗДОРОВЬЕ – НЕ ВСЁ, НО БЕЗ ЗДОРОВЬЯ НИЧТО».

Сократ.


В своей работе учителя кафедры математики, физики стараются сделать свои уроки доступными и интересными для всех учеников. Ещё К.Д. Ушинский сказал, что «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения … убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».

Математика – наука сложная, и поверхностные знания хуже, чем незнание. Вокруг нашей школы лицеи, гимназии с углубленным изучением предметов, а нам нужно научить математике всех детей, которые к нам пришли, поэтому приходится творчески подходить к изложению любой темы и на каждом уроке стараться удивить, заинтересовать ребят.

На уроках все учителя уделяют большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Используют разнообразные формы и методы работы, чередование видов работы (опрос учащихся, чтение, рассказ, наглядные пособия, решение задач и т.д.), оздоровительные моменты на уроках, т.е. физкультурные минутки, упражнения для глаз, для мышц, позвоночника, дыхательная гимнастика.

Используют занимательные моменты на уроках, которые имеют познавательный смысл. Это могут быть сведения из истории математических открытий, о происхождении и значении терминов, из биографии ученых, известных людей, достигших юбилейной даты.

Все это способствует повышению интереса и воспитанию личности, гуманизации предмета, а также снимает напряжение у учащихся между выполнением однообразных заданий.

На протяжении ряда лет я использую с пятого по девятый класс карточки. Тематика их разнообразна, например: «Мир растений», «Живопись», «История математики», «Жизнь замечательных людей», «Высказывания известных» и т. д. Структура карточек такова: интересная история, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое, ученик или учащиеся получают набор чисел, каждому такому числу соответствует определенная буква из данного ниже набора. В завершение работы по карточке необходимо из набора букв сложить слово, которое и является ответом на вопрос.

Эти карточки нужны не только потому, что в учебнике порой не хватает примеров, просто школьников утомляет однообразная деятельность, и тогда на помощь приходят такие карточки. Относительная «новизна» заданий, неожиданная фабула интригует учащихся, а положительные эмоции включают второе дыхание.

Кроме того, формулировки заданий позволяют расширить кругозор. Иногда из полученного набора букв ребята не могут сами составить слово, вот и приходится показывать и рассказывать о знакомых незнакомцах, предлагать литературу по данной теме для чтения.

Каково же бывает удивление ребят: видели же, но не знали название. Кто-то, получив ответ, сам пытается узнать что-либо об упомянутом растении, найти о нем интересный материал, а затем рассказать на уроке или составить свою карточку. Занимательность пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность, и просыпается интерес к предмету (и не только к математике).

Наконец, карточка позволяет не только продолжить работу над математическими умениями и навыками, но и развить логическое мышление. Не так-то просто из букв е, о, с, к, н, ч получить «змеиную» траву – чеснок, а из набора слов

нельзя, наблюдая, изучать, как, сосед, математику, делает, это

составить высказывание: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

Можно зашифровать любое слово, например, с приходом весны – слово «ВЕСНА», зимы – слово «ЗИМА» и т. д. Рассказать об этом в нескольких словах или прочесть стихи. Когда я шифрую слово «ЗРЕНИЕ», провожу беседу о зрительных иллюзиях, о том, как сохранить зрение. Беседа заканчивается физкультминуткой, проводятся упражнения для снятия усталости глаз.

Физкультминутки учителя используют в стихах.

Нестандартные методы обучения: урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование (брейн-ринг), урок-викторина, урок-КВН, урок-турнир и т.д. способствуют включению в активную работу всех учащихся и снятию усталости после нудных уроков. Дополнительные занятия после основных уроков утомляют и приносят не столько пользу, сколько вред здоровью, а с помощью введения в урок игровых моментов можно снять напряжение у ребят.

Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский).

Для предупреждения усталости в ходе уроков, особенно в старших классах (там физминутка не уместна), проводятся игры-разминки: «Цепь из математических слов», «Кто больше» составит слов из какого-нибудь математического термина, «Софизмы» (софизм - доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована), кроссворды, ребусы, «Исключение лишнего», «Установление закономер-ности», логические задачи, «Найди ошибку» и т.д.

Для каждого ученика на уроке должен быть момент радости. Для одного - это хорошая отметка, для другого – похвала, для третьего – улыбка учителя, для четвертого – радость от самостоятельного решения трудной задачи. На любом уроке должна присутствовать радость – в частности, для того, чтобы дать разрядку ученикам. Для передышки, снятия напряжения используются задания, в которых проявляется связь с окружающим миром, с другими предметами. Детям нравятся такие упражнения, они видят, что математика – не сухая наука, а служит другим наукам, применяется в практической деятельности людей. Все это способствует сбережению здоровья учащихся.

Ежемесячно пересаживаются ученики с целью изменения угла зрения, проводятся беседы о здоровье.

Учителя физики проводят опыты, используют видео на уроках, снимают напряжение у учащихся примерами из жизни, предлагают головоломки, кроссворды. Проводят на уроках самостоятельные работы «блуждающие», состоящие из нескольких заданий, после выполнения одного учащиеся пересаживаются на другое место для выполнения другого и так 5 раз за урок.

Учителя стараются искать, выдумывать, фантазировать и делать все возможное для того, чтобы сделать учебу в школе радостной, полезной и здоровой.







ТЕМА: «Решение уравнений».

(Урок алгебры в 7 «Б» классе с применением здоровьесберегающих технологий).

Подготовила учитель математики МБОУ СОШ № 87 ШАХБАЗОВА З.И., ВКК.


Цели и задачи урока:

  • Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.

  • Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету, логического мышления, развивать навыки самостоятельной работы по уровням; внимание, наблюдательность; формировать потребность приобретения знаний; развивать творческие способности учеников путем решения упражнений.

  • Воспитательные:

воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение, чувство уважение к науке, чувство товарищества, расширить умственный кругозор учащихся.

Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации и различных упражнений снимать нервно-психическое напряжение.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Содержание темы: данная тема программы 7 класса по алгебре любого действующего учебника из Федерального комплекта.


Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная.


Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

  2. Актуализация опорных знаний – проверка домашнего задания (работа по карточкам), устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных понятий на основе систематизации знаний.

  3. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения. Разгрузочная пауза между заданиями:

1) упражнение для позвоночника; 2) двигательные упражнения; 3) упражнения для снятия усталости глаз.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.

  3. Рефлексия.


Оборудование: тетради, учебник, плакаты с заданиями; разноцветные звездочки; тестовые карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки для проверки домашнего задания.

По ходу урока за каждый правильный ответ ученику дается звездочка. За три полученные звездочки ставится «5».

ХОД УРОКА.

  1. Мотивационная беседа.

Сообщение темы и постановка целей урока.

Сегодня мы обобщим и повторим тему: «Уравнения». Эпиграфом к нашему уроку будет служить высказывание

«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам на листочках.(6 карточек).

Образцы карточек для индивидуальной работы.

№1. Решите уравнение: а) 1/5 х = 5; б) 2х – (6х + 1) = 9. \ 25; -2,5 \

№2. Решите уравнение: а) 7х + 11,9 = 0; б) 4х + 5,5 = 2х – 2,5. \ 1,7; - 4 \

№3. Решите уравнение: а) 5х – (7х + 7) = 9; б) 3х – 11,4 = 0. \- 8; 3,8 \

№4. Решите уравнение: а) 1/6 х = 18; б) 6х – 0,8 = 3х + 2,2. \108; 1 \

№5. Решите уравнение: а)8х–(2х+4)=2(3х-2); б) 3х – (9х-3)=3(4-2х). \любое; \

№6. Решите уравнение: а) 7х - (х+3)=3(2х-1); б) 6х-(2х-5)=2(2х+4). \любое; \

  1. Устная работа (записано на доске).

а) Вопросы по теории:

  • Что называется уравнением?

  • Что называется корнем уравнения?

  • Что значит решить уравнение?

  • Какие уравнения называются равносильными?

  • Какие свойства используются при решении уравнений?

  • Какое уравнение называется линейным уравнением с одной переменной?

  • В каких случаях уравнение ах = в имеет корни и сколько?

Следующая работа по применению этих знаний. Выполнив задания, вы сможете отгадать: какой древнегреческий математик внес огромный вклад в область решения уравнений?


б) Составьте какое-либо уравнение вида ах = в, корнем которого является число: 3; 0.


в) Найдите корень уравнения:

7х = - 14; -х = 4; 0,3х = 9; 3х = 0; 1/5 х = - 1; - 2/7 х = - 2; 6х – 2(3х -2) = 6.


И

А

О

Д

Т

Н

Ф

- 4

- 5

30

- 2

1/7

0


ДИОФАНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ(3 век).


Посредством уравнений, теорем

Он уйму всяких разрешал проблем.

И засуху предсказывал, и ливни -

Поистине его познанья дивны. / ГОСЕР/


  1. Диагностика.

1. Задание творческого характера. Найдите ошибку.

Знайка пригласил всех жителей Солнечного города к себе в гости. Чтобы попасть к нему, нужно справиться с заданием, которое он придумал. Незнайка очень хочет попасть на праздник, он быстро решил уравнения, но не знает верно, ли он это сделал. Помогите Незнайке.

3х + 11 = - 2; 3х = 11 – 2; 3х = 9; х = 3. /- 4  /

4(х+2) = 20; 4х + 2 =20; 4х = 20 – 2 ; 4х = 18; х = 4,5. / 3 /

13 – 4х = 3(х+2); 13 -4х=3х+6; 13+6=4х-3х; х=19. / 1 /

Почему эти ошибки произошли? На какие правила надо обратить Незнайке?

Запишите их в тетрадь, решив без ошибок. Первые 5 учащихся, верно выполнившие уравнения, получают звездочки.


2. Найдите зашифрованное слово.

В старину корой этого дерева «заговаривали» зубы и лихорадку. Вырежут из коры треугольник, чтобы отдать дань Богу и трут десны, читая молитву. А потом треугольник прикладывают на место, откуда вырезали. И боль утихает. И неведомо было людям, что дело не в Богах, а в содержащихся веществах в коре именно этого дерева. Решив следующие задания, вы сможете отгадать, о каком дереве идет речь?

Задания выполняются на доске:

  1. Задача № 160.

Было стало

К. - х кг (х+2)кг

Ящ.- 2х кг на 0,5 кг м.

2х + 0,5 = х+2; х = 1,5. / 1,5 /


3. Разгрузочная пауза. Физкультурная минутка в стихах (проводит ученица).


Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать.

Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка.

На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть!


  1. Решите уравнения № 138(а,б,в).

а) 3х = 0; х = 0. / 0 /

б) 0х = - 1; . / /

в) 0у = 0; у – любое. /все/

  1. Решите уравнение № 241(г).

х = 0, х= - 3. / - 3; 0 /


А

Н

К

Е

Л

О

И

С

- 3; 0

все

-3

30,14

4

1,5

0



Осина

4. Разгрузочная пауза. Упражнения для снятия усталости глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (поморгать)

Посмотрите все в окно, (влево)

Ах, как солнце высоко, (вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (по дуге вверх-вправо, вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (вниз)

Жмурься сильно, не ленись. (зажмурить, открыть и поморгать)


4. Самостоятельная работа по карточкам. Проверьте себя.



Уравнения

ответы


1

2

3

4

1

3х – 0,6 = х + 4,4

1,9

2,5

- 2,5

2

13х – (9х – 3) = 3(4 – 2х)

- 0,9

1,5

0,9

1


3

- 3(3у + 4) + 4(2у – 1) =0


- 16

1,6

16

(х + 5)(2 - х) = 0

- 5; 2

5; - 2

-5

2


Код: 2; 3; 4 и 1


5. Странное уравнение.

15х – 30 = 12х – 24

15(х – 2) = 12(х – 2) \ : (х-2)

15 = 12. Как так?


Подведение итогов урока.

Итак, наш урок подошел к концу, мы успешно преодолели все препятствия. Сегодня мы с вами закрепили вопрос о решении уравнений.

Математическое «Поле чудес» поможет подвести итог уроку.

Й 3(х – 2) =3х

Р 3(х + 5) = 6(х + 2) – 3(х – 1)

Е  х = 24

  • Какое уравнение имеет множество корней?

  • Какое уравнение имеет единственный корень?

  • Какое уравнение не имеет корней?

Составив слово, вы получили имя английского натуралиста Джона Рея, сказавшего такие слова: «Здоровье дороже богатства». (1627 – 1705)


Благодарю вас за работу, вы хорошо потрудились, желаю успехов при выполнении домашнего задания.

Выставление оценок за урок по количеству набранных звездочек и за самостоятельную работу.


  1. Домашнее задание.

П.6 – 8(!!), № 135(а,б,д), 138(г), 154.


  1. Рефлексия.

Беседа о том, что нового ребята узнали на уроке, что понравилось, что не понравилось, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!